ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1962/2022 от 10.08.2022 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2а-1962/2022

УИД 27RS0004-01-2022-001788-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Гурдиной Е.В.

при секретаре судебного заседания Верхозиной А.Л.,

с участием помощника прокурора Индустриального района г.Хабаровска Трегубовой Н.А., представителей административных ответчиков Приходько Р.А., заинтересованного лица Правительства Хабаровского края Горбачева В.С., ОАО «РЖД» Камышевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о признании права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности, устранить повреждения дорожного покрытия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Индустриального района г.Хабаровска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административными исковым заявлением к Администрации г.Хабаровска с требованиями о признании права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности, устранить повреждения дорожного покрытия. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска проведена проверка исполнения требований законодательства в области дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения. Проведенным прокуратурой района осмотром расположенного в границах городского округа «Город Хабаровск» участка автомобильной дороги, которая расположена от до установлено, что дорожное покрытие данной автомобильной дороги имеет гравийное покрытие, покрытие проезжей части расположенного в пределах городского округа «Город Хабаровск» участка данной дороги имеет многочисленные дефекты в виде выбоин, просадок, по размерам превышающие значение таблицы 5.3 п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; также осмотром установлено, что дорога расположена как в пределах границ городского округа «Город Хабаровск», так и на территории Хабаровского муниципального района. Данная дорога не имеет названия, используется для нужд прилегающих у ней садовых некоммерческих товариществ. Согласно информации управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ ориентировочная её протяженность в границах г.Хабаровска составляет 2,9 км., право муниципальной собственности на данную дорогу не зарегистрировано; выполнение работ по ремонту дороги в 2021 году администрацией г.Хабаровска не осуществлялось, дорога включена в перечень объектов требующих ремонта, возможность выполнения работ по её ремонту будет рассмотрена при формировании проекта программы по благоустройству территории города Хабаровска на 2022 год в пределах выделяемого финансирования. Ссылаясь на положения Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что данная дорога является автомобильной дорогой общего пользования, расположена в границах городского округа, относится к собственности городского округа, следовательно Администрация г.Хабаровска обязана принять данную автомобильную дорогу в муниципальную собственность и принять меры направленные на проведение технической инвентаризации и паспортизации дорог и включению их в перечень дорог общего пользования местного значения, а также провести работы по устранению повреждений дорожного покрытия. На основании изложенного прокурор Индустриального района г.Хабаровска просит суд признать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу общего пользования – расположенный в границах городского округа «Город Хабаровск» участок автомобильной дороги, расположенной от до обязать администрацию г.Хабаровска учесть автомобильную дорогу общего пользования - участок автомобильной дороги, расположенной от до в реестре муниципального имущества, зарегистрировать право муниципальной собственности в Едином государственном реестре недвижимого имущества в течении года со дня вступления решения суда в законную силу; устранить повреждения дорожного покрытия участка автомобильной дороги, расположенной от в , протяженностью 2,9 км в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

В процессе рассмотрения дела к производству суда приняты уточнения исковых требований, в которых прокурор просит признать право муниципальной собственности на расположенный в границах городского округа «Город Хабаровск» (от границы земельного участка с кадастровым номером до границы городского округа «Город Хабаровск») участок автомобильной дороги общего пользования, расположенный вдоль железнодорожных путей, обеспечивающей подъезд к территориям войскового стрельбища Министерства обороны Российской Федерации (земельный участок ), ; обязать администрацию г.Хабаровска учесть автомобильную дорогу общего пользования – от границы земельного участка с кадастровым номером до границы городского округа «Город Хабаровск» вдоль железнодорожных путей, обеспечивающую подъезд к территориям войскового стрельбища Министерства обороны Российской Федерации (земельный участок ), , в реестре муниципального имущества, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности в Едином государственном реестре недвижимого имущества на указанный участок автомобильной дороги, обязать администрацию г.Хабаровска в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить повреждения дорожного покрытия указанного участка автомобильной дороги в соответствии с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.

Определениями суда от 11.03.2022, 01.04.2022, 25.04.2022, 20.07.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ОАО «РЖД», Правительство Хабаровского края, Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО; в качестве административных ответчиков привлечены Департамент муниципальной собственности администрации г.Хабаровска, Управление дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска.

В судебном заседании помощник прокурора Индустриального района г.Хабаровска Трегубова Н.А. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить с учетом заявленных уточнений.

Представитель административных ответчиков Приходько Р.А. не согласилась с заявленными требованиями, просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях. Согласно представленным ранее возражениях указывает, что дорога к не имеет наименования, не является автомобильной дорогой общего пользования, проезд используется для нужд, прилегающих к ней садовых некоммерческих товариществ; указанный проезд на праве муниципальной собственности не зарегистрирован, информация о собственнике дороги в ЕГРН отсутствует. При изучении данных ЕГРН установлено, что указанный проезд в начале участка дороги расположен на территории земельного участка с кадастровым номером , находящегося в собственности Хабаровского края, вид разрешенного использования – для размещения линейного объекта в городском округе «город Хабаровск» и Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края. Таким образом, участок находится в полосе отвода автомобильной дороги регионального значения. Далее по направлению движения к проезд частично попадает на земельный участок с кадастровым номером , который является частью единого землепользования с кадастровым номером , переданному под фактически существующие железнодорожные пути. Далее указывает, что проезд от до не имеет конструктивных элементов дорожного покрытия, установленных нормами ГОСТ 32825-2014, покрытие на указанном проезде отсутствует, рассматриваемый участок представляет собой стихийно образованный проезд, проезжая часть которого - это уплотненный почвенно-растительный слой. Полагает, что самовольно устроенный проезд к основанный на грунте, не имеющий покрытия, не может быть признан объектом недвижимости – автомобильной дорогой, и соответственно требование о признании права муниципальной собственности на указанный объект неправомерно.

Представитель заинтересованного лица Правительства Хабаровского края Горбачев В.С. также не согласился с заявленными требованиями, просил отказать в их удовлетворении по доводам, указанным в возражениях. Из указанных возражений следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 262 144 кв.м., с видом разрешенного использования – для размещения линейного объекта Автомобильная дорога в городском округе «город Хабаровск» и Хабаровском районе Хабаровского края зарегистрирован в собственность Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ, внесен в Реестр краевого государственного имущества. На основании распоряжения Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ между Хабаровским краем и ООО «Региональная концессионная компания» заключено концессионное соглашение в отношении объекта капитального строительства ; в соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ полномочия концедента при исполнении, изменении и прекращении концессионного соглашения осуществляет от имени Хабаровского края Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, полномочия концедента в части приемки этапов строительства автомобильной дороги возложены на КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», ввиду чего Правительство Хабаровского края полагает, что указанные министерство и учреждение являются заинтересованными лицами по настоящему делу. Также полагает, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, поскольку истцом неверно выбран способ защиты права, процедура признания недвижимой вещи в качестве бесхозяйной не выполнена, следовательно отсутствуют основания для возложения на администрацию г.Хабаровска обязанности в принятии на баланс автомобильной дороги. Полагает, что представленный акт осмотра автомобильной дороги нельзя признать допустимым доказательством.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» Камышева Н.С. полагала, что требования прокурора могут быть удовлетворены, с учетом имеющихся мест наложения спорной дороги с полосой отвода железнодорожных путей. Из отзыва и представленного дополнительно ответа на запрос ОАО «РЖД» следует, что участок автомобильной дороги от до проходит вблизи железнодорожных путей и в направлении Хабаровск-Владивосток. На балансе структурных подразделений ОАО «РЖД» спорная дорога не состоит, в производственной деятельности предприятия не задействована, фактически используется для нужд расположенных рядом с дорогой садовых некоммерческих товариществ; сведениями о лице, осуществившем строительство спорной дороги, а также и её собственнике, ОАО «РЖД» не располагает. Полоса отвода железной дороги от до расположена в границах двух земельных участков с кадастровыми номерами и , которые находятся в собственности Российской Федерации и переданы ОАО «РЖД» в долгосрочную аренду. Ширина полосы отвода железной дороги в границах г.Хабаровска составляет 46-60 метров. Исходя из землеустроительного дела, послужившего основанием для внесения границ данных земельных участков в базу государственного кадастра недвижимости, следует, что спорная дорога имеет несколько незначительных мест пересечения с границей полосы отвода железной дороги. Также указывает, что в соответствии с пунктом 4 Правил землепользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО «РЖД», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 № 264, установлено обязательство арендатора передавать часть земельного участка в субаренду лицам, имеющим в собственности либо в хозяйственной ведении расположенные на этом земельном участке здания, строение, сооружения, по их заявлению на срок, указанный в заявлении, но не более чем на срок действия договора аренды земельного участка, и за плату, размер которой не превышает размера арендных платежей, рассчитанных пропорционально соответствующей части арендованного участка. Ввиду изложенного ОАО «РЖД» полагает, что при передаче спорной автомобильной дороги в муниципальную собственность должен быть решен вопрос об обязании собственника произвести работы, направленные на исключение наложения спорной автомобильной дороги с полосой отвода железной дороги, в целях обеспечения транспортной безопасности; кроме того необходимо определить местонахождение спорной автомобильной дороги для конкретизации мест наложения с полосой отвода железной дороги.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог», Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАО участия не принимали, о его месте и времени уведомлялись своевременно и надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщали, об отложении судебного заседания не просили.

Суд в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно ранее представленному отзыву Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, заинтересованное лицо указывает, что не согласно с заявленными требованиями, поскольку спорная дорога не признана в установленном законом порядке бесхозяйным имуществом, следовательно, не может быть признана муниципальной собственностью; также указывает, что прокурором заявлены требования о возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности на автомобильную дорогу в течении одного года, при этом провести ремонт дороги в течении шести месяцев, следовательно ремонт дороги, на которую не зарегистрировано право муниципальной собственности, будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. Также указывает, что на основании заключенного Правительством Хабаровского края и ООО «Региональная концессионная компания» концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ведется реализация инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства Автомобильная дорога процент технической готовности составляет 98,60 %, строительство указанного объекта разделено на 4 этапа; при этом концессионное соглашение заключено в отношении 1 и 2 этапов строительства; на земельном участке проектной документацией предусмотрен 4 этап строительства; по 4 этапу строительства реализации проекта разработана проектная документация на основании инженерных изысканий, выполненных в 2013 году, получено положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время проектная документация по 4 этапу строительства объекта некорректна. В условиях острого дефицита бюджетных ассигнований дорожного фонда края законом Хабаровского края от 10.11.2021 № 247 «О краевом бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» бюджетные ассигнования дорожного фонда края на вышеперечисленные работы (в том числе на условиях концессионного соглашения), не предусмотрены.

Из ранее представленного отзыва Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края следует, что участок дороги от до , проходит через земельный участок с кадастровым номером (согласно публичной кадастровой карте), также часть земельного участка расположена на земельном участке с кадастровым номером (Хабаровский край); кроме того рассматриваемый участок проходит через дорогу, проходящую через . ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Хабаровского муниципального района в адрес администрации Хабаровского муниципального района также внесено представление по вопросу содержания автомобильной дороги расположенной от до при этом в представлении не указан участок дороги, который находится в ненадлежащем состоянии, а также часть участка дороги не входит в границы Хабаровского муниципального района. В связи с чем полагает, что не подлежит включению в реестр муниципальной собственности участок дороги, который фактически не определен и часть которой находится в пользовании иных лиц.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 пояснил, что зарегистрирован по адресу:, фактически проживает по данному адресу летом, зимой проживает в , поскольку зимой нет дороги до указанного дома. В у него имеется дачный участок, подъезд к которому осуществляется с двух дорог. Первая дорога через Хабаровский муниципальный район, проходит через расположенные в районе дачные товарищества, протяженность которой от составляет около 5 км. Данная дорога узкая, в ненадлежащем состоянии, кроме того проходит через иные товарищества, в связи с чем дачники опасаются, что иные товарищества могут закрыть проезды. Вторая, спорная дорога, ей пользуется 90 % дачников, также военные для проезда на стрельбище. Эта дорога образована в 1964 году, с тех пор как её организовали граждане самостоятельно, дачники самостоятельно собирали денежные средства на ремонт этой дороги, также её отсыпают военные, которые пользуется ей для проезда на военное стрельбище. Также указал, что ранее администрацией оказывалась поддержка, когда СНТ состояло в союзе садоводов, после выхода из союза, поддержка перестала оказываться. Настаивал на том, что спорная дорога не отвечает требованиям безопасности.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Из изложенного следует, что осуществление дорожной деятельности в отношении дорог, расположенных в пределах городского округа относится к компетенции органа местного самоуправления, то есть в настоящем случае Администрации города Хабаровска.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ).

Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2).

В соответствии с частью 3 и частью 11 статьи 5 Федерального закона N 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона N 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с абзацем 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Мэром города Хабаровска от 01.10.2007 N 1537 утверждено Постановление "О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске" из которого следует, что к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие следующие показатели:

- автомобильные дороги в границах городского округа "Город Хабаровск", за исключением дорог общего пользования федерального значения, регионального и межмуниципального значения;

- автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа "Город Хабаровск";

- автомобильные дороги, соединяющиеся с объектами общегородского значения (аэродром, вокзал, речной порт и др.);

- автомобильные дороги, соединяющиеся с автодорогами федерального и регионального значения;

- автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов;

-автомобильные дороги в производственных и коммунально-складских зонах.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Хабаровского края поступило обращение ФИО1 по факту бесхозяйной дороги, расположенной в границах городского округа «Город Хабаровск» от до

Ввиду поступившего обращения, прокуратурой Индустриального района г.Хабаровска проведена проверка, в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора Индустриального района г.Хабаровска Трегубовой Н.А. с участием специалиста ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровска ФИО7 проведен осмотр участка дороги, расположенного в городском округе «Город Хабаровск» от до в ходе которого установлено, что дорожное покрытие дороги имеет гравийное покрытие, многочисленные дефекты в виде выбоин, просадок, по размерам превышающее значение таблицы 5.3 п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; расположенных вблизи данной автомобильной дороги жилых домов в границах городского округа «Город Хабаровск» не установлено, имеется одно СНТ. Также осмотром установлено, что данная автомобильная дорога частично расположена в границах городского округа «Город Хабаровск», оставшийся участок расположен на территории Хабаровского муниципального района (т. л.д. ).

В процессе рассмотрения дела судом установлено, что от берет начало спорная дорога (проезд), начало которой расположено на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым номером (собственность Хабаровского края), после проезд проходит по территории городского округа «Город Хабаровск» и заканчивается в что относится к территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Согласно ответов из МТУ Росимущества в Хабаровском крае и Еврейской автономной области, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, спорный участок дороги в реестры федерального и краевого имущества не включен.

Также спорный участок дороги не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа "Город Хабаровск", утвержденный постановлением администрации города Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ.

По мнению административного истца, выявленная дорогая является муниципальной, поскольку расположена в границах городско округа, является дорогой общего пользования.

Из информации предоставленной Департаментом архитектуры, строительства и землепользования Администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденной проектом планировки Индустриального района г.Хабаровска (схемы организации улично-дорожной сети), утвержденного постановлением администрации г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно генеральному плану городского округа «Город Хабаровск», утвержденному решением Хабаровской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ, спорная заявленная прокурором дорога, как имеющая какую-либо категорию, не отображена. Красные линии участка автомобильной дороги от в проектом планировки Индустриального района, не установлены.

Также из информации Департамента архитектуры, строительства и землепользования Администрации г.Хабаровска следует, что в перечне адресных инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета г.Хабаровска, на 2022 год и плановые 2023-2024 годы, данный объект отсутствует, работы по её проектированию не проводились. На автомобильные дороги по вышеуказанным адресам разрешение на строительство, ввод в эксплуатацию не выдавались, информация о застройщиках отсутствует (т. л.д. ).

Из показаний свидетеля ФИО1, имеющего дачный участок в следует, что спорной дорогой пользуются дачники, также военные для проезда на стрельбище. Дорога образована в 1964 году, с тех пор как её организовали граждане самостоятельно, дачники самостоятельно собирали денежные средства на ремонт этой дороги и ремонтировали её, также её отсыпают военные, которые пользуются ей для проезда на военное стрельбище. Также указал, что ранее администрацией оказывалась поддержка, когда СНТ состояло в союзе садоводов, после выхода из союза, поддержка перестала оказываться.

Из информации, предоставленной Комитетом администрации г.Хабаровска по Индустриальному району г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на участке автомобильной дороги от до на территории Индустриального района расположено на котором расположено земельных участков (т. л.д. ).

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного старшим помощником прокурора Индустриального района г.Хабаровска Трегубовой Н.А., с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску ФИО7, специалистов управления дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска ФИО8 и ФИО9 начальника отдела развития жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры комитета по обеспечению развития жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского муниципального района ФИО10, объектом осмотра являлся расположенный в границах городского округа «Город Хабаровск» участок местности, который расположен от по Указанный участок местности, обеспечивает подъезд к территориям войскового стрельбища Минобороны к территориям войскового стрельбища (земельный участок ), имеет грунтовое покрытие, ширина которого позволяет одновременное движение двух транспортных средств в попутном либо противоположном направлении; используется неопределенным кругом лиц для движения по нему транспортных средств; также указанный участок местности, используемый в качестве автомобильной дороги неопределенным кругом лиц, обеспечивает подъезд к территории расположенного на территории Хабаровского муниципального района. Расположенных вблизи данного участка местности жилых домов не установлено. Подъезд к территории обеспечивается только с участка местности используемого в качестве автомобильной дороги от до иного действующего въезда (выезда) на территорию не имеется; имеется лишь возможность проезда к территории по автомобильной дороге (по маршруту движения автобуса ) затем по территории сторонних СНТ, и по выезду с территории по участку автомобильной дороги, идущей вдоль железнодорожных путей до территории

Также из акта осмотра следует, что автомобильная дорога примыкает к автомобильной дороге и обеспечивает подъезд к группе СНТ, расположенных в дорожное покрытие данной автомобильной дороги асфальтированное, с одной полосой движения в каждую сторону, состояние дорожного покрытия удовлетворительное, за исключением её конечного участка автомобильная дорога оборудована дорожными знаками, по данной дороге осуществляется движение автобуса . Проезды от автомобильной дороги к территориям СНТ имеют грунтовое покрытие, содержание данных проездов осуществляется силами СНТ в пределах занимаемых территорий.

Согласно сведений представленных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, Перечнем межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок автомобильным транспортном в пригородном сообщении в Хабаровском крае, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации транспортного обслуживания населения Хабаровского края железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортном пригородного и межмуниципального сообщения», предусмотрен межмуниципальный маршрут пригородного сообщения между городским округом «Город Хабаровск» и Хабаровским муниципальным районом Хабаровского края . Остановочным пунктом указанного межмуниципального маршрута, в том числе является , являющая конечной.

На основании исследованных доказательств дела установлено, что заявленный прокурором участок местности (дорога), не включен в проект планировки улично-дорожной сете Индустриального района г.Хабаровска в качестве автомобильной дороги, органом местного самоуправления спорный проезд не создавался в качестве объекта недвижимости на отведенном для этих целей земельном участке с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, у него отсутствует наименование, дорожное покрытие и иные конструктивные элементы, присущие автомобильным дорогам, также данный проезд не является дорогой к жилым домам; фактически создан неопределенным кругом лиц в качестве проезда к дачным участкам, а также военному стрельбищу.

Ввиду установленных фактов, суд приходит к выводу, что спорное сооружение (проезд) не соответствует критериям автомобильной дороги, указанным в статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ, а также критериям автомобильной дороги общего пользования, предназначенной для решения вопросов местного значения, указанным в постановлении Мэра города Хабаровска от 01.10.2007 N 1537 "О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске", следовательно данное сооружение не может быть признано муниципальной собственностью, и на администрацию г.Хабаровска не может быть возложена обязанность по включению спорного проезда в реестр муниципального имущества с последующей регистрацией и устранением повреждений дорожного покрытия.

Поскольку спорный грунтовый проезд, ведущий к расположенному в городском округе «Город Хабаровск» не обладает признаками автомобильной дороги, предусмотренными действующим законодательством, при этом обязанность по строительству автомобильных дорог местного значения в интересах дачных товариществ на органы местного самоуправления не возложена, суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика, и, как следствие, совокупности предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий, необходимых для удовлетворения административного иска.

Помимо изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что спорное сооружение (дорога) ведет к одному расположенному в городском округе «Город Хабаровск» проезд к земельным участкам которого имеется через иную автомобильную дорогу (Хабаровский муниципальный район Хабаровского края), а также путем железнодорожного транспорта, иные дачные товарищества, расположены в Хабаровском муниципальном районе Хабаровского края, в том числе на территории которого зарегистрирован ФИО1, и к данным дачным участкам района имеется автомобильная дорога и маршрут пригородного сообщения между городским округом «Город Хабаровск» и Хабаровским муниципальным районом Хабаровского края .

Также в процессе рассмотрения дела установлено, что первоначально заявленный прокурором участок спорной дороги до в начале указанной дороги (), расположен на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в собственности Хабаровского края, с видом разрешенного использования – для размещения линейного объекта в городском округа «Город Хабаровск» и (т л.д. ).

Из сведений публичной кадастровой карты и выписки на ЕГРН установлено, что часть участка спорного проезда (дороги) проходит по земельному участку с кадастровым номером (т. л.д. ).

Из сведений, предоставленных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, следует, что на основании заключенного Правительством Хабаровского края и ООО «Региональная концессионная компания» концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ведется реализация инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства Автомобильная дорога «Обход км 13- км 42», строительство указанного объекта разделено на 4 этапа; при этом концессионное соглашение заключено в отношении 1 и 2 этапов строительства; на земельном участке проектной документацией предусмотрен 4 этап строительства. В настоящее время на 2022, 2023 годы денежные средства на 4 этап строительства не предусмотрены.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд также исходит из того, что прокурором в уточненных требованиях заявлено о признании права муниципальной собственности на часть спорного проезда (дороги), однако материалами дела установлено, что весь спорный объект (проезд) берет начало от и частично располагается на земельном участке с кадастровым номером , переданном в собственность Хабаровского края с целью строительства объездной дороги, следовательно учитывая, что в спорной местности запланировано строительство объездной дороги, суд полагает нецелесообразным возложение на орган местного самоуправления обязанности принять в муниципальную собственность часть спорного проезда (дороги), которое предусматривает его дальнейшее благоустройство и содержание.

На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований административного искового заявления прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации г.Хабаровска, Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г.Хабаровска, Департаменту муниципальной собственности администрации г.Хабаровска о признании права муниципальной собственности на автомобильную дорогу, возложении обязанности зарегистрировать право муниципальной собственности, устранить повреждения дорожного покрытия – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Гурдина

Дата изготовления мотивированного решения – 19 августа 2022 года.