Дело №2а-272/2020
76RS0008-01-2019-002435-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Переславль-Залесский 06 февраля 2020 г.
Переславский районный суд Ярославской области в составе:
судьи Охапкиной О.Ю.
при секретаре Рубищевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области о признании незаконным решения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Переславский районный суд с административным иском к Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области об отмене ненормативного акта государственного органа.
С учетом уточненного заявления просит:
-признать незаконным и несоответствующим нормативным правовым актам, нарушающим права, свободы, законные интересы административного истца, решение административного ответчика, изложенное в ответе от 19.09.2019г. №ИХ.25-06771/19;
-обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав, свобод, законных интересов истца, вызванные неправомерным отказом в применении п. 1.2., п.1.2.1, п.1.2.2.4. Порядка, утвержденного Постановлением от 27.09.2012г. №981, в части изменения границы памятника природы «ФИО2 р. Нерль Клязьминская» путем исключения из ООПТ участка земли с кадастровым номером <номер скрыт> (л.д.6-15, 59-60, 63-66).
Заявленный административный иск мотивирует тем, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с КН <номер скрыт>, расположенный вблизи <адрес скрыт>. Участок был приобретен в 2014 году. 04.09.2019г. истец обратился в Департамент охраны окружающей среды с заявлением об изменении границ памятника природы «ФИО2 р.Нерль Клязьминская» и об исключении из ООПТ земельного участка, принадлежащего истцу. Письмом от 19.09.2019г. административный ответчик в удовлетворении заявленных требований отказал.
Помимо доводов о недоказанности природоохранной ценности памятника природы, отсутствии документального подтверждения природоохранной ценности, нарушении установленного законом порядка создания памятника природы, отсутствии положения о памятнике природы, паспорта памятника природы, отсутствии обязательного заключения государственной экологической экспертизы, административный истец указывает следующее.
Описание границ памятника природы не соответствует графическому обозначению. Описание границ памятника никак не соотносится с зоной с особыми условиями использования территории №76.27.2.11, которая была выгружена в публичную кадастровую карты только 21.03.2017г. Пределы речной долины относительно каждого берега на конкретном участке долины не определены. В описании указана ОДНА полоса (в единственном числе) шириной 250 м, покрывающая оба берега реки и акваторию реки. В 2012 году ответчик произвольно определил две полосы, каждую 250 м. Приток реки Каменки описан как нижний створ относительно деревни, на кадастровой карте Росреестра обозначает зону с особыми условиями использования территории выше <адрес скрыт>. Указанные обстоятельства свидетельствуют о противоречии описательной (текстовой) части относительно графической границы зоны памятника природы, о несоответствии описания границ географическим объектам. Оспариваемое решение нарушает установленный порядок изменения границ ООПТ, предусматривающий устранение допущенных ошибок при определении границы памятника природы «ФИО2 р.Нерль Клязьминская»
Административный ответчик вынуждает провести собственника участка комплексное экологическое обследование памятника природы за свой счет. Нарушены права истца на получение информации. Возможность узнать информацию о наличии имеющихся ограничений на земельный участок, входящий в ООПТ, появилась только с 21.03.2017г. Постановка зоны с особыми условиями использования территории №76.27.2.11 на кадастровый учет произведена лишь 31.03.2014г. 03.11.2015г. сведения в ГКН были изменены, а выгрузка из ГКН на публичную кадастровую карту была произведена только в 2017 году. Правомочия истца как собственника ограничены незаконно.
Оспариваемое решение необоснованно ограничило право на предметное рассмотрение заявления, указано на применение п. 3.4. Порядка, утв. Постановлением №981-п, согласно которому инициатором подготовки проекта об изменении границ ООПТ может выступать только госорган. Процедура рассмотрения заявления истца, установленная п.1.2 Порядка, утв. Постановлением №981-п, не соблюдена. Право и порядок обжалования оспариваемого решения не разъяснены.
В судебном заседании ФИО1, его представитель по ходатайству ФИО3, (л.д.34) заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в письменном виде (л.д.175-184). Представитель ФИО3 дополнительно указал, что ранее земельный участок ФИО1 был включен в границы ООПТ ошибочно и фактически не находился в границах памятника природы, но в связи с принятием постановления от 05.12.2019г. №851-п в настоящее время земельный участок находится в границах ООПТ.
Представители административного ответчика Департамента охраны окружающей среды Ярославской области, заинтересованного лица Правительства Ярославской области в судебном заседании не участвовали, судом извещены надлежаще. В адрес суда направили письменные отзывы на административный иск ФИО1, в которых против удовлетворения заявленных требований возражали по изложенным доводам (л.д.130-132, 133-140, 152-163, 167-168).
Представитель Департамента охраны окружающей среды Ярославской области дополнительно направил в адрес суда ходатайство о приостановлении производства по административному делу до вступления в законную силу решения Ярославского областного суда от 02 декабря 2019г. по административному делу №3а-303/2019 (л.д.142, 143-148).
Определением Переславского районного суда от 06.02.2020г. ходатайство о приостановлении производства по административному делу оставлено без удовлетворения (л.д.196-197).
Заслушав административного истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
По смыслу статей 218, 227 КАС РФ решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося в суд.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено. При этом, обязательным условием для удовлетворения требований является факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права на момент рассмотрения дела.
Обязанность доказать факт нарушения прав заявителя, которое требует пресечения нарушения и восстановления права, возлагается на лицо, обратившееся в суд. Обязанность доказать законность принятого решения (действия, бездействия) возлагается на орган, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть11 статьи 226 КАС РФ).
По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый административным истцом отказ выражен в письме Департамента охраны окружающей среды Ярославской области, датированном 19 сентября 2019г. С административным иском в Переславский районный суд ФИО1 обратился 18 декабря 2019г., т.е. в пределах трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ч.1 ст. 219 КАС РФ.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывать обстоятельства, указанные в пунктах 3 и 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ч. 10 ст. 226 КАС РФ лежит на органе, организации, лице, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшим оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ)..
Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с КН <номер скрыт>, площадью 10 000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес скрыт>. Земельный участок приобретен истцом на основании договора купли-продажи от 26.05.2014г. Государственная регистрация права собственности осуществлена 14 июля 2014 года (л.д.38).
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 23.03.2011г., с присвоением кадастрового номера <номер скрыт>, образован в результате раздела земельного участка с КН <номер скрыт>. Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование – для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.39-44).
Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка существуют следующие ограничения (обременения) земельного участка: часть участка площадью 705 кв.м образована в целях обеспечения доступа к земельным участкам с КН <номер скрыт> и <номер скрыт>; часть участка площадью 3 788 кв.м находится в водоохранной зоне р. Нерль (л.д.41-44). Сведения об иных ограничениях (обременениях) в ЕГРН отсутствуют.
04.09.2019г. ФИО1 обратился в Департамент охраны окружающей среды Ярославской области (далее – Департамент) с заявлением, в котором просил изменить границы памятника природы «ФИО2 р. Нерли Клязьминской» (в описательной, графической и координатной форме) и исключить из ООПТ участок земли с КН <номер скрыт> рассмотреть обращение и дать ответ в сроки и в порядке, установленные законом (л.д.33).
Письмом от 19.09.2019г. №ИХ.25-06771/19 Департамент, рассмотрев заявление ФИО1, сообщил следующее. Земельный участок с КН <номер скрыт> полностью находится в границах особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ) – памятника природы «ФИО2 р.Нерли Клязьминская». Памятник природы создан без изъятия земельных участков у собственников, владельцев, пользователей. Границы памятника природы в описательном виде утверждены постановлением Правительства Ярославской области от 01.07.2010г. №460-п «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий Ярославской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области». Границы внесены в ЕГРН 31.03.2014г. (учетный <номер скрыт>). Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на памятник природы постановлением Правительства области от 26.11.2013г. №1539-п на прилегающих к памятнику природы земельных участках и водных объектах установлена охранная зона. Ширина охранной зоны 50 м. Внешняя граница охранной зоны проходит параллельно границе памятника природы. Изменение границы памятника природы осуществляются в соответствие с разделом 3 Порядка создания особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области, утвержденным постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012г. №981-п. Изменение границ может быть осуществлено Правительством Ярославской области в случае необратимой утраты их отдельными участками своего особого природоохранного значения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и согласования Минприроды РФ. Департамент данными о необратимой утрате земельным участком с КН <номер скрыт> своего особого природоохранного, научного, культурного, эстетического, рекреационного и/или оздоровительного значения не располагает. Указанная информация может быть получена при проведении комплексного обследования территории памятника. Выделение финансовых средств из областного бюджета на проведение такого обследования в 2019-2020гг. не запланировано (л.д.36-37).
Административным истцом указанный ответ Департамента оспаривается в порядке Главы 22 КАС РФ.
Оценка законности принятых нормативных правовых актов Ярославской области в части создания памятника природы, отнесения к памятникам природы – «Долины р.Нерли Клязьминской» к компетенции Переславского районного суда Ярославской области не относится и при рассмотрении административного дела судом в порядке Главы 22 КАС РФ не производится.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регулируются Федеральным законом от 14.03.1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон №33-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона №33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1). Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 2).
Из материалов дела установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного вблизи <адрес скрыт> земельный участок расположен рядом с рекой Нерль Клязьминская. Часть земельного участка находится в границах водоохранной зоны реки. Указанные обстоятельства никем из лиц, участвующих по делу, не оспариваются.
Судом установлено, что река Нерль Клязьминская (Переславский район Ярославской области) первоначально включена в перечень особо охраняемых территорий Ярославской области, как река – памятник природы, решением Малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.1993г. №118.
Согласно пунктам 4-6 указанного решения было предписано Комитету экологии и природных ресурсов области разработать и утвердить форму паспорта памятника природы, обеспечить им в 1993 году всех юридических лиц, которым переданы под охрану особо охраняемые территории; совместно с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству области уточнить в паспорте границы и площади, утвержденные решением; делегировать Администрации области право по согласованию с органами местного самоуправления утверждать границы особо охраняемых природных территорий в соответствии с прилагаемым перечнем; Администрации области в течение 1993 года представить на утверждение малого Совета положение о порядке пользования землей в пределах границ особо охраняемых территорий.
Из анализа указанных предписаний следует, что на каждую особо охраняемую территорию должны были быть разработаны два документа – паспорт, в котором должны быть определены границы и площадь ООПТ, и положение о порядке пользования землей в пределах границ такой территории.
Решением Малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 27.05.1993г. №118 площадь памятника природы была определена – 284 га.
Впоследствии постановлением Администрации Ярославской области от 21.012005г. №8 утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области, в раздел 6 которого «Охраняемые водные экосистемы» вошла территория «ФИО2 реки Нерли Клязьминской Переславский район (п.6.16), определены границы данной особо охраняемой территории – в пределах речной долины полосой 250 м по обоим берегам реки на участке: верхний створ – устьевой створ правого безымянного притока ниже д. Старово; нижний створ – место впадения р. Каменки (правый приток ниже д. Плечево). Площадь территории «ФИО2 реки Нерли Клязьминской» уже составила 500 га.
Впоследствии в указанное постановление в части описания границ особо охраняемой территории были внесены изменения: указано на исключение из границ территории земель населенных пунктов.
Постановление Администрации Ярославской области от 21.01.2005г. №8 утратило силу в 2010 году в связи с принятием Постановления Правительства Ярославской области от 01.07.2010г. №460-п, которым был утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий Ярославской области.
В данный Перечень в раздел «Памятники природы» под пунктом 2.11.2 включена «ФИО2 р. Нерли Клязьминской» с площадью охраняемой территории – 500га. Границы охраняемой территории на момент принятия постановления №460-п, были определены следующим образом: в пределах речной долины полосой 250 м по обоим берегам реки на участке: верхний створ – устьевой створ правого безымянного притока ниже дер. Старово; нижний створ – место впадения р. Каменки – правого притока ниже дер. Плечево ( за исключением земель населенных пунктов).
В 2013 году постановлением Правительства Ярославской области №1539-п в п.2.11.2 внесены изменения в части площади охраняемой территории – 467,8404 га (в том числе в Переславском районе – 376,2703 га); границы охраняемой территории определены следующим образом: в пределах речной долины полосой 250 м по обоим берегам реки, включая акватории р. Нерли Клязьминской, на участке: верхний створ – устьевой створ правого безымянного притока ниже дер. Старово; нижний створ – место впадения р. Каменки – правого притока ниже дер. Плечево (за исключением земель населенных пунктов).
05 декабря 2019г. Правительством Ярославской области принято постановление №851-п, которым внесены изменения в постановление Правительства ЯО от 01.07.2010г. №461-п пункт 2.11.2 подраздела 2.11 раздела 2 Перечня особо охраняемых территорий внесены изменения в части описания границ особо охраняемой территории – «ФИО2 р. Нерли Клязьминской», вместо слов «в пределах речной долины полосой 250 м по обоим берегам реки» указано «в пределах речной долины полосами 250 м по обоим берегам реки». При этом, площадь охраняемой территории не изменилась и осталась прежней – 467,8404 га (в городском округе городе Переславле-Залесском - 376,2703 га).
Внесение изменений в описание границ и площади ООПТ было обусловлено принятием Решения Координационного Совета по особо охраняемым природным территориям Правительства Ярославской области от 21.12.2010г., согласно которому было указано, что при проведении работ по корректировке границ и площадей региональных особо охраняемых природных территорий необходимо при несоответствие площадей ООПТ в пределах утвержденных границ руководствоваться сложившейся конфигурацией границ, подтвержденных данными аэрофотосъемки или космоснимками; изменение границ и исключение участков из состава ООПТ обосновывать материалами обследования территорий, оценки воздействия ведущейся и планируемой на них деятельности на остальную территорию ООПТ с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.
Из материалов дела установлено, что изменения в части описания границ особо охраняемой территории «ФИО2 р.Нерли Клязьминской» (постановление №1539п от 26.11.2013г.) было принято на основании утвержденного приказом Департамента от 27.12.2012г. №82Э (л.д.93) заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (л.д.94-99).
Согласно пояснительной записке к проекту постановления №1539-п (л.д.85-86) на момент проведения работ по уточнению границ региональных ООПТ, в том числе в Переславском муниципальном районе, границы большинства региональных ООПТ существовали только в описательном виде, лишь на незначительное количество памятников природы были разработаны паспорта, содержащие схемы расположения границ ООПТ. Описание границ некоторых ООПТ в постановлении правительства области №460-п произведено недостаточно четко, что зачастую не позволяет определить точную конфигурацию границ. Кроме этого, выявлено несоответствие (иногда значительное) утвержденных границ и площадей ООПТ как в сторону уменьшения, так и увеличения площади (л.д.85-86).
Согласно техническому отчету о формировании границ особо охраняемых территорий в Переславском муниципальном районе границы ООПТ проводились по естественным ориентирам или в случае их отсутствия привязывались к естественным ориентирам описательно. При наличии в приграничной зоне ООПТ участков, поставленных на кадастровый учет, границы ООПТ проводились по границе этих участков (л.д.87).
Исходными материалами при проведении работ по ОППТ «ФИО2 р. Нерли Клязьминской» послужили: описание и площадь объекта, указанные в постановлении Правительства области от 01.07.2010г. №460-п, материалы лесоустройства, полученные в ГКУ ЯО «Переславское лесничество». Спроектированная граница данного ООПТ полностью соответствует его описанию, представленном в постановлении правительства области от 01.07.2010г. №460-п. При наличии в приграничной зоне ООПТ участков, поставленных на кадастровый учет, граница ООПТ проводилась по границе этих участков (л.д.88). Изменение площади памятника природы на 467,8404 га вместо 500 га связано с применением наиболее точных исходных картографических материалов и современных методов их обработки (л.д.88-89).
Из приведенных материалов следует, что на момент проведения работ по уточнению границ памятника природы «ФИО2 р.Нерли Клязьминской» в 2012 году выполнение работ осуществлялось без выхода на место, с применением картографического материала, материалов лесоустройства ГКУ «Переславское лесничество». Т.е. без обследования земельных участков, входящих в границы ООПТ на местности, и без учета границ земельных участков, находящихся в такой зоне и поставленных на кадастровый учет.
На момент проведения указанных работ в 2012 году земельный участок ФИО1 с КН <номер скрыт> был поставлен на кадастровый учет, сведения о его границах содержались в ЕГРН (ранее – в ГКН), что подтверждается соответствующей выпиской (л.д.49-53). Местоположение границ участка истца должно было приниматься во внимание при уточнении соответствующих границ ООПТ, что сделано не было, соответствующие выводы и материалы в техническом отчете отсутствуют.
Внесение в ЕГРН сведений о координатах границ особо охраняемой природной территории Ярославской области – памятник природы «ФИО2 р. Нерли Клязьминской» осуществлено только в 2014 году. Местоположение границ памятника природы было определено в соответствие с Картой (Планом) от 19.12.2013г., подготовленного кадастровым инженером ФИО4 (ООО «Коптев и Ко), по заказу Департамента (л.д.73-79). Из анализа указанного документа следует, что кадастровые работы проводились на основании нормативных документов, т.е. описания границ ООПТ, содержащегося в постановлении правительства ЯО №460-п, на основании картографических материалов, без выхода на местность и без исследования фактических (естественных) границ памятника природы, существующего на местности, а также без привязки к объектам искусственного и природного происхождения, фактически расположенных на местности.
Все вышеизложенное свидетельствует о формальном подходе при уточнении границ ООПТ, определении границ только на основании текстового описания, содержащегося в нормативном акте, что, по мнению суда, свидетельствует о несоответствии фактических границ ООПТ границам по сведениям, внесенным в ЕГРН.
При этом, суд считает необходимым отметить, что даже выполнение соответствующих работ по уточнению границ ООПТ картографическим способов привело к значительному уменьшению площади ООПТ (более чем на 30га).
Согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона №33-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ) основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.
В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Из анализа приведенных положений Федерального закона №33-ФЗ, имеющего большую юридическую силу по отношению к нормативным актам, принятым правительством Ярославской области, основные характеристики конкретной особо охраняемой территории регионального значения, режим особо охраняемой территории, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, должны быть определены в Положении об особо охраняемой территории.
При этом, статьей 26 Федерального закона №33-ФЗ на органы государственной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность: утвердить границы и определить режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении; передать памятники природы и их территории под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформить охранные обязательства, паспорта и другие документы.
В ходе судебного разбирательства установлено, и не оспаривалось административным ответчиком, что Положение об особо охраняемой территории «ФИО2 р. Нерли Клязьминской», паспорт на указанный памятник природы, охранные обязательства на земельные участки, включенные в состав ООПТ, до настоящего времени органами государственной власти Ярославской области (Департаментом) не оформлены. Доказательства обратного Департаментом суду представлены не были.
При этом, в силу ст. 27 Федерального закона №33-ФЗ на ФИО1 как собственника земельного участка возложена обязанность по обеспечению режима особой охраны памятников природы с последующим возмещением расходов на обеспечение установленного режима за счет средств соответствующего бюджета.
Указанные обстоятельства: проведение работ по уточнению границ и площади ООПТ на основании картографического материала, без выхода на местность, без привязки к естественным границам памятника природы, существующим на местности, без учета границ поставленных ранее на кадастровый учет земельных участков, включенных в границы памятника природы, отсутствие установленного индивидуального режима особой охраны памятника природы, нарушают права ФИО1 как собственника земельного участка с КН 76:11:131904:204. Соответствующие доводы Департамента судом признаются необоснованными.
Нарушение прав административного истца без должного обоснования свидетельствует о наличии заинтересованности ФИО1 в разрешении вопросов, поставленных им в своем заявлении от 04.09.2019г., поданного в адрес Департамента.
В силу ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе, преследовать социально значимую, законную цель, являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Необходимость ограничения прав и свобод человека должна быть обоснована исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также, если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
Изложенное означает, что ограничение прав ФИО1 как собственника земельного участка, включенного в границы особо охраняемой природной территории – памятника природы – «ФИО2 р. Нерли Клязьминской» должно быть обоснованно, подтверждено совокупностью относимых и допустимых доказательств, свидетельствовать о соблюдении баланса между его законными интересами и законными интересами государства, общества, неопределенного круга лиц.
В такой ситуации, государство в лице своих органов обязано предпринимать все меры, направленные на разрешение возникающих споров, свидетельствующих о нарушении прав гражданина, в том числе путем осуществления возложенных законом или иным нормативным актом полномочий.
Обращаясь с заявлением 04.09.2019г. в адрес Департамента ФИО1 ссылался на нарушение своих прав как собственника земельного участка, включенного в границы особо охраняемой территории, по мнению административного истца, ошибочно. Документы, подтверждающие эти доводы, им были приложены.
Однако, при рассмотрении настоящего административного дела установлено, и не опровергнуто департаментом, что рассмотрение заявления ФИО1 по существу произведено не было.
Постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012г. №981-п утвержден Порядок создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области.
Согласно п. 1.1. Порядок создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области (далее - Порядок) регулирует отношения, связанные с созданием особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ), изменением границ и зонирования ООПТ, выделением зон ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ, реорганизацией и упразднением ООПТ.
Разделом 3 определяется порядок изменения границ, зонирования ООПТ, выделения зон ограниченного хозяйственного использования, реорганизации, упразднения ООПТ (пункты 3.1-3.20).
При этом, в силу п. 1.2 Порядка (в редакции на дату рассмотрения заявления – 04.09.2019г.) он не распространяется на отношения, связанные с принятием Правительством области решений об изменении границ (в описательной, графической или координатной форме) и (или) площади ООПТ, функциональных зон, зон ограниченного хозяйственного использования в составе ООПТ по следующим основаниям:
- наличие технической ошибки (описка, опечатка, орфографическая, пунктуационная, грамматическая или арифметическая ошибка, несоответствие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых устанавливались границы);
- наличие ошибки, возникшей вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы;
- наличие технической ошибки, связанной с установлением границ ООПТ в районе примыкания к населенным пунктам.
Решение в указанных случаях принимаются Правительством области без проведения государственной экологической экспертизы проекта соответствующего постановления Правительства области и без согласований с органами исполнительной власти. Подготовку проектов постановлений Правительства области по указанным вопросам осуществляет департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - Департамент). Основанием для начала работ по подготовке проектов постановлений Правительства области по указанным вопросам, является выявление департаментом необходимости внесения соответствующих изменений либо поступление в департамент соответствующей информации или обращения физического лица, юридического лица (пункт 1.2.1 Порядка).
Порядок действий Департамента в случаях, указанных в п.1.2, определен и регламентирован в п.1.2.2 Порядка.
Однако, несмотря на предусмотренную процедуру, наличие обращения физического лица, от рассмотрения заявления ФИО1 Департамент уклонился, сославшись на положения раздела 3 Порядка, не исключив наличие условий, предусмотренных пунктом 1.2. Порядка.
Представленная Департаментом письменная позиция не доказывает отсутствие условий для принятия решения об изменении границ по основаниям, предусмотренным п.1.2 Порядка.
Напротив, из собранных по делу материалов следует, что обращение административного истца за судебной защитой, повлекло совершение Департаментом ряда действий, направленных на разрешение возникшей спорной ситуации, в том числе путем внесения ряда изменений в нормативные акта Ярославской области, организация проведения за счет внебюджетных средств в весенне-летний период 2020 года комплексного экологического обследования территории памятника природы с целью получения актуальной информации о характеристиках занимаемой им территории (л.д.158 – пояснения Департамента).
При таких обстоятельствах, отказ Департамента, выраженный в письме 19.09.2019г. является незаконным, свидетельствует об уклонении органа государственной власти от рассмотрения по существу заявления гражданина, невыполнении возложенных законами Российской Федерации и нормативными актами субъекта РФ обязанностей. В указанной части административный иск является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Принятие соответствующего решения об изменении границ ООПТ путем исключения из ее границ земельного участка ФИО1 относится к компетенции Департамента, в связи с чем устранение допущенных нарушений прав истца возможно путем возложения на Департамент соответствующей обязанности по повторному надлежащему рассмотрению его заявления в соответствие с установленным Порядком. В указанной части административный иск подлежит удовлетворению частично.
В соответствие со ст. 227 КАС РФ на административного ответчика возлагается обязанность сообщить об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, выраженное в письме от 19 сентября 2019 года №их25-06771/19.
Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области повторно рассмотреть заявление ФИО1 об изменении границ памятника природы «ФИО2 реки Нерли Клязьминской», исключении из особо охраняемой природной территории земельного участка с кадастровым номером <номер скрыт>, в соответствие с Порядком создания, реорганизации и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 27.09.2012г. №981-п.
Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области сообщить в адрес Переславского районного суда об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2020 года.
Судья Охапкина О.Ю.