ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1961/20 от 17.11.2020 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2020 года г. Тула

Советский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Бездетновой А.С.,

при секретаре Чугуновой И.С.,

с участием представителя истца Фоминой Ю.С., представителя административного ответчика Шангутовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по административному делу № 2а-1961/2020 по административному исковому заявлению Блюмина Я.Е. к Управлению по административно-техническому надзору администрации г. Тулы о признании незаконным требования об освобождении земельного участка путем демонтажа ограждения,

у с т а н о в и л :

Блюмин Я.Е. обратился в суд с административным иском к Управлению по административно-техническому надзору администрации г. Тулы (далее УАТН администрации г. Тулы) о признании незаконным требования об освобождении земельного участка путем демонтажа ограждения. В обоснование иска ссылался на то, что является собственником дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> Требованием от ДД.ММ.ГГГГ ему предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять незамедлительные меры по освобождению земельного участка, прилегающего с восточной и северной сторон к земельному участку с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес>, путем демонтажа ограждения и переноса в границы земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности. С данным требованием истец не согласен, поскольку Привокзальным районным судом г. Тулы разрешен спор по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, и в обязании его освободить земельный участок было отказано. Кроме того, ссылается на то, что УАТН администрации г. Тулы выдало указанное требование с превышением своих полномочий, а также с нарушением срока давности, установленного ст. 196 ГК РФ, поскольку нарушение было выявлено в ДД.ММ.ГГГГ Просил признать незаконным и отменить требование УАТН администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ, взыскать в его пользу судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в сумме 300 руб.

В судебное заседание административный истец Блюмин Я.Е. не явился, его представитель по доверенности Фомина Ю.С. заявленные административным истцом требования поддержала и просила их удовлетворить, ссылаясь на те же основания, которые были изложены в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика УАТН администрации г. Тулы и административного ответчика Администрации города Тулы по доверенностям Шангутова Е.О. заявленные административным истцом требования не признала. Указала, что п. 8.6.3 Правил благоустройства, утвержденных решением Тульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ н. запрещена самовольная установка оград, заборов, газонных и тротуарных ограждений и других элементов благоустройства. УАТН администрации г. Тулы осуществляет контрольные функции исполнения физическими и юридическими лицами Правил благоустройства, имеет право требовать, в том числе, в письменной форме, исполнение таких требований и принимать меры, предусмотренные законодательством. При обследовании территории <адрес> г. Тулы был выявлен факт нарушения Правил благоустройства собственником земельного участка, расположенного по адресу: г<адрес>, выразившийся в самовольной установке объекта хозяйственно-бытового назначения (декоративного ограждения) на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. Собственнику было направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об устранении вышеуказанного нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ Никаких нарушений действующего законодательства административным ответчиком не допущено. Просила в удовлетворении требований отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Как следует из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Блюмин Я.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером 71:30:020302:39, расположенном по адресу: <адрес>

В соответствии с Положением "Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы", утвержденным Решением Тульской городской Думы от 28.05.2008 N 45/1079, Управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее - управление) является муниципальным казенным учреждением, отраслевым (функциональным) органом администрации муниципального образования город Тула и осуществляет функции, определенные настоящим Положением.

Целями деятельности управления является обеспечение соблюдения и исполнения физическими и юридическими лицами Гражданского кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Положения "Об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула", утвержденного решением Тульской городской Думы от 30.10.2019 N 3/25, Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 31.01.2018 N 47/1156.

Для обеспечения целей и основных функций управление наделено полномочиями, в том числе, по осуществлению муниципального контроля за соблюдением требований, установленных Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула; осуществлению контроля за исполнением выданных предписаний, устранением выявленных нарушений, их предупреждением. Управление имеет право: направлять информацию, материалы проверок и мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в органы, уполномоченные на решение вопросов о привлечении виновных лиц к ответственности, устранение выявленных нарушений в соответствии с действующим законодательством; по вопросам, отнесенным настоящим Положением к компетенции управления, запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления сведения о земельных участках, объектах капитального (некапитального) строительства и их правообладателях; выдавать по результатам плановых и внеплановых проверок обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений; проводить проверки (плановые и внеплановые) и мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями по вопросам соблюдения требований, установленных Правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула, и др.

Администрацией города Тулы поручено УАТН администрации г. Тулы осуществить мероприятия по контролю за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула с выдачей требования собственникам земельных участков и/или зданий для устранения выявленных нарушений (демонтаж самовольно установленных на улицах города Тулы ограждений) по адресам, в том числе, по адресу: <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ-к/5).

УАТН администрации г. Тулы направило в МИЗО Тульской области письмо от ДД.ММ.ГГГГ № УАТН-370, в котором указало, что по поручению проведены обследования частных домовладений, в том числе, по адресу: <адрес> и в ходе контрольных мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что земельные участки обнесены по периметру декоративными ограждениями, которые имеют удовлетворительный эстетический вид, видимых повреждений, в том числе, отклонения по вертикали, не установлено. Поскольку в полномочия Управления не входит проведение муниципального земельного контроля, просили провести мероприятия на предмет законности размещения ограждений и принятия мер.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника УАТН администрации г. Тулы МИЗО Тульской области было сообщено, что по адресам, в том числе, по адресу: <адрес> имеются сведения о фактах нарушения земельного законодательства, выразившегося в самовольном занятии земель, приобщен акт мероприятий по контролю от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в ходе проведения мероприятия по контролю выявлено, что Блюмину Я.Е. принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., земельный участок <данные изъяты> кв.м., прилегающий с северной и восточной сторон к земельному участку с кадастровым номером 71:30:020302:39, расположенному по вышеназванному адресу, самовольно занят Блюминым Я.Е., образует с принадлежащим ему земельным участком единое землепользование, данные участки имеют единое ограждение.

Из пояснений в судебном заседании участников процесса следует, что после проведения указанного акта по контролю ограждение административным истцом Блюминым Я.Е. не переносилось, доказательств суду такового не представлено. Из представленных материалов гражданского дела по иску Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Блюмину Я.Е. об освобождении самовольно занятого земельного участка также следует, что при рассмотрении указанного гражданского дела Привокзальным районным судом г. Тулы в решении от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу, было установлено, что Блюмину Я.Е. был предоставлен для выкупа земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., однако установлено наличие ограждения используемого им участка капитальным забором с бетонным основанием, и площадь данного ограждения на <данные изъяты> кв.м. больше, чем предусмотрено правоустанавливающими документами о правах Блюмина Я.Е. на земельный участок. Блюмин Я.Е. ДД.ММ.ГГГГ обращался в МИЗО Тульской области о предоставлении ему занятой части земельного участка больше площадью, однако ему было отказано.

Данные обстоятельства установлению вновь не подлежат. Из пояснений участников процесса в судебном заседании также следует, что состояние ограждения земельного участка, используемого истцом, не изменилось.

При таких обстоятельствах административный ответчик правомерно исходил из того, что Блюминым Я.Е. ограждение земельного участка в отношении не принадлежащей ему части, что установлено актом от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу решением Привокзального районного суда г. Тулы, установлено самовольно.

В силу положений п.п. 8.6.2, 8.6.3 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула строительство и установка оград, заборов, газонных, тротуарных и иных ограждений осуществляется с соблюдением требований, установленных пунктами 2.5.1 - 2.5.8, 2.6.1, 2.8.4, 2.9.5, 2.11.13.1, 2.11.17.3, 2.11.20.2, 2.11.22.2, 7.2.2.3, 8.2.24, 8.2.25, 8.6.15, 8.6.19.7, 8.8.7 - 8.8.7.2, 8.8.13.1, 8.8.13.2 настоящих Правил. В зоне застройки индивидуальными жилыми домами размещение объектов, виды которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, осуществляется собственниками индивидуальных жилых домов (долей в праве собственности на жилой дом), а также владельцами индивидуальных жилых домов, зарегистрированными в них органами регистрационного учета, иными заинтересованными лицами согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Положением о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 03.04.2015 N 157. Запрещена самовольная установка оград, заборов, газонных и тротуарных ограждений и других элементов благоустройства.

При таких обстоятельствах УАТН администрации г. Тулы пришло к правильному выводу о нарушении Блюминым Я.Е. положений Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула.

Доводы административного истца о пропуске срока давности, установленного ст. 196 ГК РФ, являются несостоятельными, поскольку факт нарушения требований Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула административным ответчиком установлен при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ограждение земельного участка, которым пользуется административный истец, установлено самовольно с учетом не предоставленного ему в установленном порядке земельного участка общего пользования, административный ответчик наделен в установленном порядке полномочиями по контролю за данными нарушениями, в том числе, правом принятия соответствующих мер реагирования в виде выдачи предписаний об устранении нарушений законодательства, требование от ДД.ММ.ГГГГ прав и свобод истца не нарушает, оснований для признания действий УАТН администрации г. Тулы незаконными не имеется, а заявленный административный иск удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Блюмина Я.Е. к Управлению по административно-техническому надзору администрации г. Тулы о признании незаконным требования об освобождении земельного участка путем демонтажа ограждения отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий