Решение
Именем Российской Федерации
18 апреля 2016 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,
при секретаре Нурмухамбетовой Д.У.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица – комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным отказа в предоставлении на условно разрешенный вид использования земельного участка,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным отказа в предоставлении на условно разрешенный вид использования земельного участка. Истец обосновал свои доводы тем, что в связи с заинтересованностью в приобретении прав на земельный участок площадью 352 кв. м из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> (далее - ЗУ), в соответствии с п. 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства» (далее - административный регламент), истец обратился в Комитете заявлением, в котором просил предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «Ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке». В соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», (далее - Правил) п.37 «Карты градостроительного зонирования территории города Саратова» (Приложение 1) земельный участок площадью 352 кв. м из земель населённых пунктов, расположенный по адресу: <адрес> находится в территориальной зоне Р-1 «Зона рекреационно-ландшафтных территорий», для которой вид разрешенного использования «Ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке» в соответствии с пунктом 42.2 Правил (таблица 5.1, код 1.5 по классификатору видов разрешенного использования и код 14.62 по ПЗЗ до 24.12.2014 г.) является условно разрешенным. Постановлением главы муниципального образования «Город Саратов» O.B. ФИО2 от 11.11.2015 № 19-02-01-07 «О проведении публичных слушаний» было назначено проведение публичных слушаний по теме «Предоставление разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» на 04.12.2015 г. На публичных слушаниях по вопросу «Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования «ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке» (код 14.62 таблицы 5.1. Правил) земельного участка площадью 352 кв. м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению заинтересованного лица ФИО1» поступили предложения и рекомендации экспертов: «Не противоречит Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 № 27-280.» Консультант по административному району (Ленинский) комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Чурилова О.Т. «Рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, поскольку такое предоставление противоречит Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-240 (далее - Генеральный план) и положениям Водного кодекса Российской Федерации». Начальник отдела перспективного градорегулирования и планировки территорий комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3 В ходе голосования по данному вопросу участники публичных слушаний высказались за предоставление истцу указанного разрешения. В заключении о результатах публичных слушаний по данному вопросу было указано «Отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, поскольку такое предоставление противоречит Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-240 и положениям Водного кодекса Российской Федерации. Мнение участников публичных слушаний разделилось. Согласно п. 1.5 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 № 65-633, решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер». В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, п. 3.5 административного регламента, на основании заключения о результатах публичных слушаний комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации, а также подготавливает проект постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" о предоставлении либо об отказе в предоставлении разрешения. Комиссией была подготовлена рекомендация по данному вопросу «Отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке» (код 14.62 таблицы 5.1 Правил) земельного участка площадью 352 кв. м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению заинтересованного лица ФИО1, поскольку такое предоставление противоречит Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-240 и положениям Водного кодекса Российской Федерации» и соответствующий проект постановления. Данный проект постановления в соответствии с п. 3.6 административного регламента был согласован и подписан главой администрации (Постановление администрации МО «Город Саратов» №15 от 14.01.2016 г.), что, в свою очередь, является принятым решением об отказе в предоставлении запрашиваемого истцом разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка. Считает данный отказ незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Рекомендация, предоставленная начальником отдела перспективного градорегулирования и планировки территорий комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, не соответствует действующему законодательству в связи с тем, что предоставление указанного разрешения на ЗУ не противоречит Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-240 и не противоречит положениям Водного кодекса Российской Федерации. При обсуждении данного вопроса на публичных слушаниях ФИО3 не было представлено пояснений его рекомендации со ссылкой на конкретные статьи и пункты Генерального плана и Водного кодекса РФ. Данное обстоятельство ранее уже являлось предметом спора при обжаловании отказа в согласовании схемы размещения данного земельного участка, в результате которого судом было вынесено решение (Решение по делу №2-2261/2014 г. Ленинского районного суда г. Саратова), о признании отказа незаконным и подлежащим отмене. Данное решение суда было оставлено без изменений определением (по делу № 33-4959 от 27.08.2014) Саратовского областного суда при рассмотрении апелляции. На данный момент ЗУ свободен от зеленых насаждений, на нем произрастает только однолетняя сорняковая растительность, растящая беспорядочно, которая не является какими-либо культурными насаждениями и растительностью, что подтверждается решением Фрунзенского районного суда г. Саратова от 26.03.2015 г. по делу № 2-766/15. А предстоящая высадка плодовых деревьев в процессе ведения садоводства и дачного хозяйства полностью согласуется с Генеральным планом п. 2.2.6 пп.1 и пп. 3, предусматривающие задачу по повышению уровня озеленённой территории муниципального образования "Город Саратов" за счет озеленения территорий выводимых за границы исторического центра города предприятий, неиспользуемых земель, земель сельскохозяйственного использования, а также рекреационное использование лесов, и задачу по формированию системы озелененных территорий на основе нового зеленого строительства, благоустройства и озеленения водоохранных зон водных объектов, санитарно-защитных зон предприятий, придорожных полос. Голосование по итоговому документу (заключению о публичных слушаниях) не проводилось, как того требует п. 7.3 положения о публичных слушаниях, в результате чего по данному вопросу вместо принятого при голосовании участников публичных слушаний решения предоставить разрешение было указано: «Мнение участников публичных слушаний разделилось. Согласно п. 1.5 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 16.11.2005 № 65-633, решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер», что не соответствует действительности. Данное обстоятельство свидетельствует о грубом нарушении законодательства при проведении публичных слушаний и подмене результатов рассмотрения и голосования поданному вопросу. Рекомендация комиссии и подготовленный проект постановления, а также само постановление об отказе не соответствуют действующему законодательству по указанным выше основаниям, указанным в п. 1 настоящего искового заявления и без учета результата голосования участников публичных слушаний. Так, предусмотренный Градостроительным кодексом РФ порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия (п. 5 ст. 2 ГрК РФ). Данный принцип включает в себя, в том числе, необходимость обязательного комплексного учета мнения населения при принятии градостроительных решений в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области для обеспечения благоприятных условий проживания. При этом наличие или отсутствие согласия участников публичных слушаний на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения. Данная позиция отражена в Апелляционном определении Саратовского областного суда № 33-230/2015 от 19 августа 2015 г. по делу № 33-230/2015. Решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или отказ в предоставлении такого разрешения главой Администрации должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций в соответствии с ч. 8 и ч. 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 6.1.4.5 и п. 6.1.4.6 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове. При этом, заключение комиссии о результатах публичных слушаний и подготовленные на основании него рекомендации не обязывают главу местной организации согласиться с данными рекомендациями и предоставить или отказать в предоставлении испрашиваемого разрешение, что следует из п. 1.5. Положения о публичных слушаниях, в соответствии с которым решения публичных слушаний носят для органов местного самоуправления рекомендательный характер и ч. 12 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, что также подтверждается Апелляционным определением Саратовского областного суда № 33-4230/2014 от 24 июля 2014 г. по делу № 33-4230/2014. Данные обстоятельства свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в предоставлении указанного разрешения. Администрацией данный вопрос не был рассмотрен всесторонне, а было учтено только ошибочное мнение комиссии. А указанные в постановлении причины отказа в предоставлении разрешения не могут быть признаны законными и обоснованными, а сам отказ мотивированным. Считает отказ администрации в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид, использования земельного участка незаконным, не соответствующим действующему законодательству и
нарушает его права и законные интересы. Согласно ч. 7 ст. 37 и ч. 12 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В связи с вышеизложенным просит суд пункт 10 Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.01.2016 г. № 15 «Отказать в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке» (код 14.62 таблицы 5.1 Правил) земельного участка площадью 352 кв. м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению заинтересованного лица ФИО1, поскольку такое предоставление противоречит Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов» утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 № 25-240 и положениям Водного кодекса Российской Федерации» признать незаконным и отменить; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке» (код 14.62 таблицы 5.1 Правил) земельного участка площадью 352 кв. м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению заинтересованного лица ФИО1; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования «ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке (код 14.92 таблицы 5.1 Правил) земельного участка площадью 352 кв. м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, по заявлению заинтересованного лица ФИО1
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования, в обоснование указав аналогичное изложенным в иске.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленного административного иска.
Представитель заинтересованного лица комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании также возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению имуществом г. Саратова в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.01.2016 № 15 «О предоставлении (отказе в предоставлении) разрешений на условно решенные виды использования земельных участков и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства» заявителю отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «ведение садоводства, дачного хозяйства в индивидуальном порядке» земельного участка площадью 352 кв. м, расположенного по адресу: г<адрес> в связи с тем, что такое предоставление противоречит Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов», утвержденному решение Саратовской городской Думы от 29.02.2008 № 25-240, и положениями Водного кодекса Российской Федерации.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействий) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав административного истца.
В соответствии с частью 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) на основании заключения о результатах публичных слушаний пою впросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Постановлением главы администрации г. Саратова от 27.11.2008 №1417 «О комиссии «По вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» утверждено Положение о комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов».
В силу п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территории относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
Статьей 39 Градостроительного кодекса РФ определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.
Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ).
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ).
Частью 9 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что на основании указанных в ч. 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Таким образом, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
При таких обстоятельствах суд считает, что вид разрешенного использования определяется исключительно органом местного самоуправления на основании документов и в компетенцию суда не входит разрешение указанного вопроса и также при наличии решений Ленинского районного суда г. Саратова от 19.06.2014 года и 20.06.2013 года (л.д. 108-111).
При таких основаниях правовых оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-179 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица – комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом г. Саратова о признании незаконным отказа в предоставлении на условно разрешенный вид использования земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд г. Саратова.
Судья подпись Ю.В. Ефимкина