Дело № 2а-1947/8-2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 августа 2021 года г.Курск
Промышленный районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Гладковой Ю.В.,
при секретаре Агутиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по Курской области ФИО1 об отмене и признании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 05.07.2021 года незаконным, об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области обратился в Промышленный районный суд г.Курска с административным иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по Курской области ФИО1 об отмене и признании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 05.07.2021 года незаконным, об освобождении от взыскания исполнительного сбора, мотивируя свои требования тем, что решением Промышленного райсуда г.Курска от 02.04.2020г. на Комитет возложена обязанность предоставить ФИО6 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Курска. Решение обжаловано не было и вступило в законную силу 13.05.2020г. На основании вышеуказанного решения выдан исполнительный лист серии ФС № от 14.05.2020г., на основании которого 19.03.2021г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена КСО 19.03.2021г., срок для добровольного исполнения истек 24.03.2021 года.30.04.2021 года Комитет обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением Промышленного районного суда г.Курска от 28.05.2021 года Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 05.07.2021г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установление нового срока исполнения, полученное комитетом 07.07.2021 года. Комитет не имел возможности исполнить решения суда, поскольку вина Комитета в неисполнении решения суда отсутствует, в именно ст.63,67-69, 83.2 ФЗ №33-ФЗ установлены минимальные сроки для проведения закупки жилых помещений: 7 дней-минимальный срок подачи заявок, который может быть установлен для участия в электронном аукционе; 3 рабочих дня – срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе; 3 рабочих дня –срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе; 1 рабочий день – срок проведения самой закупки; 1 рабочий день –срок размещения протокола в ЕИС; 10 дней с даты размещения в ЕИС протоколов рассмотрения вторых частей заявок –минимальный срок, по истечении которого допускается заключение контракта. Кроме того, срок исполнения поставщиком контракта, как правило составляет 6-9 месяцев. После получения Заказчиком уведомления от Поставщика о готовности передать жилые помещения, Заказчиком осуществляется приемка жилых помещений с оформлением акта приема-передачи –минимальный срок 15 рабочих дней. После подписания акта приема-передачи жилые помещения оформляются в собственность Курской области, в результате для исполнения решения суда необходимо 9-12 месяцев. Все проведенные Комитетом за 2021 год закупки по приобретению жилых помещений в г.Курске, как на первичном, так и на вторичном рынках жилья признаны несостоявшимися ввиду отсутствия поданных заявок на участие в них. Большинство застройщиков жилья сдают в эксплуатацию жилье без отделки, что препятствует его приобретению для указанных целей; на рынке жилья отсутствуют квартиры необходимой площади; часть потенциальных поставщиков жилья в силу корпоративной политики не работает с бюджетными средствами. Поскольку Комитет принимает все меры для предоставления жилья по решению суда, то просит суд признать действия судебного пристава-исполнителя незаконными, отменить постановление о взыскании исполнительского сбора, освободить Комитет от взыскания исполнительского сбора.
В судебное заседание представитель административного истца Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Курской области ФИО1, в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена.
Представитель УФССП России по Курской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 18 июля 2017 года N 1563-О, установление в законе сроков для обращения в суд с административным исковым заявлением, а также момента начала их исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан; определение момента начала течения сроков для обращения в суд предполагает для суда необходимость при рассмотрении поданного заявления принять во внимание все значимые для правильного решения дела фактические обстоятельства, позволяющие доподлинно установить момент, когда заинтересованному лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов, оценивая имеющиеся в деле доказательства на предмет относимости, допустимости и достоверности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Комитетом социального обеспечения материнства и детства Курской области срок на обращение в суд не пропущен.
В соответствии с п.1 ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ч.1 ст.30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В силу ч.11 ст.30 вышеназванного ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии по ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1)
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч.2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч.3).
В судебном заседании установлено, что решением Промышленного райсуда г.Курска от 02.04.2020г. на Комитет возложена обязанность предоставить ФИО7 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории <данные изъяты> Решение обжаловано не было и вступило в законную силу 13.05.2020г.
На основании вышеуказанного решения выдан исполнительный лист серии ФС № от 14.05.2020г., на основании которого 19.03.2021г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена КСО 19.03.2021г., срок для добровольного исполнения истек 24.03.2021 года.
30.04.2021 года Комитет обратился в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением Промышленного районного суда г.Курска от 28.05.2021 года Комитету социального обеспечения, материнства и детства Курской области отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 05.07.2021г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установление нового срока исполнения, полученное комитетом 07.07.2021 года.
Проанализировав приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Сеймскому округу г.Курска совершены в рамках предоставленных ему федеральным законодательством полномочий, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется, поскольку решение суда не исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Вместе с тем, согласно ч.7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату вкачестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В силу ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п.74 и п.75 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 50 от 17.11.2015г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Как установлено в судебном заседании, Комитет социального обеспечения Курской области является органом исполнительной власти - уполномоченным органом, на который постановлением Губернатора Курской области от 18 ноября 2013 г. №506-пг «Вопросы предоставления жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» возложена обязанность по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со ст. 161 и п.3 ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенные ему бюджетных обязательств.
Порядок приобретения имущества для государственных и муниципальных нужд определен Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Исходя из предписанной им процедуры приобретения имущества для государственных нужд и установленных для соблюдения этой процедуры сроков, установленный судебным приставом-исполнителем срок явно недостаточен.
Приведенные обстоятельства исключают вину юридического лица в невыполнении требований исполнительного документа, так как Комитет социального обеспечения Курской области ограничен в приобретении имущества объемом бюджетного финансирования данных расходов и нормативной стоимостью одного метра жилой площади, установленной органом федеральной власти, обязан соблюдать процедуру приобретения недвижимого имущества, что является основанием для его освобождения от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 177, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по Курской области ФИО1 об отмене и признании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 05.07.2021 года незаконным, об освобождении от взыскания исполнительного сбора – удовлетворить частично.
В удовлетворении административных исковых требований Комитета социального обеспечения, материнства и детства Курской области судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП по Курской области ФИО1 об отмене и признании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 05.07.2021 года незаконным, - отказать.
Освободить Комитет социального обеспечения, материнства и детства Курской области от уплаты исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Курской области от 05.07.2021г. о взыскании исполнительского сбора.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 12.08.2021г.
Председательствующий судья: