Дело № 2а-1965/18;
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2018 года гор. Искитим
Искитимский районный суд Новосибирской области
В с о с т а в е:
Председательствующего судьи Тупикиной А.А.,
При секретаре Дмитриевой Н.В.,
Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Искитимского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Искитимского района о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по актуализации схемы теплоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Искитимский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявление о признании бездействия администрации Искитимского района Новосибирской области по непроведению актуализации схем теплоснабжения муниципальных образований Искитимского района на 2019 год незаконными, возложении на администрацию Искитимского района Новосибирской области обязанности проведения актуализации схем теплоснабжения муниципальных образований Искитимского района на 2019 год в срок до 31.12.2018 года.
В обоснование требований указал, что Искитимской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Искитимского района законодательства в сфере ЖКХ при исполнении обязанностей по актуализации утвержденных схем теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в муниципальной собственности имущество составляет экономическую основу местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частями 1, 2 статьи 215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов является общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения.
В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" утверждение схем теплоснабжения поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Согласно п. 22 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 № 154 (далее по тексту - «Требования») схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.
Пунктом 24 «Требований» установлено, что актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема.
В ходе проверки межрайонной прокуратурой установлено, что по состоянию на 06.07.2018 вопреки требованиям п. 24 Требований администрацией Искитимского района не проведена ежегодная актуализация схем теплоснабжения муниципальных образований Искитимского района на 2019 год. Соответственно, актуализированная схема теплоснабжения на 2019 год не утверждена главой администрации Искитимского района до 15.04.2018.
Таким образом, администрацией Искитимского района нарушены положения ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210, ч.ч. 1, 2 статьи 215 ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", п.п. 22, 24 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 № 154.
Ранее, 24.04.2018 межрайонной прокуратурой по итогам проверки главе Искитимского района внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства с требованием произвести актуализацию схем теплоснабжения муниципальных образований Искитимского района на 2019 год. Однако выявленные нарушения не устранены, требования прокурора не исполнены.
В информации, представленной администрацией Искитимского района 03.07.2018, указано, что администрация Искитимского района не имеет возможности подготовить сводную схему теплоснабжения района, так как в соответствии с п. 4. «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения» (утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154) определено, что схемы теплоснабжения разрабатываются на основе документов территориального планирования. Согласно статье 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений. В Чернореченском, Быстровском, Преображенском, Бурмистровском сельсоветах утвержденные генеральные планы отсутствуют (находятся в разработке). После утверждения данных генеральных планов схемы теплоснабжения по данным муниципальным образованиям будут представлены в администрацию Искитимского района и разработана сводная схема теплоснабжения.
Однако, отсутствие документов территориального планирования Чернореченского, Быстровского, Преображенского, Бурмистровского сельсоветов не препятствует актуализации схем теплоснабжения иных муниципальных образований Искитимского района, а также актуализации схем теплоснабжения Чернореченского, Быстровского, Преображенского, Бурмистровского сельсоветов по имеющимся документам территориального планирования.
Негативным последствием указанных нарушений закона является ущерб интересам и правам неопределенного круга лиц, выражающийся в угрозе необеспечения бесперебойным и качественным теплоснабжением.
В ходе рассмотрения дела административный истец в порядке ст. 39,46 КАС РФ уточнил исковые требования в части обоснования заявленных требований. В обоснование иска указал, что согласно п. 10 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 № 154 (далее по тексту - «Требования») схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации. В соответствии с п.п. «а» пункта 38 «Требований» установлено, что не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения.
Представитель административного истца помощник Искитимского межрайонного прокурора Вдовиченко И.С. уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что срок исполнения обязанности, возможно, установить – месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного ответчика Городишенина А.А. требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, дополнительно указала, что в настоящее время в 4-х сельсоветах Искитимского района (Чернореченский, Быстровский, Преображенский, Бурмистровский сельсоветы) находятся на утверждении генеральные планы поселений, что является основанием утверждения новой схемы теплоснабжения, а не для ее актуализации. Срок, указанный в исковом заявлении для проведения актуализации схемы теплоснабжения является нереальным. Актуализация схемы теплоснабжения должна проводиться ежегодно. Генеральные планы Чернореченского, Преображенского, Бурмистровского и Быстровского сельсоветов находятся на утверждении с 2016-2017 годов. Имеющиеся в данных муниципальных образованиях программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры не являются документами коммунального планирования и их недостаточно для проведения актуализации схем теплоснабжения.
Представитель заинтересованного лица – Министерства строительства Новосибирской области в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном отзыве на исковое заявление указал, что до 31.12.2015 генеральные планы Чернореченского, Быстровского, Преображенского, Бурмистровского сельсоветов не были разработаны и утверждены органом местного самоуправления. Согласно Федеральной Государственной информационной Системе Территориального Планирования (ФГИС ТП) при отсутствии генеральных планов для указанных сельсоветов утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые являются долгосрочными и учитываются при подготовке генеральных планов поселений. С 01.01.2016 вступил в силу Закон Новосибирской области от 18.12.2015 N 27-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и органами государственной власти Новосибирской области и внесении изменения в статью 3 Закона Новосибирской области "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области", согласно которому областному исполнительному органу государственной власти Новосибирской области, уполномоченному в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, переданы, в том числе, и полномочия органа местного самоуправления в сфере подготовки и утверждения документов территориального планирования поселений, внесению изменений в них. В рамках полномочий Министерством строительства Новосибирской области было принято решение о необходимости подготовки генеральных планов поселений и изданы приказы: «О подготовке проекта генерального плана Преображенского сельсовета Искитимского района Новосибирской области» от 07.09.2016 № 308, «О подготовке проекта генерального плана Чернореченского сельсовета Искитимского района Новосибирской области» от 30.03.2016 № 90, «О подготовке проекта генерального плана Быстровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области» от 21.06.2017 № 205, «О подготовке проекта генерального плана Бурмистровского сельсовета Искитимского района Новосибирской области» от 23.01.2018 № 20. В настоящее время проекты документов находятся в стадии разработки и согласования. Вопросы теплоснабжения, утверждение схемы теплоснабжения поселений, внесение в них изменений, актуализация схемы теплоснабжения отнесены к вопросам местного значения и должны реализовываться органами местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий. Отсутствие генеральных планов поселений не является препятствием для выполнения администрацией Искитимского района требований Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив исследованные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1).
В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 4).
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 23 Федерального закона развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоноситель и обеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий. Развитие системы теплоснабжения поселений осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона №190-ФЗ утверждение схем теплоснабжения городских поселений с численностью населения менее пятисот тысяч человек относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов.
Согласно пункта 11 части 1 статьи 4 того же Федерального закона, утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» утверждены требования к схемам теплоснабжения и требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
Согласно пунктов 10 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации, за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения.
В соответствии с п.п. «а» пункта 38 «Требований», не позднее 1 июля года, предшествующего году, на который актуализируется схема теплоснабжения глава местной администрации муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации) утверждает актуализированную схему теплоснабжения.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Искитимской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Искитимского района законодательства в сфере ЖКХ при исполнении обязанностей по актуализации утвержденных схем теплоснабжения.
В ходе проверки установлено, что по состоянию на 06.07.2018 администрацией Искитимского района не проведена ежегодная актуализация схем теплоснабжения муниципальных образований Искитимского района на 2019 год. Соответственно, актуализированная схема теплоснабжения на 2019 год не утверждена главой администрации Искитимского района в срок до 01.07.2018.
По результатам проведенной проверки 24.04.2018 на имя главы Искитимского района Новосибирской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере ЖКХ, в котором предложено принять меры по устранению допущенных нарушения, произвести актуализацию схем теплоснабжения муниципальных образований Искитимского района на 2019 год.
На указанное представление заместителем главы администрации Искитимского района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и энергетики сообщил, что администрацией Искитимского района принимаются меры по устранению допущенных нарушений. В срок до 01.08.2018 будет проведена актуализация схем теплоснабжения муниципальных образований на 2019 год (л.д. 11).
Впоследствии, 03.07.2018 заместителем главы администрации Искитимского района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и энергетики указано о невозможности исполнения обязанности по актуализации схем теплоснабжения, поскольку администрации муниципальных образований Искитимского района передали инженерную инфраструктуру без сопроводительной документации и разработанных схем теплоснабжения. Так как администрация Искитимского района не имеет возможности подготовить сводную схему теплоснабжения района, главам муниципальных образований направлено письмо «о предоставлении разработанных схем теплоснабжения» от 30.01.2018 № 147. До настоящего времени часть схем не представлена. Кроме того в Чернореченском, Быстровском, Преображенском, Бурмистровском сельсоветах утвержденные генеральные планы отсутствую. После утверждения данных генеральных планов будут представлены схемы теплоснабжения данный муниципальных образований и будет разработана сводная схема теплоснабжения (л.д. 12-13, 14).
Доказательств устранения допущенных нарушений административным ответчиком не представлено.
Бездействие административного ответчика нарушает права граждан и их объединений на учет их предложений при проведении актуализации схемы теплоснабжения, то есть неопределенного круга лиц, а также ставит под угрозу эффективное и безопасное функционирование систем теплоснабжения города, их развития, что посягает на интересы граждан - потребителей коммунальной услуги теплоснабжения на территории Искитимского района Новосибирской области.
При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность не проведения ежегодной актуализации схемы теплоснабжения по каким-либо причинам.
Ссылка представителя администрации Искитимского района на пункт 12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения в данном случае также не состоятельна, поскольку на момент рассмотрения гражданского дела генеральные планы Чернореченского, Быстровского, Преображенского, Бурмистровского сельсоветов Искитимского района отсутствуют, находятся в стадии утверждения с 2016 года, в связи с чем п. 12 Требований к рассматриваемой ситуации применяться не может.
Довод представителя ответчика о невозможности актуализации схемы теплоснабжения сельских поселений Искитимского района Новосибирской области в связи с отсутствием генеральных планов Чернореченского, Быстровского, Преображенского, Бурмистровского сельсоветов Искитимского района признается судом несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно п. 1 Правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 289 "О федеральной государственной информационной системе территориального планирования" (далее - Правила ведения ФГИС ТП), данная информационная система представляет собой совокупность программно-аппаратных средств оператора федеральной информационной системы и информационного ресурса, формируемого из сведений, необходимых для осуществления деятельности в области территориального планирования, размещаемых на программно-аппаратных средствах оператора ФГИС ТП, а также в информационных системах, используемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для размещения указанных сведений, доступ к которым обеспечивается посредством ФГИС ТП с использованием официального сайта в сети Интернет.
Она используется для решения следующих основных задач:
- организация доступа органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления к сведениям, необходимым для обеспечения осуществления ими полномочий в области территориального планирования;
- обеспечение публичности принятия и реализации органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления решений в области территориального планирования;
- информационная поддержка деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по развитию территорий.
Для Чернореченского, Быстровского, Преображенского, Бурмистровского сельсоветов Искитимского района утверждены программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые являются долгосрочными и учитываются при подготовке генеральных планов поселений.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что проведение актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Искитимского района на 2019 год при наличии утвержденных программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры в сельсоветах, в которых отсутствует утвержденный генплан, возможно.
Таким образом, невыполнение органами местного самоуправления требований федерального законодательства является бездействием, поскольку не соответствует положениям статей 2, 4, 6, 23 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и пунктам 22-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 №154.
Требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности по исполнению решения суда в определенный срок согласуется с содержанием части 2 статьи 178, статьи 187 КАС Российской Федерации. При этом срок исполнения решения, включая период до вступления его в законную силу, является разумным.
Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует о том, что исковые требования административного истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Искитимского района Новосибирской области по непроведению актуализации схем теплоснабжения сельских поселений Искитимского района на 2019 год.
Обязать администрацию Искитимского района Новосибирской области провести актуализацию схем теплоснабжения сельских поселений Искитимского района на 2019 год.
Установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение в Новосибирский областной суд может быть подана апелляционные жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2018 г.
Председательствующий Подпись А.А. Тупикина.