Дело № 2а-80/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Россошь 18 января 2017 года
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Крюкова С.А.
при секретаре Шаиповой Л.Н.,
с участием административного истца /ФИО1./,
представителя административного ответчика /ФИО2./,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску /ФИО1./ к ГУ МВД по Воронежской области о признании действий сотрудников МРЭО ГИБДД № 11 ГУ МВД России по Воронежской области незаконными,
УСТАНОВИЛ:
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> административный истец /ФИО1./ прошел обучение в Россошанской автошколе РОСТА по программе «Водители категории «В», «С» и сдал экзамен. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> он прошел обучение в этой же автошколе по программе переподготовки водителей транспортных средств с категории «С» на категорию «Е», с категории «С» на категорию «D» и сдал экзамен. В ходе обучения в автошколе в качестве тягачей использовались транспортные средства, отнесённые к категориям «В», «D» и «D1».
<Дата обезличена>/ФИО1./ было выдано водительское удостоверение № в котором было указано, что он имеет следующие разрешенные категории транспортных средств – «А», «В», «С», «D», «Е».
<Дата обезличена> МРЭО ГИБДД МРЭО ГИБДД № 11 ГУ МВД России по Воронежской области в связи с окончанием срока действия вышеуказанного водительского удостоверения /ФИО1./ было выдано новое водительское удостоверение №. При этом в новом водительском удостоверении были проставлены разрешающие отметки на право управления транспортными средствами категории: «А», «А1», «В», «В1», «С», «С1», «D», «D1», «СЕ», «С1» и «М», а категории «ВЕ», «DE» и «D1E» не были указаны.
При письменном обращении в МРЭО ГИБДД № 11 ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о разъяснении порядка замены водительского удостоверения, в связи с окончанием срока его действия, /ФИО1./ было сообщено, что в открытии категорий «ВЕ», «DE», «D1E» ему было отказано на основании указания ДОБДД МВД России от <Дата обезличена>№ «О порядке замены водительских удостоверений», так как при сдаче практического экзамена в автошколе тягачом являлся автомобиль, относящийся к категории «С». В связи с этим у МРЭО ГИБДД № 11 ГУ МВД России по Воронежской области нет оснований считать, что /ФИО1./ прошел подготовку на право управления транспортными средствами, отнесенными к категории «ВЕ», «DE» и «D1E».
Считая указанный отказ в открытии категории «ВЕ», «DE» и «D1E» незаконным и необоснованным, административный истец /ФИО1./ обратился в суд с указанным административным иском о признании действий сотрудников МРЭО ГИБДД № 11 ГУ МВД России по Воронежской области незаконными и понуждении выдать ему взамен выданного с нарушением, водительское удостоверение с указанием всех разрешенных категорий транспортных средств: «А», «А1», «В», «В1», «С», «С1», «D», «D1», «СЕ», «С1», «ВЕ», «DE», «D1E», «М».
В судебном заседании административный истец /ФИО1./ поддержал свои административные исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Опрошенный в судебном заседании представитель административного ответчика – МРЭО ГИБДД № 11 ГУ МВД России по Воронежской области /ФИО2./, просит суд в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказать, ссылаясь на следующее. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1999 года № 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Согласно указанным Правилам водительское удостоверение с разрешающей отметкой «Е» подтверждает наличие права на управление составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категории «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Практический экзамен проводился на транспортном средстве той категории, на право управления, которой сдается экзамен: для категории «Е» это составы транспортных средств, тягачом у которых является транспортное средство категории «В», «С» или «D». После сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе «Е» водительского удостоверения и, если тягачом является транспортное средство категории «В», в графе «Особые отметки» производится запись «Е» к «В», если «С», то «Е» к «С», если «D» - «Е» к «D». Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий «В», «С» и сочлененные автобусом, производится запись «Е» к «В, С, D». Приказом МВД России от 13.05.2009 года № 365 введен в действие образец водительского удостоверения, предусматривающий указание в удостоверении категорий «ВЕ», «СЕ», «DE» вместо категории «Е» с соответствующими отметками. В <Дата обезличена> административный истец проходил обучение по категориям «D» и «E» и сдавал практический экзамен на грузовом автомобиле, относящимся к категории «С». <Дата обезличена> водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категорий «А», «В», «С», «D», «Е». При этом в графе «особые отметки» удостоверения проставлена запись «Е» к «С», подтверждающая наличие у административного истца права на управление составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категории «С». В разделе 9 удостоверения указаны разрешенные категории транспортных средств: «А», «В», «С», «D», «СЕ», «М». Действия должностных лиц МРЭО ГИБДД № 11 ГУ МВД России по Воронежской области являются законными, оснований для проставления в водительском удостоверении категорий «ВЕ», «DE», «D1E» не имеется, поскольку право на управление транспортных средств данных категорий у /ФИО1./ отсутствовало. В <Дата обезличена>/ФИО1./ сдал экзамен по категории «СЕ» («Е» к «С»), а практический экзамен на транспортных средствах категорий «ВЕ», «DE» не сдавал, причем к экзамену по категории «DE» («Е» к «D») он и не мог быть допущен из-за отсутствия у него стажа управления транспортными средствами категории «D».
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ, настоящее дело относится к административным делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правовые отношения, связанные с допуском лиц к управлению транспортными средствами являются предметом правового регулирования Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, граждане Российской Федерации, достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами.
На момент выдачи /ФИО1./ водительского удостоверения <Дата обезличена>, дающего право на управление транспортными средствами категорий «А, B, C, D», часть 2 статьи 25 указанного Закона предусматривала, что право на управление транспортными средствами предоставляется, в том числе автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми (категория «В»), а также автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более восьми сидячих мест (категория «D»).
Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 92-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 25 Закона «О безопасности дорожного движения» изложена в новой редакции. В частности категория «B» - стала предусматривать право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобилями категории «B», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобилями категории «B», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов. Категория «BE» в действующей редакции закона предусматривает право управления автомобилями категории «B», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобилями категории «B», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов Категория «D» стала предусматривать право на управление автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющих более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя, а также автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; категория «DE» – автомобилями категории «D», сцепленными с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, сочленёнными автобусами; подкатегория «D1» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя, автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, разрешённая максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; подкатегория «D1E» – автомобилями подкатегории «D1», сцепленными с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Согласно части 2 статьи 25 указанного Федерального закона в действующей редакции право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Часть 8 статьи 26 этого же Федерального закона предусматривает, что право на управление составами транспортных средств категорий «BE», «CE», «DE» предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «B», «C», «D» в течение не менее двенадцати месяцев; составами транспортных средств подкатегорий «C1E», «D1E» – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий «C», «D» либо подкатегорий «C1», «D1» в течение не менее двенадцати месяцев.
По смыслу приведённых положений закона право на управление транспортным средством возникает у лица при наличии совокупности обстоятельств, прямо указанных в законе, в том числе при прохождении им в установленном порядке соответствующего профессионального обучения по программам профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
В соответствии с положениями Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от <Дата обезличена>№, настоящая Инструкция регламентирует порядок организации работы подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации связанной с приемом у граждан квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, оформлением и выдачей водительских удостоверений, а также производством иных действий в соответствии с Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (п. 1).
Положениями п. 34 Инструкции, которые не менялись со времени ее утверждения, предусмотрено, что после сдачи практического экзамена на право управления составами транспортных средств разрешающая отметка проставляется в графе «E» водительского удостоверения и, если тягачом является транспортное средство категории «B», в графе Особые отметки производится запись «E» к «B», если «C», то «E» к «C», если «D» то «Е» к «D». Если водителю предоставлено право на управление составом транспортных средств с тягачами категорий «B», «C» и сочлененным автобусом, производится запись «E» к «B, C, D».
Исходя из положений п. 34 Инструкции, необходимо, чтобы водитель при прохождении обучения по программе переподготовки водителей категории «E» сдавал в силу п. 21 Правил практический экзамен на право управления составами транспортных средств на тягаче, относящемся к транспортному средству категории «B», а также на тягаче, относящемуся к транспортному средству категории «D».
/ФИО1./ не отрицал в судебном заседании, что не проходил обучение на транспортном средстве категория «DE» - сочлененный автобус или состав транспортных средств, состоящий из тягача - транспортного средства категории «D», требования к которому установлены подпунктом «в» настоящего пункта, сцепленного с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный истец в <Дата обезличена> проходил обучение и получил свидетельство на право управления транспортным средством категории «D» и «E», при этом при обучении в качестве тягача использовался грузовой автомобиль.
Таким образом, квалификационные экзамены на право управления транспортным средством категории «E» принимались у административного истца с использованием в качестве тягача грузового автомобиля, что предоставляет право управления транспортными средствами только категории «E» к «C».
Квалификационного же экзамена на право управления транспортным средством категории «Е» с использованием в качестве тягача транспортного средства категории «Д» и категории «В» истец не сдавал, в связи с чем, у него отсутствует право управления транспортными средствами категории «Е» к «В» и «Е» к «Д».
Из материалов дела следует, что <Дата обезличена> взамен истекшего водительского удостоверения /ФИО1./ получил новое водительское удостоверение серии №, согласно которому ему разрешено управлять транспортными средствами категорий «А, А1, В, В1, С, С1, D, D1, СЕ, С1Е и М», однако, не разрешено управлять транспортными средствами категорий «ВЕ», «DЕ» и «D1Е».
Вместе с тем, сведения о прохождении административным истцом /ФИО1./ обучения на управление транспортными средствами категории «ВЕ» (автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов), «DE» (автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, сочленённые автобусы) и подкатегории «D1E» (автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов) в материалах дела отсутствуют.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 62, частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания факта нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на административного истца.
Таким образом, основываясь на обстоятельствах, установленных по делу, оценивая в совокупности представленные доказательства в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что административный истец /ФИО1./ не предоставил суду доказательств, подтверждающие наличие у него права на управление транспортными средствами категорий «ВЕ», «DE» и подкатегории «D1E», в связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления /ФИО1./ к ГУ МВД по Воронежской области о признании действий сотрудников МРЭО ГИБДД № 11 ГУ МВД России по <адрес> незаконными, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня вынесения его в мотивированной форме.
Судья С.А. Крюков