РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Видное Московской области
Видновский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Зыряновой А.А., при секретаре судебного заседания Богословцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному иску ФИО1, ФИО2 к Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным уведомления об отказе осуществления государственного кадастрового учета, регистрации права собственности
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы ФИО3, ФИО2 обратились с административным иском к Управлению Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, просили суд:
Признать незаконным уведомление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении о приостановлении регистрационно-учетных действий (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№, № и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрационно-учетных действий, а именно - признать незаконным отказ в постановке на кадастровый учет и регистрации права долевой собственности административного истца ФИО1 на объект индивидуального жилищного строительства - жилой 3-х этажный дом площадью <данные изъяты> расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>,
<адрес> кадастровый номер участка №
Обязать административного ответчика осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права долевой собственности административного истца ФИО1 в отношении объекта индивидуального жилищного строительства - жилого 3-х этажного дома площадью <данные изъяты> расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер участка №, в размере ? (три четвертых) доли в праве общей долевой собственности.
Обязать административного ответчика осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права долевой собственности административного истца ФИО2 в отношении объекта индивидуального жилищного строительства - жилого 3-х этажного дома площадью <данные изъяты> расположенного на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровый номер участка №, в размере <данные изъяты> (одна четвертая) доли в праве общей долевой собственности.
В обоснование заявленных требований указано, что административным истцом ФИО3 получено уведомление государственного регистратора прав Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении о приостановлении регистрационно-учетных действий (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№, №) и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрационно-учетных действий.
Истцы считают, что указанное решение ответчика нарушает права и законные интересы истцов и подлежит отмене по следующим основаниям.
Административным истцам принадлежит на праве долевой собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> городское поселение Горки Ленинские (далее - «участок»). Данный участок имеет кадастровый №. В соответствии с требованиями законодательства РФ на указанном участке построен объект индивидуального жилищного строительства - жилой 3-х этажный дом площадью <данные изъяты> (далее - «Дом»). Участок и дом между собственниками распределены в следующих долях - три четвертых принадлежит ФИО3, одна четвертая принадлежит ФИО2
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом ФИО3 в МБУ МФЦ «Мытищи» в соответствии со ст. ст. 14,15,18 Закона, Порядком представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№, было подано Заявление о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости (дом), что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ.
К Заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с требованиями Закона были приложены следующие документы: технический план здания, оптический компакт-диск, соглашение об установлении долей в праве общей долевой собственности, а также квитанция об уплате государственной пошлины, что также подтверждается описью от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением государственного регистратора прав Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, № приостановлена процедура осуществления учетно-регистрационных действий в связи с отсутствием заявления второго сособственника дома.
ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО3, а также вторым истцом - сособственником дома ФИО2 были поданы дополнительные документы - необходимые заявления о предоставлении дополнительных документов, о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, о государственной регистрации права не недвижимое имущество, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, были устранены.
Уведомлением государственного регистратора прав Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, № отказано в снятии приостановления осуществления процедуры учетно-регистрационных действий, несмотря на устранение обстоятельств, указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ Основание для отказа в уведомлении не указано. Таким образом, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ истцом ФИО3 были поданы дополнительные документы - повторно направлен технический план здания, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением государственного регистратора прав Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, № повторно незаконно отказано в снятии приостановления осуществления процедуры учетно-регистрационных действий. Основание для отказа в уведомлении не указано.
Незаконные уведомления об отказе в снятии приостановления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ повлекли истечение срока приостановления и послужили основанием для следующего незаконного решения - так, уведомлением государственного регистратора прав Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении о приостановлении регистрационно-учетных действий (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№, №) и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрационно-учетных действий.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственной регистрации прав содержится в ст.26 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости». Указанная позиция подтверждена в обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказ в государственном кадастровом учете на основании ст.27 Закона возможен исключительно в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона. Материалами дела подтверждается отсутствие оснований для приостановления регистрации права, указанных в ст.26 Закона.
Отказ в постановке на кадастровый учет и регистрации права на объект недвижимого имущества препятствует реализации права собственности административных истцов, предусмотренного ст.35 Конституции РФ, ст.ст. 218, 219 ГК РФ.
В судебное заседание административные истцы не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения относительно заявленных требований, заявил о пропуске истцами срока исковой давности обращения в суд, по существу заявленных требований указал, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право общей долевой собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> с кадастровым номером № (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для индивидуального жилищного строительства) зарегистрировано за ФИО2 (1/4 доли) и ФИО1 (3/4 доли) на основании Соглашения об образовании земельного участка между собственниками земельных участков путем их объединения от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ административными истцами было подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав с приложением технического плана от ДД.ММ.ГГГГ в отношении построенного объекта недвижимости (3-х этажный индивидуальный жилой дом площадью <данные изъяты>) В соответствии с положениями ст. 14, ст. 15 Закона о регистрации кадастровый учет и государственная регистрация в подобных случаях осуществляются одновременно.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было вынесено решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в соответствии с п: 5, 7 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Государственная регистрация осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 29 Закона о регистрации. Одним из этапов проведения государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав. По результатам проведения правовой экспертизы представленных документов, на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, было выявлено следующее.
В соответствии с п. 4 ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
Проверкой, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разделом 11 Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года №943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), в также Приказом Минэкономразвития РФ № 953 от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования) выявлено:
- в нарушение п.1 ст. 15 Закона о регистрации заявление о постановке на государственный кадастровый учет представлено только одним из сособственников, заявление второго сособственника не представлено;
в соответствии с частью 1.2 статьи 19 Закона о регистрации орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома обязан направить в орган регистрации прав для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекту недвижимости необходимые документы, в том; числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиков технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом. В случае не направления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанных документов застройщик вправе направить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности орган регистрации прав обязан запросить у таких органов государственной власти или органа местного самоуправления. Кроме того» в процессе рассмотрения документов были выявлены возможные признаки многоквартирности объекта недвижимости - 3-х этажного индивидуальный жилой дом площадью 1068 кв.м. Государственным регистратором были предприняты меры по вопросу проведения проверки на предмет соблюдения земельного законодательства в целях недопущения государственной регистрации многоквартирного дома (дома более чем на 1 семью). Направлена соответствующая служебная записка в отдел государственного земельного надзора Управления. Государственным инспектором по Московской области по использованию и охране земель была проведена предварительная проверка объекта земельных отношений с кадастровым номером № путем исследования данных об объекте земельных отношений, содержащихся в ЕГРН и открытых общедоступных информационных ресурсах. В результате данной проверки были выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст.8.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, выявлены возможные нарушения обязательных требований земельного законодательства.
Также от административных истцов поступили дополнительные документы с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ приобщены к учетному делу от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Государственным регистратором было вынесено решение об отказе в снятии приостановления учетно-регистрационных действий.
государственным регистратором также было вынесено решение об отказе в снятии приостановления учетно-регистрационных действий.
государственным регистратором было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Обязанность осуществить государственный кадастровый учет и/или государственную регистрацию прав возникает у Управления в том случае, когда не будут выявлены основания, препятствующие государственной регистрации и кадастровому учёту, которые перечислены в ст.2б Закона «О государственной регистрации недвижимости». Все решения приняты Управлением в соответствии с требованиями действующего законодательства. Осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на индивидуальный жилой дом административных истцов может привести к нарушению обязательных требований земельного законодательства. В связи с этим административные истцы для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости вправе также осуществить защиту своих нарушенных прав путем признания права на достроенный объект недвижимости (3-х этажный индивидуальный жилой дом площадью 1068 кв.м.) в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ, просит суд в требованиях к Управлению отказать в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя.
С учетом надлежащего извещения заинтересованных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) Таким образом, для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными постановлений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие обжалуемых постановлений, действий нормам действующего законодательства и нарушение ими прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с п. 7 ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О государственной регистрации недвижимости"
государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно материалам административного дела, 15.07.2019 истец ФИО3 на основании п. 7 ч. 2 ст. 14 указанного закона, обратилась к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учёте и регистрации права долевой собственности на построенный объект недвижимости - 3-х этажный индивидуальный жилой дом площадью 1068 кв.м., и представила
технический план здания, оптический компакт-диск, соглашение об установлении долей в праве общей долевой собственности.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. Пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ определено, что одним из документов - оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданный объект недвижимости помимо заявления заинтересованного лица является технический план объекта недвижимости.
Кроме того, частью 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляются на основании технического плана такого объекта недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Истцам на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, с категорией – земли населённых пунктов, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с положениями ч. 10 ст. 40 Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно части 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, в настоящее время Законом N 218-ФЗ для лиц, которым принадлежат земельные участки, предназначенные для индивидуального жилищного строительства на землях населённых пунктов установлен упрощённый порядок такой регистрации.
При этом, согласно части 11.1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) подготавливается на основании указанной в части 11 статьи 24 Закона N 218-ФЗ декларации и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве), а также уведомления, направленного органом государственной власти или органом местного самоуправления, о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным федеральными законами, и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (при наличии такого уведомления). Указанные декларация, уведомления прилагаются к техническому плану объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (в том числе не завершенных строительством) и являются его неотъемлемой частью.
Также, в силу пункта 1 части 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган государственной власти или орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки (ст. 38 ГрКРФ)
Судом установлено, что Уведомлением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено осуществление процедуры государственного кадастрового учёта, государственной регистрации права собственности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на три месяца (до ДД.ММ.ГГГГ) в отношении жилого дома с адресными ориентирами: <адрес>, по заявлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ В качестве оснований к принятию данного решения ответчиком указано, что по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия оснований, предусмотренных ст. 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», препятствующих осуществлению государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, выявлено, что не представлено заявление второго собственника земельного участка.
Проверкой, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», разделом 11 Порядка ведения единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года №943 (далее – Порядок ведения ЕГРН), в также Приказом Минэкономразвития РФ № 953 от 18.12.2015 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования) выявлено:
- в нарушение п.1 ст. 15 Закона о регистрации заявление о постановке на государственный кадастровый учет представлено только одним из сособственников, заявление второго сособственника не представлено; - в соответствии с частью 1.2 статьи 19 Закона о регистрации орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома обязан направить в орган регистрации прав для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекту недвижимости необходимые документы, в том; числе уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, представленный застройщиков технический план, а в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, также заключенное между правообладателями такого земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом. В случае не направления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанных документов застройщик вправе направить заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности орган регистрации прав обязан запросить у таких органов государственной власти или органа местного самоуправления. Заявителю ФИО3 сообщено, что предприняты меры для проведения проверки на предмет соблюдения земельного законодательства в целях недопущения государственной регистрации многоквартирного дома (дома более чем на одну семью.
Основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав определены статьей 26 Закона N 218-ФЗ. В частности, согласно пункту 22 части 1 статьи 26 Закона 218-ФЗ государственным регистратором прав принимается решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан.
Ответчиком в отдел государственного земельного надзора Управления. Государственным инспектором по Московской области по использованию и охране земель была направлена служебная записка, в результате проведена предварительная проверка объекта земельных отношений с кадастровым номером № В результате данной проверки были выявлены признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст.8.8. Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Административный ответчик указывает на выявление нарушения обязательных требований земельного законодательства.
После поступления от административных истцов дополнительных документов с заявлением второго собственника ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ Государственным регистратором вынесено решение об отказе в снятии приостановления учетно-регистрационных действий в связи с проведением проверки нарушения земельного законодательства в целях недопущения государственной регистрации многоквартирного дома.
государственным регистратором также вынесено решение об отказе в снятии приостановления учетно-регистрационных действий по тем же основаниям.
государственным регистратором было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, и не устранении приведённых в уведомлении причин приостановления регистрационно-учётных действий.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административными истцами решение ответчика об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права, принято компетентным органом и в соответствии с нормами действующего законодательства, поскольку, согласно ст. 27 ФЗ 218 в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Решение административного ответчика о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ осуществления процедуры государственного кадастрового учёта, государственной регистрации права собственности, начиная с ДД.ММ.ГГГГ на три месяца (до ДД.ММ.ГГГГ) в отношении жилого дома с адресными ориентирами: <адрес>, по заявлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ истцами не обжаловалось. При этом с учётом установленных обстоятельств, проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства и недопущения кадастрового учёта и государственной регистрации права регистрации права, суд не находит в действиях ответчика при принятии решения о приостановлении от ДД.ММ.ГГГГ осуществления процедуры государственного кадастрового учёта, государственной регистрации права собственности нарушений требований действующего законодательства. С учётом изложенного у суда отсутствуют основания к удовлетворению заявленных административными истцами исковых требований.
Административным ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности обращения в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как указано в ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Оспариваемое решение принято ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, административный иск поступил в суд ДД.ММ.ГГГГ, с пропуском установленного трёх месячного процессуального срока. Какие либо причины пропуска срока в исковом заявлении не указаны, ходатайств о его восстановлении истцами не заявлено. Пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст., 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявленные административными истцами ФИО3, ФИО2 требования: признать незаконным уведомление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении о приостановлении регистрационно-учетных действий (исх. от ДД.ММ.ГГГГ№, №) и не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению регистрационно-учетных действий, а именно - признать незаконным отказ в постановке на кадастровый учет и регистрации права долевой собственности административного истца ФИО1 на объект индивидуального жилищного строительства - жилой 3-х этажный дом площадью <данные изъяты> расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> городское поселение Горки Ленинские, кадастровый номер участка №
обязать административного ответчика осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права долевой собственности административного истца ФИО1 в отношении объекта индивидуального жилищного строительства - жилого 3-х этажного дома площадью <данные изъяты> расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер участка № в размере ? (три четвертых) доли в праве общей долевой собственности,
обязать административного ответчика осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права долевой собственности административного истца ФИО2 в отношении объекта индивидуального жилищного строительства - жилого 3-х этажного дома площадью <данные изъяты>, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый номер участка № в размере <данные изъяты> (одна четвертая) доли в праве общей долевой собственности – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Федеральный судья А.А. Зырянова