ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1952/2021 от 31.03.2022 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

2а-433/2022 (2а-1952/2021)

47RS0011-01-2021-002552-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Золотухиной А.В.,

при помощнике судьи Васильевой Ю.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению административного истца ФИО1 к административным ответчикам – начальнику отделения – старшему судебному приставу Ломоносовского РОСП – ФИО2, УФССП России по Ленинградской области о признании незаконными бездействия начальника отдела - старшего судебного пристава Ломоносовского РОСП – ФИО2 выразившееся в невозвращении алиментов в размере 53 700 рублей на счет банковской карты открытой на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк, об обязании начальника отдела - старшего судебного пристава Ломоносовского РОСП – ФИО2 принять предусмотренные законом меры, направленные на возврат алиментов в размере 53 700 рублей на счет банковской карты открытой на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Ломоносовский районный суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам – начальнику отделению – старшему судебному приставу Ломоносовского РОСП – ФИО2, УФССП России по Ленинградской области о признании незаконными бездействия начальника отдела - старшего судебного пристава Ломоносовского РОСП – ФИО2 выразившееся в невозвращении алиментов в размере 53 700 рублей на счет банковской карты открытой на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк, об обязании начальника отдела - старшего судебного пристава Ломоносовского РОСП – ФИО2 принять предусмотренные законом меры, направленные на возврат алиментов в размере 53 700 рублей на счет банковской карты открытой на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк.

В судебном заседании представитель ФИО1 – ФИО3 поддержал административные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

Административные ответчики - начальник отделения - старший судебный пристав Ломоносовского РОСП УФССП России по Ленинградской области ФИО2 и УФССП России по Ленинградской области в судебное заседание не явились,о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в связи с неявкой в суд не поступило.

На основании положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания, о чем в материалах дела имеются доказательства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде либо в порядке подчиненности постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия ( бездействие ) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Как следует из ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности или оспорены в суде.

Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Аналогичные положения закреплены в ст. 122 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Так, жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление, ходатайство рассматривается в десятидневный срок со дня поступления.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. «о» п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 года № 841, удержание алиментов среди прочего производится с сумм доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствие с гражданским законодательством.

Согласно разъяснениям Конституционного суда РФ, содержащимся в определении от 17.01.2012 года № 122-О-О: с учетом необходимости баланса интересов обоих сторон алиментных правоотношений алименты подлежат удержанию из доходов, полученных их плательщиком только по тем, заключенным в соответствие с гражданским законодательством договорам, заключая которые лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для незапрещенной законом экономической деятельности, а также право на труд (ст. 34, ч.1; ст. 37 ч. 1 Конституции РФ).

При этом, не могут облагаться алиментами доходы, полученные гражданином вне связи с осуществлением им трудовой и экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и пр.) (определение Конституционного суда РФ от 11.05.2012 года № 800-О-Р «Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства гражданина Г. о разъяснении Определения Конституционного суда РФ от 17.01.2012 года № 122-О-О»).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 81 СК РФ, при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей.

Порядок взыскания алиментов и определения задолженности по алиментным обязательствам регулируется положениями статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации.

Частями 2 и 3 статьи 102 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов; размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработка и иного дохода должника за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось.

Согласно пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 № 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов (пункт 3 статьи 113 СК РФ, часть 2 статьи 102 Федерального закона от 02 октября 2007 N 229-ФЗ).

Как справедливо отмечено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 122-О-О от 17 января 2012 года, согласно Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).

Данные конституционные положения в полной мере согласуются с положениями Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), являющейся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. В соответствии со статьей 27 названной Конвенции государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (пункт 1); родитель (и) или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (пункт 2).

Развивая приведенные положения Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, Семейный кодекс Российской Федерации закрепляет право ребенка на получение содержания от своих родителей (пункт 1 статьи 60) и корреспондирующую этому праву обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 80).

При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 20 июля 2010 года № 17-П, надлежащее исполнение родителями своей конституционной обязанности заботиться о детях неразрывно связано с реализацией ими таких гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, как право на труд (статья 37, часть 1), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также имущественные права (статья 35, часть 2). Их осуществление в Российской Федерации как правовом демократическом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, цель которого - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предполагает возможность распоряжения своими способностями и имуществом различными, самостоятельно избранными способами.

Как следует из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не могут облагаться алиментами доходы, полученные гражданином вне связи с осуществлением им трудовой и экономической деятельности, - в частности, при разовых сделках по продаже принадлежащего ему имущества.

Действующим законодательством закреплена не только обязанность родителей заботиться о детях (Конституция Российской Федерации), но и регламентирован порядок исчисления и взыскания с родителей алиментных выплат на содержание несовершеннолетних детей.

Вопросы алиментных обязательств, в том числе порядка определения размера подлежащих уплате на содержание несовершеннолетних детей алиментов, урегулированы в Семейном кодексе Российской Федерации, который исходит из приоритета добровольного исполнения родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей; при этом, предусматривая механизм ее принудительного исполнения, он закрепляет требование о необходимости учета судом материального и семейного положения сторон алиментного обязательства и других заслуживающих внимания обстоятельств (статьи 80, 81; пункт 1 статьи 83; пункт 4 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в основе правового регулирования отношений, возникающих в связи с принудительным исполнением родителями обязанности содержать своих несовершеннолетних детей, лежит требование о необходимости обеспечения баланса интересов обеих сторон алиментных отношений.

Согласно статье 82 Семейного кодекса Российской Федерации виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 данного Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.

Реализуя делегированное ему полномочие, Правительство Российской Федерации Постановлением от 18 июля 1996 года N 841 утвердило Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. Согласно названному Перечню, удержание алиментов производится, в том числе из доходов, полученных по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством (подпункт "о" пункта 2), поскольку, заключая их, лицо реализует принадлежащие каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также с доходов по акциям и других доходов от участия в управлении собственностью организации (дивиденды, выплаты по долевым паям и т.д.) (подпункт "к" пункта 2).

Как видно из материалов дела, ФИО1 по нотариальному соглашению получает алименты от ФИО4 на содержание несовершеннолетних детей, которые поступают на счет банковской карты открытой в ПАО Сбербанк.

07.07.2021 года платежным поручением № 721741 от 07.07.2021 года на счет банковской карты открытой в ПАО Сбербанк поступили алименты в размере 103 767 рублей 92 копейки.

07.07.2021 года работник Сбербанка ошибочно перевел денежные средства в размере 53 700 рублей, которые являются алиментами на счет для дальнейшей выплаты алиментов.

При поступлении денежных средств на счет , моментально были списаны в счет задолженности по исполнительным производствам: 29801/19/47028-ИП взыскана сумма 9 662 рубля 18 копеек; 9801/19/47028-ИП взыскана сумма 9 706 рублей 75 копеек; 34740/21/47028-ИП взыскана сумма 200 рублей 00 копеек; 34409/18/47028-ИП взыскана сумма 34 131 рубль 07 копеек, в общей сумме является 53 700 рублей.

От Сбербанка направлено требование исх. № 1940-947 от 09.07.2021 года о возврате ошибочно перечисленных денежных средств, которые являются алиментами.

Материалами дела подтверждается, что денежные средства в размере 53 700 рублей были переведены Сбербанком по исполнительным производствам: 29801/19/47028-ИП; 9801/19/47028-ИП; 34740/21/47028-ИП; 34409/18/47028-ИП.

Таким образом, Сбербанк признает, что ошибочно перевел денежные средства, которые являются алиментами.

В силу ч. 11 ст. 70 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" при поступлении на депозитный счет службы судебных приставов денежных средств должника в большем размере, чем необходимо для погашения размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 статьи 69 настоящего Федерального закона, должнику возвращается излишне полученная сумма.

Суд, установив нарушения законодательства которое приводят к нарушению прав административного истца, в системном толковании процессуального закона указывает, что решение о признании бездействия незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит из того, что целью судебной защиты в порядке административного судопроизводства является восстановление действительно нарушенных или оспариваемых прав, а не формальная констатация факта несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного органа нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Учитывая, что денежные средства, переведенные Сбербанком являлись алиментами и были перечислены ошибочно для погашения задолженности по исполнительным производствам: 29801/19/47028-ИП; 9801/19/47028-ИП; 34740/21/47028-ИП; 34409/18/47028-ИП, суд находит правомерным требования административного истца о возврате указанной им суммы.

Исходя из вышеуказанного положения закона, учитывая, что Сбербанком ошибочно переведена денежная сумма являющаяся алиментами, судебным приставам-исполнителям необходимо произвести возврат денежной суммы должнику.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковое заявление административного истца ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие начальника отделения – старшего судебного пристава Ломоносовского РОСП – ФИО2 выразившееся в невозвращении алиментов в размере 53 700 рублей на счет банковской карты открытой на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк.

Обязать начальника отдела - старшего судебного пристава Ломоносовского РОСП – ФИО2 принять предусмотренные законом меры, направленные на возврат алиментов в размере 53 700 рублей на счет банковской карты открытой на имя ФИО1 в ПАО Сбербанк

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 14 апреля 2022 года.

Судья Золотухина А.В.