ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1962/20 от 17.07.2020 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 2а-1962/2020

Решение по состоянию на 17.07.2020 не вступило в законную силу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2020 года г. Астрахань

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Кострыкиной И.В.

при секретаре Умаровой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации МО «Город Астрахань» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области об оспаривании предостережения от 02.04.2020 года № 02-01/5416 о недопущении нарушений обязательных требований,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской о признании предостережения незаконным, обосновывая свои требования тем, что 06.04.20200 года администрацией МО «Город Астрахань» получено предостережение заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Астраханской области Касаткина Д.Н. от 02.04.2020 года № 02-01/5416 о недопустимости нарушения обязательных требований в части зачистки территории прибрежной зоны Золотого затона Советского района г.Астрахани, находящегося в неудовлетворительном состоянии.

Считают данное предостережение незаконным и подлежащим отмене, поскольку в силу норм закона, водные объекты находятся в собственности РФ, в том числе и водный объект Золотой Затон. В силу правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 года № 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ. Таким образом, исполнителем мероприятий по обеспечению мер охраны водных объектов, расположенных территории г.Астрахани и мероприятий, связанных с исполнением обязанностей по зачистке территории, является Служба природопользования и охраны окружающей среды, а не администрация г.Астрахани.

Просят предостережение Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 02.04.2020 года № 02-01/5416 о недопустимости нарушения обязательных требований признать незаконным и отменить.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации МО «Город Астрахань» Рамазанова Э.М. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, не участвовал, о дне слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил. Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст.65 Водного кодекса РФ, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

до десяти километров - в размере пятидесяти метров; от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров; от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 №79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации.

Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выполнение обязанностей организации мероприятий по охране окружающей среды на территории муниципального образования «Город Астрахань» органами местного самоуправления городского округа исполняются до границ водоохраной зоны.

Судом установлено, что 02.04.2020 заместителем руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требования № 02-01/5416 в адрес и.о. главы администрации МО «Город Астрахань», согласно которому необходимо провести мероприятия по зачистке территории прибрежной зоны Золотого Затона в соответствие с требованиями СП 3.1.7.3148-13 «Профилактика Крымской геморрагической лихорадки», СанПиН 3.5.2.3472-1 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение». Об исполнении предостережения уведомить в срок до 29.05.2020 года.

Указанное Предостережение вынесено на основании обращения Фоминой Е.В., проживающей на <адрес>, на неудовлетворительное содержание территории прибрежной зоны Золотого затона <адрес>.

Управлением обоснованно указано на необходимость очищения прибрежной зоны водного объекта Золотой Затон от загрязнений. Вместе с тем, предостережение неправомерно внесено заместителем руководителя Управления на имя Главы администрации МО «Город Астрахань».

К такому выводу суд пришел исходя из следующего.

Согласно ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты; подземные водные объекты.

К поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ответу Нижне-Волжского Бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 28.04.2020 №4Б-8-932/04 водный объект-Золотой Затон находится в собственности Российской Федерации.

Согласно ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации, собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 названного Кодекса.

Из совокупности положений ст. 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации, следует, что осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

В силу пп. "б" п. 3 "Правил охраны поверхностных водных объектов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, указанных в подпунктах "а" и "г" настоящего пункта.

Согласно п. 4 "Правил охраны поверхностных водных объектов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 N 79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя: установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года N 17 "Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"; предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения; расчистку водных объектов от донных отложений; аэрацию водных объектов; биологическую рекультивацию водных объектов; залужение и закрепление кустарниковой растительностью берегов; оборудование хозяйственных объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; иные мероприятия по охране поверхностных водных объектов.

Постановлением Правительства Астраханской области от 13 июня 2006 г. № 190-П утверждено положение «О службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области».

В соответствии с п. 2.6. Постановления Правительства Астраханской области №190-П от 13 июня 2006 «О службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области» охрану водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Астраханской области осуществляет служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области.

Таким образом, исполнителем мероприятий по обеспечению мер охраны водных объектов, расположенных в пределах территории города Астрахани, а также мероприятий, связанных с исполнением обязанностей по зачистке территории, согласно требованиям санитарного законодательства, в границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта-Золотой Затон, является Служба природопользования и охраны окружающей Астраханской области.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск администрации МО «Город Астрахань» о признании предостережения от 02.04.2020 года № 02-01/5416 о недопущении нарушений обязательных требований, незаконным, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Администрации МО «Город Астрахань» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области об оспаривании предостережения от 02.04.2020 года № 02-01/5416 удовлетворить.

Предостережение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Астраханской области об оспаривании предостережения от 02.04.2020 года № 02-01/5416 о недопущении нарушений обязательных требований признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца с момента изготовления полного текста решения, через районный суд, принявший решение.

Полный текст решения изготовлен 17.07.2020

Судья: И.В. Кострыкина