Дело № 2а-1953/2018 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 07 ноября 2018 года г. Златоуст Челябинской области Златоустовский городской суд Челябинской области в составе председательствующего Куминой Ю.С., при секретаре Васениной М.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области, органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка, у с т а н о в и л: ФИО1 обратилась в суд с административным иском к администрации Златоустовского городского округа Челябинской области (далее администрация ЗГО Челябинской области), органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее ОМС «КУИ» ЗГО), в котором, уточнив заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.120-122) требования, просит: - признать незаконным решение администрации ЗГО Челябинской области, выраженное в письменном ответе от ДД.ММ.ГГГГ за №, об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м. с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, на основании подпункта 6 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона); пункта 1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ)»; - признать недействительным пункт 1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ)» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства и проведении ОМС «КУИ» ЗГО работы по образованию земельного участка на кадастровом плане территории, после чего организовать проведение торгов на предоставление земельного участка в аренду; - обязать администрацию ЗГО Челябинской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение об образовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего на праве собственности ФИО1 В обоснование заявленных требований ссылается на то, что на основании договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке № от ДД.ММ.ГГГГ удостоверенного Златоустовской ГНК №, реестровый №, акта приемки в эксплуатацию законченного строительством индивидуального жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства. При передаче вышеуказанного земельного участка в собственность ФИО1 границы участка были определены представителями земельного комитета администрации г.Златоуста. В ДД.ММ.ГГГГ году по границам данного земельного участка был сооружен капитальный забор (бетонно-металлический). По заявлению ФИО1 в ДД.ММ.ГГГГ года кадастровым инженером ФИО6 были выполнены работы по межеванию земельного участка. В результате межевания площадь земельного участка составила <данные изъяты> кв.м. (изначально по правоустанавливающим документам декларативно указывалась площадь участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> кв.м.). По рекомендации ОМС «КУИ» ЗГО ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 написала заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. (дополнительно <данные изъяты> кв.м.), расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка. ДД.ММ.ГГГГг. из администрации ЗГО Челябинской области был получен ответ за № об отказе в утверждении схемы в расположении земельного участка на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ (образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 Земельного кодекса РФ). В связи с полученным ответом, ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 подала заявление о перераспределении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (дополнительно <данные изъяты> кв.м.). По данному заявлению администрацией ЗГО Челябинской области вынесено распоряжение за № от ДД.ММ.ГГГГ., с ФИО1 заключено соглашение об образовании земельного участка путем перераспределения земель и (или) земельных участков государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, на территории Златоустовского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ при постановке на кадастровый учет земельному участку площадью <данные изъяты> кв.м. присвоен кадастровый номер №, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Для того, чтобы узаконить земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся в муниципальной собственности, и, входящий в площадь земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресному ориентиру: <адрес>, ФИО1ДД.ММ.ГГГГг. обратилась в администрацию ЗГО Челябинской области с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №. ДД.ММ.ГГГГг. в адрес ФИО1 почтовым отправлением направлен ответ из администрации ЗГО Челябинской области за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, на основании подпункта 6 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ (схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона); пункта 1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). На официальном сайте администрации ЗГО Челябинской области отсутствует информация о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> Истец считает отказ ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка незаконным, не соответствующим ни одному из указанных в подп.6 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ оснований, полагает, что ответчиком нарушен предусмотренный ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации порядок утверждения схемы расположения земельного участка. Кроме того, в данном ответе имеется ссылка на п.1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ»), в котором указывается, что ввиду наличия двух заявлений о предоставлении земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства (градостроительная зона В.1.1. – зона усадебной и коттеджной застройки) (приложение), и рекомендовано ОМС «КУИ» ЗГО (ФИО7) провести работы по образованию земельного участка на кадастровом плане территории, после чего организовать проведение торгов на предоставление земельного участка в аренду. Из заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданного ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ вид права, на котором приобретается земельный участок, указана собственность. К данному заявлению приложена схема расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., из которой видно, что земельный участок огорожен забором, вклинивается в другой земельный участок, где расположен жилой дом. Истец полагает, что п.1 указанного распоряжения является недействительным, поскольку на земельном участке находятся объекты недвижимости: капитальный бетонно-металлический забор, жилой дом (пп.4 ст.39.16 Земельного кодекса РФ), образование данного земельного участка приведет к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ), в связи с чем администрация ЗГО Челябинской области обязана была принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО2 на основании п.8 ст.39.15, подп.3 п.16 ст.11.10, п.6 ст.11.9, подп.4 ст.39.16 Земельного кодекса РФ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГг., занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88), к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО2 В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и уточнении к нему. Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., сроком действия ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6-7) в судебном заседании поддержала позицию ФИО1, дополнительно пояснила, земельный участок, находится в пользовании ее доверительницы с ДД.ММ.ГГГГ года, был предоставлен для строительства жилого дома. Земельный участок обнесен забором по указанным ориентирам. Забор возведен в ДД.ММ.ГГГГ году по периметру всего земельного участка, носит капитальный характер, поскольку имеет под собой фундамент. В ДД.ММ.ГГГГ году было проведено межевание земельного участка. В результате проведенных работ, по фотосъемке оказалось, что площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м., тогда как согласно правоустанавливающим документам площадь земельного участка указана – <данные изъяты> кв.м. Межевание было произведено с целью последующей продажи земельного участка. Кадастровый инженер порекомендовал ее доверительнице обратиться с заявлением в Администрацию ЗГО об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. В ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила отказ в утверждении схемы по тем основаниям, что излишки площади в <данные изъяты> кв.м. позволяют образовать самостоятельный земельный участок. На основании межевого плана кадастровый инженер уточнил площадь земельного участка и на кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ году был поставлен земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. В ОМС «КУИ» ЗГО ФИО1 разъяснили, что необходимо раздробить излишки путем перераспределения и получить два земельных участка. ФИО1 последовательно выполняла эти действия. Изначально на основании межевого плана земельный участок был увеличен на <данные изъяты> кв.м. Затем в ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала заявление о перераспределении земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м., т.е. дополнительно перераспределили <данные изъяты> кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ заявление было удовлетворено и заключено соглашение об образовании земельного участка путем перераспределения земель. При постановке на кадастровый учет, связи с увеличением площади участка, ему был присвоен новый кадастровый номер. После того, как ДД.ММ.ГГГГ право собственности на увеличенный земельный участок было зарегистрировано, ФИО1 снова обратилась с заявлением о перераспределении оставшихся <данные изъяты> кв.м. Однако ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в утверждении схемы расположения земельного участка по основаниям, что спорный участок является предметом аукциона. На официальном сайте Администрации ЗГО отсутствует информация о проведении аукциона. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился с заявлением на имя Главы ЗГО, в котором просил предоставить ему земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., на основании пп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ. В п.3 указанного заявления указан вид права, на котором приобретается земельный участок – собственность. Таким образом, ФИО2 намеревался оформить право собственности на спорный земельный участок. К заявлению приложена схема земельного участка, из которой усматривается, что на испрашиваемом земельном участке имеются объекты недвижимости. Та часть, которая испрашивается заявителем, находится за забором, имеет изломанность границ. Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., огорожен капитальным строением вспомогательного назначения – забором бетонно-металлическим, являющимся объектом недвижимости, в связи с чем, ФИО2 должно было быть отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Представитель административного ответчика администрации ЗГО Челябинской области ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70), с исковыми требованиями административного истца не согласилась по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.94-97). Дополнительно указал, что ст.39.20 ЗК РФ действительно предоставляет собственнику объекта исключительное право на предоставление земельного участка, занятого объектами, пригодными для эксплуатации. По смыслу закона речь идет именно о законном собственнике, т.е. объект должен быть возведен на законных основаниях. Если это самострой, хозяину не может быть предоставлено такое исключительное право на перераспределение земельного участка. В судебной практике неоднократно звучало понятие, что объект капитального строительства и объект недвижимости, являющейся самостоятельной вещью, – это не слова-синонимы, это разные понятия. Представленные фотографии не могут служить доказательствами того, что забор является объектом недвижимости. Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности по требованию о признании недействительным пункта 1 распоряжения Администрации ЗГО № от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный акт был опубликован в печатном издании ДД.ММ.ГГГГ. Представитель административного ответчика ОМС «КУИ» ЗГО, заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 143,142,144). Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителя административного ответчика ОМС «КУИ» ЗГО, заинтересованного лица ФИО2, извещенных надлежащим образом о месте и времени слушания дела, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлявших. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу положений пунктов 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи. Согласно п. 1 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 4 Закона «О личном подсобном хозяйстве» предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, устанавливаются для ведения личного подсобного хозяйства нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статьей 3 п. 8 Положения «О порядке предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам в городе», утвержденного решением Златоустовского городского Собрания депутатов от 1 июля 2004 г. №811 (с изм.от 05.03.2010) предусмотрено, что максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства - 0,25 га. Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на основании постановления Главы г.Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ№ является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., для размещения индивидуального жилого дома и личного подсобного хозяйства, по адресу: <адрес>. Право собственности ФИО1 на земельный участок зарегистрировано Учреждением юстиции по государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13 копия свидетельства о государственной регистрации права, л.д.15 копия постановления). При проведении полевых геодезических работ в связи с межеванием для уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № выявлено, что площадь уточняемого земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о декларированной площади ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером № (координаты характерных точек, устанавливающих границу земельного участка, не определялись), которая составляет <данные изъяты> кв.м. Разница уточняемой площади, полученной при проведении полевых геодезических работ в связи с уточнением границ и площади земельного участка с площадью по сведениям из государственного кадастра недвижимости, составляет <данные изъяты> кв.м. Увеличение площади земельного участка произошло из-за того, что при первоначальной постановке на государственный кадастровый учет координаты характерных точек, устанавливающих границу земельного участка, не определялись. Границы земельного участка существуют на местности более 15 лет и закреплены с использованием объектов искусственного происхождения (заборов), позволяющих определить местоположение границ земельного участка (л.д.24-29 копия межевого плана). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 подала Главе ЗГО заявление, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером № находящегося в частной собственности, согласно пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ (л.д.16 копия заявления, л.д.17 копия схемы). ДД.ММ.ГГГГФИО1 письмом за № отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ (образование земельного участка предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст.11.9 настоящего Кодекса) (л.д.15). ДД.ММ.ГГГГФИО1 подала Главе ЗГО заявление, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером № находящегося в частной собственности, согласно пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ (л.д.18 копия заявления, л.д.19,41 копия схемы). Распоряжением администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№-р (л.д.20), на основании рекомендаций комиссии по землеотводам (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) образован земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности ФИО1 и землями, государственная собственность на которые не разграничена. Утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ЗГО из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства. ДД.ММ.ГГГГ между ОМС «КУИ» ЗГО, действующего от имени МО ЗГО, в лице начальника отдела земельных отношений ФИО10, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ с одной стороны, и ФИО1, с другой стороны, заключено соглашение № о перераспределении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, принадлежащего и находящегося в частной собственности ФИО1, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. в результате которого образовался земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером № (л.д.23 копия соглашения). Право собственности ФИО1 на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.21-22,39-40 копия выписки из ЕГРН, л.д.63-65 выписка из ЕГРН). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 подала Главе ЗГО заявление, в котором просила утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером № находящегося в частной собственности, согласно пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ (л.д.10,37 копия заявления, л.д.11 копия схемы). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 письмом за № отказано в утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> на основании пп.6 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ (схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона); п.1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.) (л.д.9,42 копия ответа, л.д.43-55 копия протокола, л.д.56-59 копия распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. №). Суд полагает, что ссылка Администрации ЗГО Челябинской области на положения подп.6 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, как на основание для отказа ФИО1 в утверждении схемы расположения земельного участка, является необоснованной. Согласно подпункту 6 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек. В соответствии с п.1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.), ввиду наличия двух заявлений о предоставлении земельного участка принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов площадью <данные изъяты> кв.м., по адресному ориентиру: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства (градостроительная зона В.1.1. – зона усадебной и коттеджной застройки), образуемому земельному участку присвоен адрес: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №. ОМС «КУИ» ЗГО необходимо провести работы по образованию указанного земельного участка на кадастровом плане территории, после чего организовать проведение торгов на предоставление земельного участка в аренду (л.д.60-62). Статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации органам местного самоуправления предоставлены полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Статьей ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» предусмотрено предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Согласно ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации). В силу п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, регламентируется положениями ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 19 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 14 мая 2015 года № 28-ЗГО утверждено Положение о продаже муниципального имущества и продаже права аренды муниципального имущества Златоустовского городского округа (далее - Положение). Пунктом 6 Положения предусмотрено, что организатором торгов и продавцом в случаях, предусмотренных настоящим Положением, является ОМС «КУИ» ЗГО, который в качестве организатора торгов и продавца, в том числе, организует подготовку и публикацию извещения о проведении торгов и продаж в газете «Златоустовский рабочий» и в сети Интернет в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» не менее чем за тридцать дней до даты проведения торгов. Ввиду принятия администрацией ЗГО Челябинской области оспариваемого решения, процедура утверждения схемы расположения земельного участка, определенная ст.ст.39.11,39.29 Земельного кодекса Российской Федерации не была осуществлена в полном объеме, а именно: не опубликовано извещение о предоставлении спорного участка для ведения личного подсобного хозяйства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, следовательно, не соблюдены права и законные интересы третьих лиц на предоставление в аренду испрашиваемого истцом земельного участка. В то время как при наличии таких лиц, заявивших о намерении приобрести данный участок, спорный земельный участок (после его формирования) подлежит выставлению на торги. При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемое решение, принятое с нарушением порядка утверждения схемы расположения земельного участка, следует признать незаконным и обязать администрацию Златоустовского городского округа повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Разрешая требование о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства и проведении ОМС «КУИ» ЗГО работы по образованию земельного участка на кадастровом плане территории, после чего организовать проведение торгов на предоставление земельного участка в аренду, суд приходит к следующему. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в частности, в случае предоставления такого участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (пп. 15 п. 2 ст. 39.6пп. 15 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации). Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Согласно пункту первому указанной статьи в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. В силу п. 5 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. На основании пункта 7 ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился к главе Златоустовского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства, представив схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. При этом ФИО2 просил предоставить ему земельный участок в собственность (л.д. 81-82). Схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., утверждена распоряжением Администрации ЗГО Челябинской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60-62). Сведений о постановке данного участка на кадастровый учет не имеется. Согласно протоколу № комиссии по землеотводам от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105-117), администрации ЗГО Челябинской области рекомендовано в соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства (п.21). ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратилась к Главе ЗГО с заявлением, в котором указала о заинтересованности в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресному ориентиру: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, и намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка, или на право заключения договора аренды земельного участка (л.д.83). Оспаривая пункт 1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, ФИО1 ссылается на то, что ФИО2 должно было быть отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, поскольку испрашиваемая им часть земельного участка, находится за забором, имеет изломанность границ. Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м., огорожен капитальным строением вспомогательного назначения – забором бетонно-металлическим, являющимся объектом недвижимости. Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Таким образом, в ЕГРП подлежат государственной регистрации вещные права только на те объекты материального мира, которые по своим свойствам являются недвижимыми вещами, выступающими в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Ограждение является объектом капитального строительства вспомогательного назначения. Термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, и не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание. Ограждение не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию по отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям. Пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). При разрешении вопроса о признании правомерно строящегося объекта недвижимой вещью (объектом незавершенного строительства) необходимо установить, что на нем, по крайней мере, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п. 1 ст. 133 ГК РФ). Из представленных в материалы дела фотографий (л.д.74) следует, что земельный участок замощен забором, не отвечающим признакам сооружения, в связи с чем, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по мнению суда, отсутствовали. Представителем административного ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности по указанному требованию. Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд лежит на заявителе. Согласно нормам частей 5, 7, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 5 статьи 138, части 5 статьи 180 и части 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства. Из материалов дела следует, что распоряжение Администрации ЗГО Челябинской области № которым утверждена схема расположения земельного участка по адресу: <адрес> земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., вынесено ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.60-62). ДД.ММ.ГГГГ оспариваемый акт был опубликован в печатном издании – газете «Златоустовский рабочий» (л.д. 145). При этом с исковым требованием ФИО1 обратилась только ДД.ММ.ГГГГ. Доказательства, подтверждающие наличие уважительных причин для восстановления срока исковой давности, ФИО1 в нарушение ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлены. Ссылку административного истца на то, что об оспариваемом распоряжении ей стало известно только после получения ответа из администрации, суд находит несостоятельной, объективными доказательствами данная ссылка не подтверждена. Исходя из конституционно-правового смысла рассматриваемых норм, изложенного в Определениях Конституционного Суда РФ от 03.10.2006 № 439-О, от 21.12.2006 № 576-О, от 20.11.2008 № 823-О-О, от 28.05.2009 № 595-О-О, от 28.05.2009 № 600-О-О, от 25.02.2010 № 266-О-О установление сроков исковой давности (т.е. срока для защиты интересов лица, права которого нарушены), а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность гражданского оборота, и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав заявителя. Учитывая, что ФИО1 пропустила срок исковой давности по требованиям о признании недействительным пункта 1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, при наличии заявления администрации ЗГО Челябинской области об истечении срока исковой давности, требования административного истца в указанной части не подлежат удовлетворению. Требование ФИО1 о возложении обязанности на администрацию ЗГО Челябинской области в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение об образовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащего на праве собственности ФИО1, суд находит преждевременными, и не подлежащими удовлетворению, поскольку вопрос об утверждении схемы расположения земельных участков, образуемых в результате перераспределения, входит в компетенцию администрации Златоустовского городского округа Челябинской области и разрешается в ходе рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка в случае наличия оснований для его удовлетворения. В силу чего оснований для разрешения требования данной части в судебном порядке не имеется. Вопрос о возмещении судебных расходов в соответствии со ст. 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом по существу не рассматривался, поскольку административный истец на взыскании с административного ответчика судебных расходов не настаивал. На основании изложенного, руководствуясь 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд р е ш и л: Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Признать незаконным решение администрации Златоустовского городского округа Челябинской области, выраженное в письменном ответе администрации Златоустовского городского округа Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории, площадью <данные изъяты> кв.м. с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, на основании подпункта 6 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона); пункта 1 распоряжения администрации ЗГО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии решений по отдельным вопросам предоставления земельных участков, а также иным вопросам, связанным с землепользованием на территории Златоустовского городского округа (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ)». Обязать Администрацию Златоустовского городского округа повторно рассмотреть заявление ФИО1 об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории площадью <данные изъяты> кв.м. с целью перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>. В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 – отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение. Председательствующий: Ю.С. Кумина Решение в законную силу не вступило |