ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1959/2022 от 30.09.2022 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-1959/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола 30 сентября 2022 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Власенко О.В.,

при секретаре Дорджиевой М.В.,

с участием:

прокурора - прокурора Ольского района Магаданской области Кудыма С.А.,

представителя административного ответчика Мезрина С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ольского районного суда Магаданской области административное дело по административному иску прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ольского района обратился в суд с данным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Ольский городской округ», указывая, что прокуратурой района по обращению ФИО1 проведена проверка по вопросам соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой установлено, что в с. Тахтоямск, расположенном в отдалении от административного центра, являющемся местом традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, в котором зарегистрировано 254 жителя, отсутствуют баня либо душевая, предоставляющая услуги неограниченному кругу лиц. Жители с. Тахтоямск, проживающие в домах без централизованного отопления и водоснабжения, лишены возможности удовлетворения гигиенических потребностей, особенно в зимний период. Ссылаясь на нормы Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СНиП 2.07.01-89, ГОСТ 32670-2014, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Ольский городской округ», выразившееся в непринятии мер по созданию в с. Тахтоямск условий для обеспечения жителей бытовым обслуживанием в виде предоставления услуг бани или душевой и возложить на административного ответчика обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать в с. Тахтоямск условия для обеспечения жителей бытовым обслуживанием в виде предоставления услуг бани или душевой.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика с иском прокурора не согласился, пояснив, что на органе местного самоуправления лежит обязанность создать условия по предоставлению бытовых услуг, вместе с тем прокурор требует создать баню либо душевую, что, по мнению административного ответчика, неправомерно. Условия для обеспечения населения душевыми услугами на территории с. Тахтоямска созданы, их предоставляет теплоснабжающая организация ООО «Тахтоямск-Энергия», где любой житель с. Тахтоямск на безвозмездной основе имеет возможность принять душ. Также полагает необоснованным требование прокурора о признании незаконным бездействия административного ответчика, поскольку с весны 2021 года по июль 2022 года рассматривался вопрос о строительстве либо приобретении, доставки и установки в с. Тахтоямск мобильных душевых кабин. Были собраны коммерческие предложения от потенциальных подрядчиков, которые могут изготовить данные комплексы. Стоимость одного комплекса составила 850 тыс. рублей. Исходя из того, что бюджет Ольского городского округа является дотационным, и денежные средства на эти цели отсутствуют, реальной возможности приобрести мобильные душевые кабины и поставить их в с. Тахтоямск, не имеется. При этом стоимость доставки этих комплексов в с. Тахтоямск дороже, чем их изготовление. Коммерческие предложения были направлены в министерство строительства Магаданской области, но средства для финансирования мероприятия по закупке мобильных душевых кабин до настоящего времени не выделены. Кроме того, просил суд обратить внимание, что предложенный прокурором срок является неисполнимым ввиду климатических условий и отсутствием транспортной доступности. В случае удовлетворения заявленных прокурором требований просил установить срок исполнения решения суда до конца сентября 2023 года.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 1 ч.2 ст.227 КАС РФ предусмотрено, что суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и гарантии его осуществления определены в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

В соответствии с п.15 ч.1 ст.16 Федерального закона от № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится создание условий для обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Как следует из ч.2 ст.1 указанного Федерального закона, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

Аналогичные положения закреплены в Уставе муниципального образования «Ольский городской округ», принятом Решением собрания представителей «Ольский городской округ» от 03.12.2015 № 50-РН.

Согласно п.2.2 Положения об администрации муниципального образования «Ольский городской округ», утвержденного решением Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» от 14.10.2015 № 25-РН, целями деятельности Администрации являются в числе прочего обеспечение качественного и оперативного решения вопросов местного значения муниципального образования «Ольский городской округ»; повышение уровня жизни жителей муниципального образования «Ольский городской округ». Администрация является исполнительно-распорядительным органом самоуправления муниципального образования «Ольский городской округ», который в том числе наделен компетенцией по созданию условий для обеспечения жителей муниципального образования «Ольский городской округ», услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания (п.п.1.1, 3.2.6), следовательно, является надлежащим ответчиком по делу.

В судебном заседании из письменных материалов дела и объяснений лиц, участвующих в деле установлено, что на территории с. Тахтоямск наряду с благоустроенными, имеются неблагоустроенные жилые дома, не обеспеченные отоплением, централизованным горячим и холодным водоснабжением.

При этом по сообщению главы МО «Ольский городской округ» от 22.08.2022 № 01-08/4341 общественной бани в с. Тахтоямск нет, но строительство бани запланировано. В отопительный период времени жители могут посещать душевую котельной бесплатно.

Представитель административного ответчика в судебном заседании также привел доводы о создании условий для предоставления душевых услуг на территории с. Тахтоямска путем их предоставления ресурсоснабжающей организацией ООО «Тахтоямск-Энергия».

Вместе с тем, данное утверждение ответчика судом не принимается, поскольку согласно выписке из ЕГРЮЛ в сведениях о видах экономической деятельности ООО «Тахтоямск-Энергия» отсутствуют данные об осуществлении данным юридическим лицом деятельности по предоставлению населению бытовых услуг, в том числе общегигиенических (деятельности бань и душевых).

По смыслу положений п.2 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья представляет собой систему различных мер, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья каждого человека.

При этом одним из способов профилактики возникновения и (или) распространения заболеваний является проведение санитарно-технических, санитарно-гигиенических мероприятий, в том числе посредством создания для населения условий для соблюдения правил личной гигиены.

Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр утверждены Строительные правила 42.13330.2016. «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в соответствии с приложением «Д» к которым для сельских поселений предусмотрено наличие бани из расчета 7 помывочных мест на 1 тысячу жителей, а в поселениях, обеспеченных благоустроенным жилым фондом, из расчета 3 помывочных места на 1 тысячу жителей.

Судом установлено, что на территории с. Тахтоямск услуги общественной бани либо душевой не предоставляются, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления своих полномочий в сфере создания условий для предоставления данных услуг и обязанность устранить допущенное нарушение, в силу вышеприведенных нормативно-правовых актов, должна быть возложена на административного ответчика.

Неисполнение органом местного самоуправления предусмотренной законом обязанности по созданию условий для обеспечения надлежащего бытового обслуживания населения, безусловно, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны жизни и здоровья, права на благоприятные и безопасные условия проживания.

Довод административного ответчика об отсутствии бездействия Администрации, суд находит несостоятельным, поскольку из представленных документов следует, что даже после поручения правительства Магаданской области по итогам рабочей поездки губернатора Магаданской области в Ольский городской округ от 17.03.2021, адресованного главе МО «Ольский городской округ», о необходимости проработать вопрос по строительству (установке) в с. Тахтоямск общественного душевого комплекса в срок до 01.05.2021, действия по выполнению данного поручения были предприняты спустя год - в марте 2022 года и состояли в получении двух коммерческих предложений по изготовлению модульного сантехнического блок-контейнера и направлении указанных предложений 30.03.2022 в Министерство строительства, ЖКХ и энергетики.

При таких обстоятельствах, поскольку в судебном заседании установлен факт неисполнения ответчиком возложенной на него обязанности, и данное бездействие администрации МО «Ольский городской округ» влечет нарушение прав граждан, суд приходит к выводу, что требование прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке исполнения административным ответчиком решения суда, принимая во внимание значительный объем мероприятий, необходимых для создания условий предоставления населению с. Тахтоямск услуг общественной бани или душевой, финансовые возможности ответчика для исполнения судебного решения, климатические и природные условия, проблемы транспортной доступности с. Тахтоямск, отнесенном Законом Магаданской области от 07.10.1999 № 89-ОЗ к труднодоступным и отдаленным местностям Магаданской области, руководствуясь принципом разумности и необходимостью учитывать при установлении срока соблюдение баланса сторон, суд полагает возможным определить указанный срок до 01.10.2023.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 297, 298 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Ольский городской округ», выразившееся в непринятии мер по созданию в с. Тахтоямск Ольского района Магаданской области условий для обеспечения жителей бытовым обслуживанием в виде предоставления услуг бани или душевой.

Возложить на администрацию муниципального образования «Ольский городской округ» обязанность в срок до 1 октября 2023 года создать в с. Тахтоямск Ольского района Магаданской области условия для обеспечения жителей бытовым обслуживанием в виде предоставления услуг бани или душевой.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения - 10 октября 2022 года

Судья подпись О.В. Власенко