ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1964/2016 от 21.07.2016 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2016 года <адрес>

Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи: Кундиковой Ю.В., при секретаре: ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес> и <адрес>, должностному лицу ФИО5, о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № Дз86/2015 об отказе в признании несовершеннолетнего сына ФИО3 гражданином РФ, обязании в 10-ти дневный срок после вступления в силу решения суда выдать справку о гражданстве РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3,2008 г.р., обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей было сообщено об отказе в признании ее сына гражданином РФ и предложено поставить его на миграционный учет. Указала, что она с 2006 года проживает в <адрес> «в», <адрес> по месту жительства матери. В 2008 году после рождения ребенка она обращалась с заявлением о регистрации ребенка в <адрес>, однако по непонятным причинам ребенок не был зарегистрирован, что выяснилось уже после перехода Республики Крым в состав Российской Федерации. Не согласна с тем, что для оформления гражданства сыну требуется миграционная карта. Указывает, что Административный регламент исполнения федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации не предусматривает перечень документов, который указан органом УФМС. Пунктом 18 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ закреплен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены. Также не соглашается с указанием на то, что ребенок должен приобретать гражданство в порядке п. «а» ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ», считает, что должны применяться положения ст. 24 или ст. 25 ФЗ «О гражданстве РФ».

В судебное заседание административный истец не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, причин неявки не сообщила, в деле имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие административного истца.

Представитель административного истца УФМС России по <адрес> и <адрес>, должностное лицо ФИО5 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, причины неявки не сообщили.

Исследовав материалы дела, проанализировав и оценив доказательства, которые имеются в материалах дела, в их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд считает, что срок обращения в суд с административным иском не пропущен, поскольку с административным иском ФИО1 в установленные сроки обратилась в Ленинский районный суд <адрес>, который определением от ДД.ММ.ГГГГ передал дело на рассмотрение по подсудности в Центральный районный суд <адрес>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГФИО1 было сообщено о том, что рассмотрено ее обращение и сообщено, что по законодательству РФ ее сын не является гражданином РФ, поэтому его пребывание на территории РФ необходимо узаконить, поставив ребенка на миграционный учет и уведомить об этом территориальный орган УФМС России по месту регистрации родителя – гражданина РФ. Также указано, что согласно п. а ч.6 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» сын имеет право на приобретение гражданства в упрощенном порядке. Порядок подачи документов при приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке регламентирован п.п. 17-17.10 Административного регламента. Указан перечень документов: нотариально заверенный перевод копии свидетельства о рождении ребенка; нотариально заверенный перевод паспорта иностранного гражданина на имя ребенка (при его наличии); копия паспорта РФ законного представителя; копия миграционной карты на ребенка; копия талона-уведомления о постановке ребенка на миграционный учет; копия документа, удостоверяющего личность второго законного представителя ребенка (либо письменное объяснение родителя – гражданина РФ); 4 фотографии 3 на 4 см; квитанция об уплате госпошлины.

Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п.1 Положения).

В силу ч.1 ст. 4 Федерального Конституционного Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

В силу п.4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Указа Президента от ДД.ММ.ГГГГ) при подаче заявления по вопросам гражданства Российской Федерации заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительство заявителя. Предъявление документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

Согласно п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.

В силу ст. 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.

Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации (далее – Административный регламент), который устанавливает порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство.

Пунктом 4 Административного регламента предусмотрено, что конечным результатом исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации является, в частности, уведомление (извещение) заявителя (инициатора) о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выходе из гражданства Российской Федерации, об отклонении заявления об изменении гражданства или отмене решения об изменении гражданства.

В соответствии с п. 15 Административного регламента процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа. Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений. Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя. На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).

В соответствии с п. 15.2 Административного регламента сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов.

В материалы дела представлено заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что она просит получить гражданство ее ребенку ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и содействовать с пропиской – регистрацией по прописке – регистрации матери. В заявлении не содержится указания на то, что прилагаются какие-либо документы. Также на данное обстоятельство административный истец не ссылается в административном иске.

Из представленных в дело документов не следует, что при обращении в УФМС с заявлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО3, предоставляла какие-либо документы для решения вопроса о признании ФИО3 гражданином РФ.

Направленное в адрес ФИО1 сообщение от ДД.ММ.ГГГГ не является уведомлением об отказе в признании несовершеннолетнего ФИО3 гражданином РФ. Письмо УФМС от ДД.ММ.ГГГГ носит характер разъяснения.

Доказательств, подтверждающих, что при предоставлении предусмотренных законодательством документов, ФИО1 было отказано в признании ФИО3 гражданином РФ материалы дела не содержат.

То обстоятельство, что ФИО1 не согласна с разъяснениями, содержащимися в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не подтверждает факт нарушения прав несовершеннолетнего ребенка по вопросу о признании его гражданином РФ, поскольку нет доказательств надлежащего обращения ФИО1 в уполномоченный орган.

Поскольку судом не установлено нарушений прав административного истца, представляющего интересы несовершеннолетнего ребенка, что является одним из оснований для признания незаконным действия (бездействия), принятого решения, и возложения обязанности по совершению определенных действий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ФИО1 требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Федеральной миграционной службы России по <адрес> и <адрес>, должностному лицу ФИО5, о признании незаконным и отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ № Дз86/2015 об отказе в признании несовершеннолетнего сына ФИО3 гражданином РФ, обязании в 10-ти дневный срок после вступления в силу решения суда выдать справку о гражданстве РФ, отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Кундикова Ю.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2016