ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/19 от 23.04.2019 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2а-195/2019

УИД: 29RS0019-01-2019-000272-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 23 апреля 2019 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,

с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Мерзлого Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

установил:

Онежский межрайонный прокурор Федоровцев И.Д. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела, оказывающих гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района; возложении обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района.

В обоснование заявленных требований указано, что Онежской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о погребении и похоронном деле выявлены факты бездействия администрации МО «Онежский муниципальный район». Установлено, что на территории муниципального образования «Порожское» находится 4 действующих общественных кладбища (д. Вонгуда, д. Усть-Кожа, с. Порог, д. Амосовская). На территории муниципального образования «Золотухское» находится 3 действующих общественных кладбища (п. Золотуха, п. Куша, п. Унежма). На территории муниципального образования «Чекуевское» находится 21 действующее общественное кладбище (д. Копыловка, д. Прошково, д. Посад, д. Б. Шарково, д. Нермуша, д. Прилуки, д. Клещево, д. Б. Фехтольма, д. Кутованга, д. Каска, д. Воймозеро, д. Вазенцы, д. Кялованга, д. Пияла, д. Хачела, д. Поле, д. Анциферовский Бор, д. Большой Бор, д. Сырья, д. Верховье, д. Грихново). На территории МО «Покровское» находится 5 действующих общественных кладбищ (п. Покровское, д. Тамица, д. Кянда, д. Пурнема, д. Лямца). На территории МО «Нименьгское» расположены 3 действующих общественных кладбища (д. Нименьга, д. Ворзогоры, ст. Поньга). На территории МО «Кодинское» находятся 3 действующих общественных кладбища (п. Кодино, п. Мудьюга, п. Глазаниха).

В нарушение названных положений закона специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие услуги, включенные в гарантированный перечень по погребению на указанных общественных кладбищах сельских поселений, администрацией МО «Онежский муниципальный район» не созданы. Межрайонным прокурором <Дата> в адрес и.о. главы администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» внесено представление об устранении указанных нарушений законодательства о погребении и похоронном деле. До настоящего времени требования межрайонного прокурора не исполнены. Вышеназванные нарушения являются недопустимыми, так как приводят к нарушению гарантий погребения умерших и гарантий предоставления материальной и иной помощи для погребения, а также препятствуют реализации прав и законных интересов неограниченного круга лиц на получение услуг по погребению.

Помощник Онежского межрайонного прокурора Мерзлый Н.В. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в суд отзыве глава муниципального образования «Онежский муниципальный район» ФИО указал, что администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» согласна с требованиями, изложенным в административном иске.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).

В силу п. 3,4 ст. 14, п. 17 ч.1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация ритуальных услуг.

Понятие ритуальных услуг содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 32609-2014, введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с 1 января 2016 года (далее - ГОСТ 32609-2014).

Согласно п. 2.1.4 ГОСТа 32609-2014 ритуальные услуги – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений.

В примечании указано, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

В силу п. 2 ст. 25 Закона N 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В п. 1 и п. 2 ст.9 Закона N 8-ФЗ установлен гарантированный перечень услуг по погребению, согласно которому на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Согласно п. 1, 2 ст. 29, п. 2 ст. 25 Закона N 8-ФЗ погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (далее – специализированная служба).

Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Закона N 8-ФЗ при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.

В п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям. Также предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.

Совокупный анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод, что органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий для обеспечения безусловного исполнения закона, гарантирующего каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с названным законом (пункт 1 статьи 7 Закона N 8-ФЗ), и оказание на безвозмездной основе определенного законом перечня услуг по погребению (статья 9 приведенного закона).

При этом федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном районе специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Закона N 8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.

В судебном заседании установлено и это подтверждается материалами дела, что Онежской межрайонной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением требований законодательства о землепользовании, о погребении и похоронном деле, а также санитарно-эпидемиологическом благополучии населения выявлены нарушения закона. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Порожское» находится 4 действующих общественных кладбища (д. Вонгуда, д. Усть-Кожа, с. Порог, д. Амосовская). На территории муниципального образования «Золотухское» находится 3 действующих общественных кладбища (п. Золотуха, п. Куша, п. Унежма). На территории муниципального образования «Чекуевское» находится 21 действующее общественное кладбище (д. Копыловка, д. Прошково, д. Посад, д. Б. Шарково, д. Нермуша, д. Прилуки, д. Клещево, д. Б. Фехтольма, д. Кутованга, д. Каска, д. Воймозеро, д. Вазенцы, д. Кялованга, д. Пияла, д. Хачела, д. Поле, д. Анциферовский Бор, д. Большой Бор, д. Сырья, д. Верховье, д. Грихново). На территории МО «Покровское» находится 5 действующих общественных кладбищ (п. Покровское, д. Тамица, д. Кянда, д. Пурнема, д. Лямца). На территории МО «Нименьгское» расположены 3 действующих общественных кладбища (д. Нименьга, д. Ворзогоры, ст. Поньга). На территории МО «Кодинское» находятся 3 действующих общественных кладбища (п. Кодино, п. Мудьюга, п. Глазаниха).

До настоящего времени административным ответчиком не созданы специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие услуги, включенные в гарантированный перечень по погребению.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

Проанализировав приведенные выше нормы права, оценив установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. При этом суд исходит из того, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального района, поэтому обязанность по обеспечению данных государством гарантий должна нести администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район». Отсутствие на территории муниципального образования «Онежский муниципальный район» специализированной службы по вопросам похоронного дела свидетельствует о бездействии администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в сфере организации ритуальных услуг и нарушает права неопределенного круга лиц, принявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение.

Предъявление настоящего иска прокурором отвечает требованиям ч. 1 ст. 39 КАС РФ. Основанием для обращения прокурора в суд явилось незаконное бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела, оказывающих гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района, в результате которого были нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение гарантий погребения умерших. При этом круг лиц не может быть индивидуализирован.

Согласно требованиям статьи 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом характера, степени сложности, объема организационно-правовых мероприятий предстоящей работы, конкретных обстоятельств дела, суд полагает необходимым установить администрации МО «Онежский муниципальный район» срок для создания специализированных служб по вопросам похоронного дела – в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, как просит административный истец. Указанный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

Суд считает, что настоящее решение опубликованию в определенном официальном печатном издании не подлежит (ч. 13 ст. 226 КАС РФ).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» по непринятию мер к созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела, оказывающих гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района.

Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу создать специализированные службы по вопросам похоронного дела, оказывающие гарантированный перечень услуг по погребению на территориях общественных кладбищ муниципальных образований «Порожское», «Золотухское», «Чекуевское», «Покровское», «Нименьгское», «Кодинское», входящих в состав Онежского муниципального района.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

...

...