ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1949/2022 от 04.10.2022 Емельяновского районного суда (Красноярский край)

Дело № 2а-1949/2022

24RS0013-01-2022-000589-49

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 октября 2022 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Демидовой В.В.

при секретаре Лошмановой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вязова Константина Александровича к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий по постановке на профилактический учет незаконными и обязании снять с профилактического учета,

УСТАНОВИЛ:

Вязов К.А. обратился в суд с административным иском ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий по постановке на профилактический учет незаконными и обязании снять с профилактического учета. Требование мотивировал тем, что с 24.03.2021 отбывает наказание в исправительном учреждении ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю по постановлению Советского районного суда г. Красноярска от 29.01.2021, осужден Кежемским районным судом Красноярского края по ч. 2 ст. 318 УК РФ к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в ИК особого режима. Находясь в исправительном учреждении ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю, не совершая каких-либо противоправных действий и не высказываясь о своем намерении совершать такие действия, необоснованно поставлен на профилактический учет. Административный ответчик мотивировал постановку на профучет тем, что он отбывает наказание по ст. 318 УК РФ, как склонный к нападению на сотрудников администрации и иных представителей правоохранительных органов. Считает данную постановку на профучет необоснованной и незаконной, поскольку приговором суда к нему нет применения наказания, как профучет. Кроме того, постановка не соответствует требованиям приказов Минюста № 83 и № 72 от 20.05.2013. Основной целью профилактической работы являются недопущение правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, посредством системы профилактических мероприятий. При этом, из содержания положений инструкции следует, что факт наличия судимости не является безусловным, единственным и достаточным основанием для постановки на профучет. Основанием для постановки на профучет является выявление намерения совершить правонарушение, либо подготовка к совершению правонарушения, при этом должна быть установлена проверка и достоверность сведений, чего в его отношении не установлено и подтверждено. Административный ответчик применяет к нему постановку на профучет, как дополнительный вид наказания, которое ограничивает его в правах и законных интересах, не выполняя при этом предусмотренный Приказом № 72 порядок проведения общей профилактики правонарушений. За весь период отбывания наказания в исправительным учреждении им не было допущено нарушений режима содержания.

Судом к участию в деле заинтересованным лицом привлечено ГУФСИН России по Красноярскому краю (л.д. 1).

В судебном заседании административный истец Вязов К.А. настаивал, что у административного ответчика не имелось оснований для продления его нахождения на профилактическом учете, как склонного к нападению на сотрудников администрации и сотрудников правоохранительных органов, поскольку имеет поощрения, привлекался к ответственности дважды: за нахождение на спальном месте (менял линзы), нарушение формы одежды; профилактическая работа с осужденными, состоящими на профучете, не проводится.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица Савченко А.А. (доверенность, диплом - л.д. 61об,67-69) просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать (л.д. 16). Указала, что осужденный Вязов К.А. на основании протокола заседания комиссии по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в ИК-5 от 26.03.2021 №16, поставлен на профилактический учет как склонный к нападению на сотрудников администрации и сотрудников правоохранительных органов. Вязов К.А. присутствовал на заседании комиссии, с решением комиссии ознакомлен. Профилактика правонарушений в ИК-5 осуществляется в соответствии с приказом Минюста России от 20.05.2013 №72 "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы". Основанием для постановки осужденного Вязова К.А. на профилактический учет в ИК-5 явилось наличие информации в личном деле о постановке на профилактический учет в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Красноярскому краю, поскольку согласно пункта 39 главы 4 Приказа № 72 при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета. Осужденный Вязов К.А., находясь в СИЗО-1, согласно выписке из протокола №24 от 17.07.2018 поставлен на профилактический учет: склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов. В соответствии с пунктом 23 Приказа №72 индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений у других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС. На основании соответствующих приказов ИК-5 за осужденным Вязовым К.А. закреплялись сотрудники и проводилась индивидуальная профилактика правонарушений. Согласно п. 67 "Минимальных стандартных правил обращения с заключенными", утвержденных Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 30 августа 1955 года), одной из целей классификации заключенных является разделение заключенных на категории, облегчающие работу с ними в целях возвращения к жизни в обществе. Исходя из содержания приведенных норм, постановка осужденного на профилактический учет влечет проведение индивидуальной профилактической работы, не налагая каких-либо ограничений. Таким образом, постановка Вязова К.А. администрацией ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю на профилактический учет является обоснованной, не повлекла нарушения его прав, свобод и законных интересов, направлена, в первую очередь, на коррекцию поведения административного истца, поскольку основным средством исправления осужденных, закрепленном в статье 9 УИК РФ, является воспитательная работа.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Вязов К.А., отбывающий наказание в виде лишения свободы по приговору суда, содержится в ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю по постановлению Советского районного суда г. Красноярска от 29.01.2021, осужден Кежемским районным судом Красноярского края по ч. 2 ст. 318 УК РФ.

Осужденный Вязов К.А. на основании протокола заседания комиссии по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в ИК-5 от 26.03.2021 №16, поставлен на профилактический учет как склонный к нападению на сотрудников администрации и сотрудников правоохранительных органов. Вязов К.А. присутствовал на заседании комиссии, с решением комиссии ознакомлен (л.д. 24).

В личном деле осужденного Вязова К.А. имеется выписка из протокола от 17.07.2018 № 24 о постановке на профилактический учет в КТБ-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю - склонного к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (л.д. 17об); согласно выписке из протокола от 26.06.2018 № 61 заседания комиссии о постановке (снятии) на профилактический учет СИЗО-1 поставлен на профилактический учет как склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (л.д. 20об), решением комиссии ИК-27 г. Красноярска (Протокол от 8.10.2018 № 18) поставлен на профилактический учет как склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (л.д. 21).

27.10.2021 Вязову К.А. врио зам. начальника ИУ майора вн. службы Ковалевым А.В. дана характеристика о том, что целесообразно рассмотреть осужденного Вязова К.А. на комиссии по постановке – снятию с профилактического учета (л.д. 29-30).

Осужденному Вязову К.А. на основании протокола заседания комиссии по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в ИК-5 от 30.10.2021, продлен профилактический учет, как склонному к нападению на сотрудников администрации и сотрудников правоохранительных органов. Вязов К.А. присутствовал на заседании комиссии, с решением комиссии ознакомлен (л.д. 27, 59-60).

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что в соответствии с ч.1 ст. 218, ч.2 ст. 227 КАС РФ, для признании решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы устанавливается Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 года N 72.

Деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения) (пункт 4 Инструкции).

Основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет (пункт 8 Инструкции).

Как следует из п.23 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения УИС закрепляются сотрудники учреждения УИС.

В силу п.24 Инструкции на профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в том числе, склонные к нападению на сотрудников администрации и сотрудников правоохранительных органов.

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам учреждения УИС на их полную и всестороннюю проверку.

Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным.

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС.

Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен подозреваемый, обвиняемый и осужденный, готовит соответствующий материал для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения подозреваемого, обвиняемого и осужденного иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебной проверки по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие обвиняемого и осужденного), предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

О результатах профилактической работы закрепленный за лицом, поставленным на профилактический учет, сотрудник по истечении трех месяцев докладывает на заседании комиссии администрации учреждения УИС. Комиссия принимает решение о снятии лица с профилактического учета либо о продлении срока профилактической работы. В последнем случае комиссия дает конкретные рекомендации по существу возникших проблем. Решения комиссии администрации учреждения УИС с рекомендациями о проведении профилактических мероприятий оформляются протоколом с письменными указаниями начальника учреждения.

Согласно п. 39 Приказа Минюста России от 20.05.2013 № 72 при поступлении в учреждение УИС подозреваемых, обвиняемых или осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки лиц, поставленных на профилактический учет, такие осужденные (подозреваемые и обвиняемые) автоматически ставятся на профилактический учет по основаниям, указанным в учетных карточках. На заседании комиссии учреждения УИС в отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются сотрудники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев. Результаты рассмотрения и решение комиссии оформляются протоколом. По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации учреждения УИС, куда вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета.

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд учитывает, что 26.03.2021 осужденный Вязов К.А. обоснованно поставлен на профилактический учет, как склонный к нападению на сотрудников администрации и иных сотрудников правоохранительных органов, поскольку решением комиссии ИК-27 г. Красноярска (Протокол от 8.10.2018 № 18) поставлен на профилактический учет как склонный к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов.

Однако, продление Вязову К.А. профилактической работы, как со склонным к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов (Протокол от 30.10.2021), нахождение его на профилактическом учете по указанному основанию до настоящего времени, суд признает незаконным по следующим основаниям.

Административный истец находится на профилактическом учете как лицо, склонное к нападению на представителей администрации и иных сотрудников правоохранительных органов более четырех лет (выписка из протокола от 26.06.2018 № 61 – л.д.17об), в период отбывания наказания в ИК-5 с 26.03.2021, с 30.10.2021 заседаний комиссий о снятии-продлении профилактического учета не проводилось, доказательств обратному не представлено.

Основанием для постановки осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания, сбор и подготовка необходимых материалов по постановке осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.

В силу п.24 Инструкции на профилактический учет берутся осужденные, в том числе, склонные к нападению на сотрудников администрации и иных сотрудников правоохранительных органов. Из содержания Инструкции от 20.05.2013 № 72 следует, что факт наличия судимости за применение насилия, опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти, не является безусловным, единственным и достаточным основанием для постановки на профилактический учет как лица, склонного к нападению на сотрудников администрации и иных сотрудников правоохранительных органов. Основанием для постановки на учет является выявление либо намерения совершить правонарушение либо подготовка к совершению правонарушения.

Между тем, таких данных в отношении административного истца в материалах дела не имеется, административным ответчиком не указывалось на то, что именно эти обстоятельства являлись основанием для постановки административного истца на профилактический учет. Более того, Вязов К.А. поощрялся за активное участие в воспитательных мероприятиях, добросовестное отношение к труду, на него наложены два взыскания в виде выговоров за нахождение на спальном месте, нарушение формы одежды.

Рассматривая дело по представленным доказательствам, суд находит соответствующими фактическим обстоятельствам доводы административного истца о необоснованности его содержании на профилактическом учете, а доводы административного ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения требований не основанными на фактических обстоятельствах.

Нахождение на профилактическом учете влечет, в том числе, изоляцию и надзор за таким лицом, его размещение в соответствии с законом в соответствии с целями профилактики. Таким образом, оспариваемые действия должностного лица нарушили права административного истца, основания, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения административного иска судом установлены, доказательств обратного, административным ответчиком в материалы дела не представлено, судом не установлено.

Суд полагает необходимым признать незаконным содержание на профилактическом учете Вязова К.А. по категории склонного к нападению на сотрудников администрации и иных правоохранительных органов; обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю рассмотреть вопрос об обоснованности нахождения Вязова К.А. на профилактическом учете по категории как склонного к нападению на сотрудников администрации и иных правоохранительных органов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180 КАС, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Вязова Константина Александровича к ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании действий по постановке на профилактический учет незаконными и обязании снять с профилактического учета удовлетворить.

Признать незаконным содержание на профилактическом учете Вязова Константина Александровича по категории как склонного к нападению на сотрудников администрации и иных правоохранительных органов.

Обязать ФКУ ИК-5 ГУФСИН России по Красноярскому краю рассмотреть вопрос об обоснованности нахождения Вязова Константина Александровича на профилактическом учете по категории как склонного к нападению на сотрудников администрации и иных правоохранительных органов.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Демидова В.В.

Мотивированное решение изготовлено 7.10.2022