ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-194/19КОПИ от 02.08.2019 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-194/2019 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Челябинск 02 августа 2019 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего М.Н. Величко,

при секретаре С.Н. Араповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Торшина Т.А. к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Торшина Т.А. обратилась в суд с административным иском (с учетом уточнения административного иска) к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее Министерство), в котором просит признать незаконным распоряжение Министерства -Р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета и об отказе в предоставлении ее семье в собственность бесплатно земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства. Административный истец также просит обязать административного ответчика восстановить Торшина Т.А. на учете в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка с даты первоначальной постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Требования административного иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Министерства Торшина Т.А. в составе семьи из четырех человек была поставлена на учет в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке, как-то предусмотрено положениями Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

Оспариваемым распоряжением от ДД.ММ.ГГГГТоршина Т.А. была снята с учета в качестве нуждающейся в предоставлении земельного участка в связи с утратой оснований, дающих право на получение земельного участка, а именно: достижение дочерью – ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения возраста 23 лет. Данное распоряжение административный истец считает незаконным, нарушающим его право на бесплатное получение в собственность земельного участка.

Административный истец Торшина Т.А. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивала по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного истца ФИО8, действующий на основании адвокатского ордера, в судебном заседании требования административного иска поддержал, пояснив, что снятие с учета нуждающихся в предоставлении земельного участка возможно лишь при предоставлении такового и проверке оснований, дающих право на получение в собственность земельного участка. В данном же случае земельный участок административному истцу не предоставлялся. Обратил внимание на то, что положения Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО, которые позволяют снимать с учета в качестве нуждающихся лиц, которые на момент принятия на учет обладали правом на бесплатное получение в собственность земельного участка, в связи с изменением возраста ребенка, не соответствуют положениям федерального законодательства, гарантирующего многодетным семьям право на получение социальной льготы в виде бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.

Представители административного ответчика ФИО8 и ФИО8, действующие на основании доверенности, в судебном заседании требования административного иска не признали, сославшись на то, что в настоящее время Законодательным собранием Челябинской области подана надзорная жалоба на апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. На момент вынесения оспариваемого распоряжения оно соответствовало положениям Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО.

Выслушав объяснения административных истцов и представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск Торшина Т.А. подлежащим частичному удовлетворению по нижеследующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В силу ч. 3 ст. 36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно пункту 2 статьи 39.19 этого же кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011 года N 121-ЗО "О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области" земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянным местом жительства которых является Челябинская область, в собственность бесплатно. Указанные земельные участки предоставляются многодетным семьям, в том числе неполным семьям, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, постоянно проживающим на территории Челябинской области не менее пяти лет на дату подачи ими заявления о принятии на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно и нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Торшина Т.А. на основании распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-Р в составе семьи из четырех человек (Торшина Т.А., дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) была поставлена на учет в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома и на приусадебном земельном участке.

Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГТоршина Т.А. снята с учета нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке, в связи с достижением дочерью ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения возраста 23 лет.

В качестве правового основания для снятия Торшина Т.А. с учета в оспариваемом распоряжении указаны положения пункта 2 части 1 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 1-2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО.

Так положениями пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО предусмотрено, что право на бесплатное получение земельного участка имеют многодетные семьи, в том числе неполные семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), пасынков, падчериц), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, постоянно проживающим на территории Челябинской области не менее пяти лет на дату подачи ими заявления о принятии на учет в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно и нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, одним из условий для бесплатного приобретения земельного участка многодетной семьей в Челябинской области является возраст детей, который не должен превышать 23 лет.

При этом в силу п. 1 ст. 1-1 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО в целях определения круга лиц, имеющих право на получение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, претендующих на получение таких участков, ведется учет таких граждан.

По смыслу положений п. 1 и п. 6 ст. 1-1 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО принятие органом учета решения о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в предоставлении земельного участка свидетельствует о наличии у лица, принятого на учет соответствующего права на получение земельного участка.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1-2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО гражданин снимается с учета в случае утраты им оснований, дающих право на получение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке в собственность бесплатно.

С учетом приведенных положений Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО пункт 2 части 1 статьи 1-2 данного закона предусматривает возможность снятия гражданина с учета в случае достижения ребенком семьи претендента на получение земельного участка возраста 23 лет к моменту предоставления земельного участка.

Между тем, указанные положения Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО не соответствуют федеральному законодательству, поскольку право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Так, правовое регулирование общественных отношений по реализации статей 7 и 38 Конституции Российской Федерации, а именно выбор конкретных мер защиты семьи, определение условий и порядка их предоставления, является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (пункт "ж" части 1 статьи 72, часть 2 и часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

Согласно пункту 2 статьи 39.19 этого же кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

Право граждан, имеющих трех и более детей, и нуждающихся в жилых помещениях, на получение в собственность бесплатно земельного участка или иных мер поддержки по обеспечению жилыми помещениями гарантировано федеральным законодательством, в том числе Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Субъект Российской Федерации также предусматривая такое право за многодетными семьями и принимая их на учет в целях получения в собственность бесплатно земельного участка, берет на себя определенное публично-правовое обязательство по их социальной поддержке, что исключает произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, Определения от ДД.ММ.ГГГГ N 415-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 502-О и др.).

Положениями п. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему кодексу.

С учетом вышеизложенного само по себе достижение одним ребенком многодетной семьи, претендующей на бесплатное получение в собственность земельного участка, возраста 23 лет, но по не зависящим от них причинам, не реализовавшим право на его получение до достижения ребенком возраста 23 лет, не может служить основанием для отказа в предоставлении вышеназванной меры социальной поддержки, которая гарантирована административному истцу вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

В соответствии с положениями ст., ст. 18, 19 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. При этом положениями п. 1 ст. 38 Конституции РФ определено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Оспариваемое же распоряжение противоречит вышеуказанным конституционным положениям, поскольку ставит Торшина Т.А. и членов её семьи в неравное положение с другими семьями, поставленными на учет в качестве нуждающихся в бесплатном предоставлении земельного участка, дети которых не достигли возраста 23 лет, лишь на том основании, что один из детей семьи Торшина Т.А. достиг указанного возраста, не учитывая длительный период непредставления земельного участка не по вине Торшина Т.А., не принимая во внимание, что к моменту постановки Торшина Т.А. на учет её семья соответствовала требованиям вышеуказанного закона Челябинской области о бесплатном предоставлении земельного участка, а потому приобрела данное право и не утратило его.

При этом суд учитывает, что Торшина Т.А. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении земельного участка в декабре 2014 года и более трех лет земельный участок не был предоставлен Торшина Т.А.

В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что длительное непредставление семье Торшина Т.А. земельного участка обусловлено наличием обстоятельств, которые зависели от административного истца.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом распоряжение не соответствует требованиям федерального законодательства, гарантирующего предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям в виде бесплатного предоставления земельного участка, нарушает право административного истца на бесплатное получение в собственность земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

При таких обстоятельствах суд считает возможным признать незаконным распоряжение Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области -Р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета Торшина Т.А. в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке.

Следует отметить, что при издании оспариваемого распоряжения административный ответчик не был лишен возможности руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Земельного кодекса РФ, закрепляющими приоритет норм федерального законодательства над нормами законодательства субъектов Российской Федерации.

Не влекут отказа в удовлетворении заявленных требований и доводы административных ответчиков о том, что Законодательным собранием Челябинской области подана надзорная жалоба на Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу -АПА19-4.

В силу ч. 5 ст. 311 КАС РФ определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Данное законоположение направлено на обеспечение принципа правовой определенности применительно к осуществлению административного судопроизводства. При этом оно не препятствует судебному обжалованию (пересмотру) указанных актов в порядке главы 35 "Производство в суде кассационной инстанции" и главы 37 "Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

В силу указанной нормы, в целях устранения допущенного нарушения права административного истца на бесплатное получение в собственность земельного участка, следует возложить на Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области обязанность предоставить семье Торшина Т.А. в собственность бесплатно земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст., ст. 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ.

Административный иск Торшина Т.А. к Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области о признании незаконным и отмене распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области -Р от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета Торшина Т.А. в качестве нуждающейся в бесплатном предоставлении в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке.

Возложить на Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области обязанность предоставить семье Торшина Т.А. в собственность бесплатно земельный участок из земель, находящихся в государственной собственности, для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-ЗО «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий п/п М.Н. Величко

Копия верна. Решение не вступило в законную силу.

Судья М.Н. Величко

Секретарь С.Н. Арапова