Дело № 2а -1956/17
Решение в окончательной форме изготовлено 14.06.2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Екатеринбург 09 июня 2017 года
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области под председательством судьи Бочкаревой Е.Ю., при секретаре Авхадиевой А.Н., с участием представителя административного истца Больных Е.Ф., действующей на основании доверенности, заинтересованного лица Жилина И.В.,
рассмотрев административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Птицефабрика «Рефтинская к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании предписания №*** от 30.03.2017 незаконным и отмене пунктов 1 и 2 предписания
установил:
ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» обратилось в Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга с административным иском к ГИТ в СО об признании предписания №*** от 30.03.2017 незаконным.
В судебном заседании представитель административного истца доводы административного иска поддержал. Согласно доводам административного иска, 30.03.2017 ГИТ проведена проверка внеплановая, документарная в отношении ОАО «Птицефабрика «Рефтинская», по результатам которой выдано предписание, обязывающее предусмотреть выдачу утепленной специальной обуви контролерам КПС, выполняющим наружные работы зимой, внести соответствующие изменения в локальные акты в срок до 30.04.2017; Л обеспечить специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, согласно Типовых норм выдачи..» и характера выполняемых работ. П.2 предписания выполнен, Ленисковой выдан новый костюм в мае 2017 года. Работодателем соблюдаются требованиям приказа Минздравсоцразвития №; 290н от 01.06.2009,в частности, по согласованию с профсоюзом, на предприятии утверждены нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.12.2014 № 997н установлено, что конкретный комплект одежды для данной категории работников определяется работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа. Таким образом, предусмотрены нормы выдачи куртки утепленной и невыдача утепленной специальной обуви, согласованные с профсоюзом, не является нарушением требований законодательства в области охраны труда. На предприятии действует порядок замены СИЗ и обуви, который предусматривает возможность выдачи взамен ранее выданной. Л старый комплект не сдан, защитную одежду (куртку) она не надевала, игнорируя требования представителя работодателя. Учитывая изложенное, просила признать незаконным и отменить п.1 и 2 предписания № *** от 30.03.2017.
Административный ответчик не явился.
Заинтересованное лицо Жилин И.В. пояснил суду, что предписание вынесено по результатам проведенной внеплановой документарной проверки. В ходе проверки установлено, что работодателем утверждены нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам контрольно- пропускной службы, в соответствии с которым старшему контролеру, контролеру установлена выдача 12 пар перчаток с полимерным покрытием, 1 пара сапог резиновых с защитным подноском, костюм х/б для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий. Также установлена выдача зимой дополнительно куртки от защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей. Примечания 1 к Типовым нормам, утвержденных приказом № *** от 09.12.2014 указано, что конкретный комплект выдаваемых работнику специальной одежды определяется работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа. С Л произошел несчастный случай на производстве, в ходе проверки обстоятельств которого установлено необеспечение ее спецобувью. Замена, чистка СИЗ обеспечивается за счет средств работодателя, и допуск работников к выполнению обязанностей без спецодежды необходимо исключить
Заслушав представителя административного истца, заинтересованного лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со статьями 4, 218 Кодекса административного судопроизводства, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Обязанность по доказыванию законности оспариваемого действия (решения) согласно ч.11 ст. 226 КАС Российской Федерации возлагается на орган и лиц, принявших оспариваемые решения или совершивших оспариваемые действия. Между тем, административный истец должен доказать, что оспариваемым решением нарушаются его права либо создаются препятствия в реализации прав.
На основании исследованных в судебном заседании материалов проверки ГИТ в Свердловской области установлено, что распоряжением от 06.03.2017 № *** в отношении ОАО «Птицефабрика «Рефтинская» в связи с поступившим из Прокуратуры г.Асбеста обращения Л назначена проверка внеплановая, документарная, лицом, ее проводившим, назначен Жилин И.В. В ходе проверки исследованы результаты спецоценки рабочего места заявителя, в том числе, документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ, специальной обуви.
30.03.2017 государственным инспектором Жилиным И.В. составлен акт проверки, согласно которому выявлено нарушение ст.212, 221 ТК, п.13 и 14 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими МСИЗ»- приложение №1 к приказу *** от 01.06.2009,в той части, согласно которой контролем КПС, в обязанности которых входит круглосуточный обход территории ( в зимний период 25 минут), однако утвержденные работодателем нормы выдачи СИЗ не предусматривает выдачу утепленной обуви данной категории работников.
В отношении административного истца вынесено предписание, обязывающее, среди прочего, до 30.04.2017 контролерам КПС, выполняющим дополнительно наружные работ зимой (обходы территории) предусмотреть выдачу утепленной специальной обуви. Внести изменения в соответствующие локальные акты; обеспечить Л специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты с фиксацией в карточке учета СИЗ (л.д.13-14).
Порядок проведения проверки заявителем не оспаривался, о нарушении требований, предъявляемым к ней статьями 11, 12 16, 17,18 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не заявлено.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Согласно п. 5 ч. 1 данной статьи государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
На основании ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей.
Из содержания должностной инструкции контрольно – пропускной службы ОАО «Птицефабрика «Рефтинская», утв. Генеральным директором 20.12.2012 (л.д.38-41) следует, контролер должен не реже 1 раза в час производить обход и осмотр охраняемой территории в соответствии со схемой обхода (п.2.28).Согласно п.7 карточки поста, обход территории осуществляется каждый час с отдыхом 20 минут, в зимний период 25 минут (л.д.42-43). Таким образом, судом достоверно установлено, и не оспаривалось представителем административного истца, что контролера КПС выполняют свою работы частично на открытой территории, в том числе, в зимнее время.
Согласно п. 1 ст.212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
В силу ст.221 ТК РФ, работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Аналогичное правило закреплено в п. 4 и5 "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты", утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015), согласно которым работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Приобретение СИЗ осуществляется за счет средств работодателя.
Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, соответствующие СИЗ выдаются бесплатно.
Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.
Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", на основании которых истцом утверждено нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви других средств индивидуальной защиты работникам контрольно – пропускной службы (л.д.48), которые согласованы с профсоюзным органом, действующим на предприятии. Согласно данным нормам, работникам названной категории выдается 1 костюм для защиты от общих проивзодственых загрязнений и механчиских воздействий, 1 пара сапог резиновых с защитным подноском, 12 пар перчаток с полимерным покрытием. Зимой дополнительно: куртка для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке - 1 штука на 2 года.
Из личной карточки выдачи СИЗ работника Л следует, что ей ботинки, костюм х/б, куртка утепленная, брюки утепленные выданы в последний раз в 2015 году, и сдача указанного комплекта одежды не произведены на момент проверки (л.д.33). То есть при сроке носки, установленной в карточке, костюм и сапоги резиновые подлежали замене работодателем. Доводы о том, что при несдаче ране выданной одежды новая не выдается, основаны на неверном толковании императивной обязанности работодателя, изложенной в статьей 212 ТК РФ. На работнике, в свою очередь, в силу ст. 214 ТК РФ лежит обязанность правильно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, что безусловно обязывало работнику Лесникову обратиться за получением нового комплекта одежды у работодателя, но не освобождало работодателя от обязанности исполнять свою обязанность по обеспечению работника СИЗ и спецодеждой. Учитывая изложенное, п.2 предписания, обязывающих обеспечить работника Лесникову спецодеждой и СИЗ является законным.
Оценивая обоснованность возложенного на юридическое лицо обязанности предусмотреть выдачу утепленной обуви контролерам КУПС, выполняющим наружные работы зимой и внести изменения в локальные акты, суд исходит из следующего.
Согласно примечанию 1 под. «б» к Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", дополнительно к перечню средств индивидуальной защиты, выдаваемых работнику в соответствии с настоящими Типовыми нормами, выдаются средства индивидуальной защиты с учетом вероятности причинения вреда здоровью работника: б) работникам организаций, выполняющим наружные работы зимой, в зависимости от вида деятельности дополнительно выдаются:
костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке или костюм для защиты от растворов кислот и щелочей на утепляющей прокладке, или костюм для защиты от искр и брызг расплавленного металла на утепляющей прокладке, или куртка для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий на утепляющей прокладке - по поясам;
ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском, или валенки с резиновым низом, или ботинки кожаные утепленные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла, или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском для защиты от повышенных температур, искр и брызг расплавленного металла - по поясам;
подшлемник утепленный под каску (в случае если он положен к выдаче) - 1 шт. со сроком носки "до износа";
головной убор утепленный - 1 шт. на 2 года;
белье нательное утепленное - 2 комплекта на 1 год;
перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с утепляющими вкладышами - 3 пары на 1 год.
Конкретный комплект выдаваемых работнику теплых специальной одежды, специальной обуви и прочих средств индивидуальной защиты определяется работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
То есть закон обязывает выдавать комплект из спецодежды, спецобуви и прочих СИЗ, а не предлагает альтернативный вариант формирования средств индивидуальной защиты. Истцом ошибочно толкуется данная норма, как позволяющая работодателю выдавать дополнительно для защиты в зимнее время года работников, занятых на наружных обходах либо костюм (куртка), либо обувь. Учитывая, что утверждение норм бесплатной выдачи согласовано с профсоюзным органом, возложение предписанием обязанности внести в соответствующие локальные акты изменения, является законным и обоснованным. Контроллерам КПС, выполняющим наружные работы зимой подлежит обязательной выдаче утепленная специальная обувь.
Доказательств, отвечающих критериям относимости и допустимости незаконности возложенных на открытого акционерного общества «Птицефабрика «Рефтинская» обязанностей истцом не представлено, что служит основанием отказа в иске.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска открытого акционерного общества «Птицефабрика «Рефтинская» к Государственной инспекции труда в Свердловской области о признании предписания №*** от 30.03.2017 незаконным и отмене пунктов 1 и 2 предписания отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Железнодорожный районный суд г.Екатеринбурга.
Судья Е.Ю.Бочкарева