ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1951/20 от 09.07.2020 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-1951/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 июля 2020 года

город Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Саблиной Е.А.,

при секретаре Горулевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании бездействия, выраженного в неисполнении обязанности изъять (забрать) животных без владельцев у государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Архангельская городская станция по борьбе с болезными животных», возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск».

Просил признать бездействие администрации МО «Город Архангельск», выразившееся в непринятии мер по забору (изъятию) животных без владельцев у ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных», незаконным.

Обязать администрацию МО «Город Архангельск» принять в муниципальную собственность от ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» животных без владельцев , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , отловленных на территории МО «Город Архангельск», срок содержания которых в ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» составляет более шести месяцев.

Обязать администрацию МО «Город Архангельск» принимать в муниципальную собственность животных без владельцев в соответствии с действующим законодательством, а именно по истечении шести месяцев содержания в станциях по борьбе с болезнями животных, отловленных на территории МО «Город Архангельск».

В обоснование иска указал, что административный ответчик не исполнил обязанность установленную ст. 231 ГК РФ принять в муниципальную собственность безнадзорных животных, отловленных на территории муниципального образования и находящихся в ГБУАО «Архангельская горСББЖ» свыше 6 месяцев, чем нарушил права неопределённого круга лиц, а именно граждан, желающих взять безнадзорное животное в собственность, зоозащитных организаций, поскольку не исполняет свои обязанности по дальнейшему использованию этих животных.

В судебном заседании прокурор Канаев А.И. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме. Указал, что допущенным бездействием нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасность, поскольку содержание безнадзорных животных в ГБУАО «Архангельская горСББЖ» создает потенциальные затруднения для исполнения данным учреждением обязанностей по содержанию вновь отловленных животных.

Представители ГБУАО «Архангельская горСББЖ» Кирилина С.А., Инспекции по ветеринарному надзору Архангельской области Стенина Е.А. в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержали в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу указания ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

На основании положений ст. 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности.

В силу указания ч. 1 ст. 231 ГК РФ если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.

При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

В силу указания ч. 1 ст. 223 ГПК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании положений ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными урегулированы Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «ОБ ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 498-ФЗ).

На основании положений п. 1, 7 ст. 18 Федерального закона № 498-ФЗ мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», п. 1 ст. 6 областного закона от 08.11.2006 №265-13-ОЗ «Об эпизоотическом и ветеринарно-санитарном благополучии на территории Архангельской области» Правительство Архангельской области постановлением от 12.12.2012 № 572-пп утвердило «Порядок отлова, учета, транспортировки, содержания и использования животных без владельцев на территории архангельской области» (далее также – Порядок № 572-пп).

В силу указания п.п. 3, 4. 12, 31, 389 Порядка № 572-пп организация отлова, учета, транспортировки, содержания и использования животных без владельцев осуществляется инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области (далее - инспекция).

Учет и использование животных без владельцев осуществляют государственные учреждения Архангельской области, подведомственные инспекции (далее - государственные учреждения).

Отлов, транспортировку и содержание животных без владельцев осуществляют государственные учреждения самостоятельно и (или) с привлечением на договорной основе юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (далее - организации по отлову животных без владельцев).

Работники организации по отлову животных без владельцев доставляют отловленных животных без владельцев в специальное отведенное помещение для содержания животных без владельцев (далее - пункт временного содержания), где такие животные подлежат клиническому осмотру работником государственной ветеринарной службы Архангельской области в день отлова с целью выявления заразных и иных заболеваний.

Формами использования животных без владельцев являются: возврат животных без владельцев их владельцам; уничтожение и утилизация животных без владельцев; передача в муниципальную собственность.

Животные без владельцев, не возвращенные их владельцам, не подлежащие уничтожению и утилизации, передаются в муниципальную собственность муниципального образования Архангельской области, на территории которого отловлено животное.

Порядок № 572-пп утратил силу с 01.01.2020 в связи с изданием постановления Правительства Архангельской области от 17.12.2019 № 703-пп.

Тем же постановлением утвержден «Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев и организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Архангельской области» (далее также – Порядок № 703-пп).

В силу указания п. 3 Порядка № 703-пп организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев осуществляется инспекцией по ветеринарному надзору Архангельской области (далее - инспекция).

На основании полодений п. 31, 32 Порядка № 703-пп животные без владельцев размещаются и содержатся в приютах до возврата их владельцам, передачи новым владельцам, возврата на прежние места их обитания или наступления естественной смерти таких животных с соблюдением требований, предусмотренных статьями 9, 16 и 17 Федерального закона.

Право собственности на отловленных животных без владельцев возникает в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Постановлением мэрии города Архангельска от 01.09.2014 № 713 утвержден порядок использования животных без владельцев, принятых в муниципальную собственность муниципального образования «город Архангельск», в силу указания п. 2.1, 2.3 которого Приемка животных без владельцев в муниципальную собственность муниципального образования «город Архангельск» осуществляется департаментом муниципального имущества Администрации муниципального образования «города Архангельска» на основании акта передачи животных без владельцев в муниципальную собственность муниципального образования «город Архангельск» (далее - акт передачи).

С момента приемки в муниципальную собственность муниципального образования «город Архангельск» и на весь период нахождения в казне муниципального образования «город Архангельск» животные без владельцев передаются на оперативный и технический учет в департамент городского хозяйства Администрации муниципального образования «города Архангельска» (далее - уполномоченный орган).

Материалами дела подтверждается, что между администрацией муниципального образования «город Архангельск» и ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» акты приема – передачи в муниципальную собственность муниципального образования «город Архангельск» животных без владельцев , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Таким образом, с учетом положений ч. 1 ст. 223, ст. 231 у муниципального образования «город Архангельск» возникло право муниципальной собственности на поименованных безнадзорных животных.

Доводы административного истца о том, что на администрации муниципального образования «город Архангельск» лежит публично-правовая обязанность фактически изъять данных животных у ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных», основаны на неверном толковании правовых норм и судом не принимаются.

Свою публично-правовую обязанность принять указанных животных в муниципальную собственность администрация муниципального образования «город Архангельск» исполнила. Незаконное бездействие в данной части не допустила.

Вместе с тем, свою обязанность как собственника принять данных животных в фактическое владение администрация муниципального образования «город Архангельск» не исполнила.

Таким образом, с момента возникновения права муниципальной собственности на указанных животных между администрацией муниципального образования город Архангельск как собственником и ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» как фактическим их владельцем возник гражданский правовой спор о порядке владения и содержания. Указанный спор может быть разрешен в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством по иску заинтересованной стороны.

Суд также не принимает доводы административного истца о нарушении фактом неисполнения собственником обязанности принять данных животных в фактическое владение прав неопределённого круга лиц. В частности граждан, желающих взять безнадзорное животное в собственность, зоозащитных организаций, поскольку не исполняет свои обязанности по дальнейшему использованию этих животных, а также создавая угрозу невозможности исполнения ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» своих обязанность по содержанию вновь отловленных животных, нарушает права неопределённого круга лиц на безопасность.

Так, материалами дела подтверждается, что администрация муниципального образования «город Архангельск» осуществляет розыск животных без владельцев, в том числе поименованных в настоящем административном исковом заявлении (л. д. 67, 68, 69).

Кроме того, доказательства невозможности исполнения своих обязанностей ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» в связи с содержанием там поименованных животных, суду не представлены. Так, животные без владельцев передаются для содержания по контракту от 28.02.2020 на оказание услуг по содержанию животных без владельцев и договоров о передаче АНО приют для животных «Добрый дом». Согласно справке АНО приют для животных «Добрый дом» по состоянию на 06.07.2020 возможно содержание дополнительно 50 голов животных без владельцев.

Таким образом, незаконное бездействие по исполнению своей публично-правовой обязанности принять в муниципальную собственность безнадзорных животных административный ответчик не допустил. Неисполнение обязанности администрации муниципального образования как собственника принять указанных животных в фактическое владение права неопределённого круга лиц не нарушены. Доказательства иного суду не представлены.

По изложенному основанию в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме, в том числе в части требований о восстановлении нарушенных прав путём возложения обязанности принять в муниципальную собственность от ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» животных без владельцев , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , отловленных на территории МО «Город Архангельск», срок содержания которых в ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» составляет более шести месяцев; возложения обязанности принимать в муниципальную собственность животных без владельцев в соответствии с действующим законодательством, а именно по истечении шести месяцев содержания в станциях по борьбе с болезнями животных, отловленных на территории МО «Город Архангельск».

Право обращаться в суд в защиту интересов ГБУ АО «Архангельская городская станция по борьбе с болезнями животных» прокурору положениями ч. 1 ст. 39 КАС РФ не предоставлено.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Архангельского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» об оспаривании бездействия, выраженного в неисполнении обязанности изъять (забрать) животных без владельцев у государственного бюджетного учреждения Архангельской области «Архангельская городская станция по борьбе с болезными животных», возложении обязанности устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2020 года.

Председательствующий Е.А. Саблина