ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-195/2016 от 25.08.2016 Советского районного суда (Саратовская область)

№ 2а-2-195/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2016 года р.п. Мокроус

Советский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Волковой И.А.

при секретаре Борисовой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хусаинова Дамира Бикиткалиевича к администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района Саратовской области о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования,

установил:

Хусаинов Д.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа в изменении вида разрешенного использования земельного участка, возложении обязанности изменить вид разрешенного использования. В обосновании иска указал на то, что он является собственником земельного участка общей площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером , категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, с/мо Мокроусское муниципального образование, в южной части р.<адрес> по нечетной стороне <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации . ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства» на «для ведения личного подсобного хозяйства». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за было отказано в его удовлетворении с указанием на то, что земельный участок располагается в зоне Ж1 – Зона малоэтажной застройки жилыми домами, и ведение личного подсобного хозяйства в указанной зоне не целесообразно ввиду того, что в зоне СХ1 – Зоне объектов сельскохозяйственного назначения имеется достаточное количество свободных земельных участков. Право собственности на земельный участок зарегистрировано в едином государственном реестре прав. Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается их правообладателями самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Решением Совета Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ приняты «Правила землепользования и застройки Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес>», которые действуют на всей территории Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес>. Согласно данным Правилам в зоне Ж1 допускается использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства с ограниченным поголовьем животных. Из примечания к разделу Ж1 вышеназванных Правил допускается разведение скота и птицы в большом поголовье на территории зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства с установлением санитарно-защитных зон от территории жилых зон в зависимости от количества животных и птиц. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 07.07.2003г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства классифицируются на два вида: 1. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в полевых условиях предназначены для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. 2. Для ведения личного подсобного хозяйства, предназначенные для размещения жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания), производства сельскохозяйственной продукции, размещения гаража и иных вспомогательных сооружений, содержание сельскохозяйственных животных. Отказ ему в изменении вида разрешенного использования земельного участка считает не законным и противоречащим положениям ст.35 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину охраняемое законом право частной собственности, свободу его владения, пользования и распоряжения. Защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Поэтому просит суд признать незаконным отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> изменить вид разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «для ведения личного подсобного хозяйства».

В судебном заседании административный истец Хусаинов Д.Б. поддержал свои административные исковые требования, просил суд их удовлетворить в полном объеме. Пояснив суду следующее, что он является собственником земельного участка с разрешенным использованием – «для индивидуального жилищного строительства».Федеральным законодательством России предусмотрено, что вид разрешенного вида использования земельного участка собственник имеет право выбирать самостоятельно без чьего-либо согласования и разрешения на это. Ответчик отказал ему в праве на изменение вида разрешенного использования, основываясь на законодательстве, принятом на местном уровне, а он основывает свои требования на законодательстве Федерального уровня, а именно на пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, согласно которой вид разрешенного использования собственник имеет право выбирать самостоятельно и на части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ. Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» гласит, что личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном именно для ведения личного подсобного хозяйства. Он приобрел данный земельный участок для того, чтобы возвести на нем дом, и заниматься своим личным подсобным хозяйством. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Отказ ему в изменении вида разрешенного использования земельного участка считает не законным и противоречащим положениям ст.35 Конституции РФ, которая гарантирует каждому гражданину охраняемое законом право частной собственности, свободу его владения, пользования и распоряжения. Кроме того, в судебном заседании административный истец Хусаинов Д.Б. на вопрос о том, какие его права и интересы нарушены оспариваемым решением, пояснил, что нарушены его права в выборе вида использования земельного участка без чьего-либо согласования. При этом указал, что он не является индивидуальным предпринимателем и в связи с отказом изменении вида разрешенного использования земельного участка, он не может реализовать молочную и мясную продукцию, полученную от ведения личного подсобного хозяйства на сельскохозяйственных ярмарках, так как продажа данной продукции, произведенной на земельном участке с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства будет являться незаконной предпринимательской деятельностью.

В судебном заседании представитель административного ответчика – глава администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> Степанченко А.А., назначенный на должность постановлением Совета Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> от 06.03.2012г. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. В судебном заседании дал пояснения, аналогичные тем, которые отражены в отзыве на исковое заявление, содержащемся в материалах дела. (л.д. 31-34).

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 показал, что в администрацию Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> обратился Хусаинов Д.Б. с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности с «для индивидуального жилищного строительства» на «личное подсобное хозяйство». Хусаинову Д.Б. было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка по тем основаниям, что земельный участок, который принадлежит ему на праве собственности располагается в зоне Ж1 –зоне малоэтажной застройки жилыми домами, которая предназначена для застройки следующими типами жилых зданий – индивидуальные жилые дома и малоэтажные жилые дома. В соответствии с Генеральным планом Мокроусского городского поселения <адрес> участок располагается в зоне малоэтажной застройки жилыми домами и предназначен для застройки жилыми домами многодетных семей. Кроме того, на земельном участке, который принадлежит Хусаинову Д.Б. и который расположен в зоне Ж1 допускается ведение личного подсобного хозяйства, в том числе содержанием скота и птицы ограниченного поголовья. Земельный участок, который находится в собственности у Хусаинова Д.Б. имеет разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства». Доказательств возведения дома на вышеназванном земельном участке Хусаиновым Д.Б. предоставлено не было, поэтому у администрации не имелось оснований для изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализация законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ административный истец Хусаинов Д.Б. является собственником земельного участка, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером из земель населенных пунктов с разрешенным использованием земельного участка – для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, с/мо Мокроусское муниципальное образование, в южной части р.<адрес> по нечетной стороне <адрес> участок приобретен на основании договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. площадь и границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Форма земельного участка отражена в плане, являющегося частью кадастрового паспорта о земельном участке. (л.д. 14,163-164,165).

Земельный участок, принадлежащий Хусаинову Д.Б. расположен в зоне Ж1 – зоне малоэтажной застройки жилыми домами и предназначен для застройки жилыми домами, что подтверждается Генеральным планом Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес>, картой функциональных зон поселения и предварительной схемой расположения земельных участков, где розовым цветом выделена жилая зона и земельный участок, предоставленный Хусаинову Д.Б.(л.д. 137-159,160,161).

ДД.ММ.ГГГГ административный истец Хусаинов Д.Б. обратился к руководителю администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка на вид «для ведения личного подсобного хозяйства. (л.д. 19).

Письмом главы администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ Хусаинову Д.Б. было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка по тем основаниям, что земельный участок, который принадлежит Хусаинову Д.Б. на праве собственности располагается в зоне Ж1 – зоне малоэтажной застройки жилыми домами и предназначен для застройки жилыми домами многодетных семей. В указанной зоне допускается ведение личного подсобного хозяйства, в том числе содержание скота и птицы ограниченного поголовья. Внесение изменений в Генеральный план Мокроусского городского поселения (изменение вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства) относится к полномочиям депутатов Совета Мокроусского муниципального образования. (л.д.20-21 ).

Суд находит оспариваемый отказ главы администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> законным и обоснованным в силу следующего.

Согласно п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации вида разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определен принцип деления земель по целевому назначению на категории. Земли соответствующих категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Статья 4 указанного федерального закона предусматривает, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений закона для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента. В свою очередь изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки. (п.2 ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЗСО «О регулировании градостроительной деятельности в <адрес>», Уставом Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес>, решением Советом Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ и за от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> (далее Правила) и генеральный план Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> (далее План). (л.д. 35-38,39,40,44-121,137-159).

Указанные Правила как документ градостроительного зонирования устанавливают соответствующие территориальные зоны и градостроительные регламенты, определяющие в том числе виды разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующих территориальных зон.

Согласно п.2 ч.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.

Таким образом, изменение видов разрешенного использования земельных участков является правом, а не обязанностью администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес>, поскольку обратное свидетельствовало бы о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов в сфере градостроительной деятельности.

Из положений ст. 68 Правил к основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относятся: 1эт. индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками; 1-3 эт. индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками; блокированные малоэтажные жилые дома (до 3 этажей) с приусадебными участками; для ведения личного подсобного хозяйства; детские сады, иные объекты дошкольного воспитания; школы общеобразовательные; спортплощадки, спортзалы; отделение связи; магазины товаров первой необходимости; амбулаторно-поликлинические учреждения; аптеки, аптечные пункты; медицинские кабинеты, амбулаторно-поликлинические учреждения, пункты оказания первой медицинской помощи; отделения, участковые пункты милиции.

К вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства относятся: хозяйственные постройки (мастерские, сараи, гаражи, теплицы, бани и пр.); сады, огороды, палисадники, теплицы, оранжереи; индивидуальные резервуары для хранения воды, скважины для забора воды, индивидуальные колодцы; постройки для содержания скота и птицы (птица домашняя - до 100 шт., свиней - до 20 голов, рогатый скот и лошади - до 5 голов, кроликов до 50 шт.); отдельно стоящие, подземные или встроенно-пристроенные к жилому дому гаражи на 1 - 2 легковые машины на земельном участке жилого дома; площадки для сбора мусора; объекты технического и инженерного обеспечения.

В соответствии с Примечанием к ст. 68 Правил разведение и содержание домашних животных и птиц сверх максимального предельного количества голов разрешается на территории зон сельскохозяйственного использования для сельскохозяйственного производства с установлением санитарно-защитных зон от территории жилых зон в зависимости от количества животных и птиц.

Как установлено в судебном заседании и следует из представленных доказательств, в настоящее время на территории спорного земельного участка, вид использования которого - «для индивидуального жилищного строительства), отсутствует объект капитального строительства – жилой дом.

Никаких доказательств того, что в настоящее время спорный земельный участок используется для ведения личного подсобного хозяйства суду не представлено, в связи с чем, суд не может принять доводы истца о необходимости изменения разрешенного использования земельного участка на «для ведения личного подсобного хозяйства» для юридического приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием.

Доводы истца о необходимости изменения разрешенного вида использования спорного земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «для ведения личного подсобного хозяйства», поскольку в настоящее время он не может заниматься на данном земельном участке развитием сельскохозяйственной продукцией, разведением скота, не основаны на законе.

В соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства разрешается строительство построек для содержания скота и птицы, а также их содержание в ограниченном количестве.

Административным истцом Хусаиновым Д.Б. не представлено доказательств того, что оспариваемым отказом Главы администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> нарушены его права и законные интересы.

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемый отказ соответствует требованиям закона, доказательств нарушения им прав и законных интересов административного истца Хусаинова Д.Б. суду не представлено, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных Хусаиновым Д.Б. исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Хусаинова Дамира Бикиткалиевича к администрации Мокроусского муниципального образования Федоровского муниципального района <адрес> о признании незаконным отказа, выраженного в письме главы администрации Мокроусского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ за в изменении вида разрешенного использования земельного участка и обязании изменить вид разрешенного использования земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке, через Советский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 29 августа 2016 года

Судья И.А.Волкова