В окончательной форме решение суда принято 20 ноября 2020 года
Дело № 2а-1947/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 17 ноября 2020 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре – Глековой А.А., с участием истицы – ФИО1, представителя ответчика Госкомрегистра – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Администрации города Ялта, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, должностному лицу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, начальнику отдела распоряжения землями Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта ФИО4, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта ФИО5, с участием заинтересованного лица – ФИО6 о признании незаконным заявления, решения,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с иском о признании незаконным заявления Администрации города Ялта, поданного в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 13.05.2016 года, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кад. номером №<номер>; признании незаконным и отмене решения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 27.05.2016 года, о снятии с кадастрового учета объекта недвижимого имущества с кад. номером №<номер>.
Исковые требования мотивированы тем, что решением Массандровского посСовета от 12.03.2010 года ей было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,008 га, для строительства индивидуального гаража, расположенного в районе <адрес>. 13 мая 2015 года сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кад. номера №<номер>. Истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о передаче ей земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, однако Постановлением Администрации города Ялта № 290-п от 18.02.2016 года в удовлетворении заявления было отказано. Решением Ялтинского городского суда от 17.08.2016 года вышеназванное постановление было признано незаконным, на администрацию города Ялта возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления истца, возбуждено исполнительное производство. Вместе с тем, решение суда так и не было исполнено, а 13 мая 2016 года Администрация города Ялта обратилась в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, на основании которого 27 мая 2016 года объект недвижимости был снят с кадастрового учета. Считает действия Администрации города Ялта по подаче в Госкомрегистр заявления, а также действия Госкомрегистра по снятию земельного участка с кадастрового учета незаконными, поскольку они были совершены во время судебного разбирательства по ее иску.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск. Также пояснила, что после снятия сформированного ею земельного участка с кадастрового учета на кадастровый учет был поставлен земельный участок с кад. номером №<номер>, в состав которого частично вошел ранее сформированный ею земельный участок. В дальнейшем этот земельный участок постановлением Администрации города Ялта от 26.01.2017 года был передан в собственность ФИО6
Представитель ответчика Госкомрегистра против исковых требований возражал. Возражения мотивировал тем, что земельный участок с кад. номером №<номер> был поставлен на кадастровый учет со статусом записи «временный». 13 мая 2016 года в Госкомрегистр поступило заявление представителя собственника земельного участка – Администрации города Ялта об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений об объекте недвижимости, носящих временный характер, на основании которого 27.05.2016 года он был снят с кадастрового учета и ему присвоен статус «аннулированный», а в дальнейшем изменен на «архивный». Учитывая, что муниципальное образование в лице Администрации города Ялта, до фактической передачи земель в собственность граждан является собственникам земель, а соответственно вправе принимать решения в отношении своей собственности по своему усмотрению, считает действия Госкомрегистра законными и обоснованными. Также считает, что истцом без уважительных причин пропущен срок исковой давности на обращение в суд.
Ответчики - должностное лицо Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, начальник отдела распоряжения землями Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта ФИО4, начальник Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта ФИО5 в судебное заседание не явились, были уведомлены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Заинтересованное лицо – ФИО6 в судебное заседание также не явилась, была уведомлена о месте и времени его проведения надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело без ее участия.
В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся ответчиков и заинтересованного лица.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что решением 35-й сессии 5-го созыва Массандровского посСовета № 11 от 12 марта 2010 года ФИО1 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка, для строительства и обслуживания индивидуального гаража по адресу: <адрес>, ориентировочной площадью 0,0080 га.
На основании указанного решения органа местного самоуправления, межевого плана и заявления представителя истца от 28 апреля 2015 года, 13 мая 2015 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке площадью 80 кв. метров, расположенном в <адрес>, которому присвоен кад. №<номер>, сведения об объекте недвижимости имеет статус временные. Дата истечения временного характера сведений – 14.05.2020 года.
29.09.2015 года ФИО1 обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав, в чем ей было отказано постановлением Администрации гор. Ялта от 18 февраля 2016 года.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 оспорила его в суде и решением Ялтинского городского суда от 17 августа 2016 года ее иск был удовлетворен частично, признано незаконным постановление администрации гор. Ялта от 18.02.2016 года № 290-п; на администрацию города Ялта возложена обязанность повторно рассмотреть ее заявление.
В тоже время, судом установлено, что 13 мая 2016 года представитель Администрации города Ялта по доверенности – ФИО4 обратилась в Государственный комитет по госрегистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости носящих временный характер сведений о земельном участке с кад. номером №<номер>.
На основании указанного заявления, 27.05.2016 года должностным лицом Госкомрегистра ФИО-1 земельный участок, носящий «временный» характер был снят с государственного кадастрового учета, ему присвоен статус «аннулированный». В связи с внесением изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в результате верификации сведений о земельных участках, 19.06.2019 года статус «аннулированный» был изменен на «архивный».
Судом также установлено, что решением 35-й сессии 5-го созыва Массандровского посСовета № 11 от 12 марта 2011 года ФИО6 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в собственность земельного участка площадью 0,0400 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома.
На основании указанного решения, 16.11.2016 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о вышеуказанном земельном участке, которому присвоен кад. №<номер>.
Постановлением Администрации города Ялта № 283-п от 26.01.2017 года земельный участок с кад. номером №<номер> был передан в собственность ФИО6, а 17.04.2017 года в ЕГРН внесены сведения о регистрации за ФИО6 права собственности на данный земельный участок.
В судебном заседании истец не оспаривала, что переданный в собственность ФИО6 земельный участок частично сформирован в том числе из земельного участка, которому ранее был присвоен кад. №<номер>.
Полагая, что действия Администрации и Госкомрегистра, направленные на снятие с кадастрового учета земельного участка являются незаконными, нарушают права и законные интересы истца на дооформление в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав, ФИО1 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 8 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно статье 1 Закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей в период совершения оспариваемых действий по снятию земельного участка с кадастрового учета) правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленном законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
В силу статьи 23 Закона N 221-ФЗ постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости (часть 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ).
Согласно части 9 статьи 4 Закона N 221-ФЗ такие сведения до утраты ими в установленном названным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости такие сведения могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости по заявлению собственника (собственников) объектов недвижимости (ч. 5 статьи 24 Закона N 221-ФЗ).
Таким образом, Закон допускает снятие с кадастрового учета земельного участка, имеющего временный характер в следующих случаях:
- истечение установленного законом срока;
- заявление собственника или органа власти, уполномоченного на распоряжение земельными участками (в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена).
Судом установлено, что сведения о земельном участке с кад. номером №<номер> были аннулированы Государственным комитетом по госрегистрации и кадастру Республики Крым на основании заявления его собственника, в лице Администрации города Ялта.
Судом также установлено, что вместо земельного участка с кад. номером №<номер> был в последующем образован новый земельный участок, сведения о котором 16.11.2016 года были внесены в государственный кадастр недвижимости с присвоением ему кад. номера №<номер>.
Сведения о вновь образованном земельном участке были внесены в связи с рассмотрением заявления ФИО6 о предоставлении ей земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав и на сегодняшний день не имеют временного характера, в связи с регистрацией на него собственности, которая состоялась 17.04.2017 года. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что в рассматриваемом случае имеет место спор о праве, поскольку в рамках представленных действовавшим в момент совершения действий законодательством полномочий, администрация города Ялта сняла с учета земельный участок с кадастровым номером №<номер>, образовала на его месте новый объект недвижимости с кад. номером №<номер>, право собственности на который зарегистрировано за ФИО6, в установленном порядке никем не оспорено.
При этом поводом притязаний истца на указанный участок, снятый с временного учета по заявлению уполномоченного публичного органа, была возможность получения его в собственность на основании решения органа местного самоуправления.
Таким образом, поскольку на сегодняшний день право собственности на земельный участок, сформированный в том числе за счет земельного участка, на который претендовала истица, зарегистрировано за иным лицом, избранный истцом способ защиты при вышеназванных обстоятельствах не обеспечит восстановление ее субъективных прав, в связи с чем заявленные ею исковые требования суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Более того, право истца на приобретение в собственность земельного участка на основании решения органа местного самоуправления от 12 марта 2010 года, в порядке завершения оформления прав, может быть также восстановлено путем формирования нового земельного участка в соответствии с нормами земельного законодательства и его постановки на кадастровый учет, без учета земельного участка, переданного в собственность ФИО6
Также, суд считает, что истцом без уважительных причин пропущен срок на обращение в суд с заявленными ею исковыми требованиями.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с нормами КАС РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
В соответствии с ч. 7 ст. 218 КАС РФ, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исковое заявление об оспаривании действий, имевших место 13.05.2016 года и 27.05.2016 года направлено в суд почтой 05.05.2020 года.
Истица в своем исковом заявлении указывает, что о совершении ответчиками оспариваемых действий ей стало известно из ответа Госкомрегистра от 10.03.2020 года (л.д. 5).
Вместе с тем, из материалов административного дела №<номер> года следует, что еще <дата>, подавая в суд отзыв на заявление Администрации города Ялта о прекращении исполнительного производства, истица знала, что кадастровый учет земельного участка №<номер> был аннулирован на основании заявления Администрации города Ялта, в целях формирования земельного участка, который в дальнейшем был передан в собственность ФИО6 (л.д. 118-119).
Доказательств наличия каких-либо уважительных причин, объективно препятствующих своевременному обращению истца в суд с настоящим исковым заявлением, суду не представлено.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации города Ялта, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, должностному лицу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, начальнику отдела распоряжения землями Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта ФИО4, начальнику Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта ФИО5 о признании незаконным заявления, решения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова