ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1964/18 от 13.09.2018 Северского районного суда (Краснодарский край)

к делу <...>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Северская 13 сентября 2018 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Таран А.О.,

при секретаре Проскуряковой И.М.,

с участием:

административного истца Ручкина М.П.,

его представителя Батовой Л.П.,

действующей на основании доверенности №23АА8319530 от 15.08.2018 г.,

представителя административного ответчика Пипия С.З.,

действующей на основании доверенности №01-17/6621 от 03.09.2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ручкина М.П. к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным,

установил:

Ручкин М.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Северский район о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, в котором просит признать незаконным отказ административного ответчика в выдаче Ручкину М.П. разрешения на строительство, обязать административного ответчика выдать Ручкину М.П. разрешение на строительство некапитального здания для хранения зерна на принадлежащем Ручкину М.П. земельном участке с кадастровым номером <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства площадью <...> кв.м., расположенном по адресу: <...>

В обоснование административных исковых требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...> Принадлежащий ему участок Ручкин М.П. использует для выращивания зерновых культур, в связи с чем, у него возникла необходимость в возведении здания для хранения зерна. Ручкин М.П. в установленном законом порядке обратился в администрацию муниципального образования Северский район Краснодарского края с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство некапитального здания для хранения зерна на принадлежащем ему земельном участке, и предоставил все необходимые документы. Письмом от <...> административный ответчик отказал Ручкину М.П. в выдаче разрешения на строительство, ввиду того, что на земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный в границах ТОО «Новодмитриевское», не установлен градостроительный регламент в соответствии со ст. 36 ГрК РФ. С данным отказом Ручкин М.П. не согласен, и считает, что отсутствие у администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края разработанного порядка выдачи разрешений на строительство, не может служить основанием для нарушения его законных прав, как собственника земельного участка.

Административный истец и его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований Ручкина М.П. на основании доводов, изложенных в письменном отзыве на иск, согласно которому в соответствии с Правилами землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района (утвержденными решением Совета муниципального образования Северский район №193 от 25.05.2017 г.), на земельный участок с кадастровым номером <...>, в соответствии со ст. 36 ГрК РФ, не установлены градостроительные регламенты. Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с Федеральными законами. В настоящее время указанный порядок не установлен. В связи с чем, считает, что Ручкину М.П. было обоснованно отказано в выдаче разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером <...> в границах ТОО «Новодмитриевское» (л.д. 55-56).

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к выводу, что административные исковые требования Ручкина М.П. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <...>, выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю 31.01.2014 года, Ручкин М.П., <...> года рождения является собственником земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <...> (л.д. 8).

09.07.2018 года, с целью возведения некапитального здания для хранения зерна на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, Ручкин М.П. обратился в администрацию муниципального образования Северский район Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на строительство некапитального здания для хранения зерна, приложив в том числе проектную документацию. (л.д. 9-45)

Письмом заместителя главы администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края от <...><...>, Ручкину М.П. разъяснено, что согласно действующему генеральному плану Новодмитриевского сельского поселения Северского района, утвержденному решением Совета Новодмитриевского сельского поселения Северского района от <...><...>, земельный участок с кадастровым номером <...> располагается в территориальной зоне – сельскохозяйственных угодий (пашня). Согласно действующим Правилам землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района Краснодарского края (утвержденными решением Совета муниципального образования Северский район №193 от 25 мая 2017 года), на земельный участок с кадастровым номером <...> (относящийся к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий, в составе земель сельскохозяйственного назначения – СХ-Н), расположенный в границах ТОО «Новодмитриевское», не установлен градостроительный регламент в соответствии со ст. 36 ГрК РФ. Согласно ст. 79 ЗК РФ, сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокос, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Согласно п. 7 ст. 36 ГрК РФ, использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, в настоящее время указанный порядок не установлен. Ввиду вышеизложенного, Ручкин М.П. на земельном участке с кадастровым номером <...> не может разместить здание для хранения зерна (л.д. 6-7).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается правоустанавливающими документами, земельный участок с кадастровым номером <...> принадлежащий Ручкину П.М. на праве собственности, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства и расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий, в составе земель сельскохозяйственного назначения – СХ-Н.

В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

По смыслу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Таким образом, земельное законодательство Российской Федерации допускает на землях сельхозназначения, предоставленных для ведения сельскохозяйственного производства, размещение зданий и сооружений используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Судом установлено, что согласно действующим Правилам землепользования и застройки Новодмитриевского сельского поселения Северского района Краснодарского края (утвержденными решением Совета муниципального образования Северский район №193 от 25 мая 2017 года), на земельный участок с кадастровым номером <...> (относящийся к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий, в составе земель сельскохозяйственного назначения – СХ-Н), расположенный в границах ТОО «Новодмитриевское», не установлен градостроительный регламент в соответствии со ст. 36 ГрК РФ.

Согласно части 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

В письме от <...>, администрация муниципального образования Северский район указала о невозможности размещения здания для хранения зерна ввиду отсутствия установленного порядка, предусмотренного ч.7 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, требование вышеуказанной нормы относится к размещению объектов капитального строительства, тогда как Ручкин М.П. обратился в администрацию муниципального образования Северский район с заявлением о выдаче разрешения на возведение объекта некапитального строительства, о чем представил проектную документацию.

В силу п.п. 2 п. 17 ст. 51 ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства.

Таким образом, администрацией муниципального образования Северский район в письме от <...><...> верно указано о том, что разрешение на строительство объекта, не являющегося капитальным строением, не требуется.

Вместе с тем, указанное письмо, в части разъяснения Ручкину М.П. о невозможности размещения здания для хранения зерна, ввиду отсутствия градостроительного регламента в границах ТОО «Новодмитриевское», подлежит отмене, так как административный истец обращался с заявлением о выдаче разрешения на строительство некапитального объекта, разрешение на строительство которого не требуется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС, суд

решил:

административные исковые требования Ручкина М.П. к администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края о признании отказа в выдаче разрешения на строительство незаконным, - удовлетворить частично.

Отказ администрации муниципального образования Северский район Краснодарского края, изложенный в письме от <...><...>, в части разъяснения отсутствия у Ручкина М.П. права на возведение некапитального строения на земельном участке с кадастровым номером <...> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства площадью <...> кв.м., расположенном по адресу: <...> - отменить.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Северский районный суд Краснодарского края.

Председательствующий А.О. Таран

Мотивированное решение составлено 17.09.2018г.