ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1968/19 от 29.11.2019 Октябрьского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

68RS0001-01-2019-001821-12

Копия

Дело №2а-1968/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2019 года)

26 ноября 2019 года г. Тамбов

Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе: судьи Толмачевой М.С., при секретаре Казарине Д.А., с участием административного истца Акимова А.А., представителя административного ответчика – администрации Тамбовской области и заинтересованного лица - Управления здравоохранения Тамбовской области Бурлиной С.Ю., представителя заинтересованного лица ОГБУЗ «ТПКБ» Захарчук О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акимова Александра Александровича о признании незаконным бездействия администрации Тамбовской области и Тамбовской областной Думы, связанных с не разработкой и принятием нормативно-правовой базы для создания Службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях в Тамбовской области, возложении обязанности с учетом опыта регионов разработать и принять нормативно-правовую базу для создания указанной Службы, обеспечить материально-бытовое решение вопросов ее деятельности, принять меры стимулирования создания отделения независимой психиатрической организации с предложением сотрудничества аналогичным организациям и ассоциациям Российского, межрегионального и международного уровня с предоставлением соответствующего помещения, оргтехники, грантовой поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Акимов А.А. обратился в Октябрьский районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации <адрес> и <адрес> Думы, связанных с не разработкой и принятием нормативно-правовой базы для создания Службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях в <адрес>, возложении обязанности с учетом опыта регионов разработать и принять нормативно-правовую базу для создания указанной Службы, обеспечить материально-бытовое решение вопросов ее деятельности, принять меры стимулирования создания отделения независимой психиатрической организации с предложением сотрудничества аналогичным организациям и ассоциациям Российского, межрегионального и международного уровня с предоставлением соответствующего помещения, оргтехники, грантовой поддержки. В обоснование заявленных требований указал, что, являясь инвали<адрес> группы по психиатрическому заболеванию, он в 2018 году проходил принудительное стационарное лечение в 1 отделении ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница». По вине административных ответчиков – <адрес> Думы и администрации <адрес> в области не создана, предусмотренная ст. 38 Закона РФ от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", служба защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях. По мнению административного истца, наличие такой службы, ее специалисты могли осуществлять помощь лицам, в отношении которых принимается решение о принудительном лечении в условиях психиатрического стационара, представлять их интересы при рассмотрении дел в судах. Полагает, что административные ответчики до создания нормативной базы федерального уровня имеют полномочия в соответствии со ст.72 Конституции РФ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» на разработку нормативно – правовой базы и создание службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях на территории <адрес>.

В судебном заседании административный истец Акимов А.А. заявленные требования полностью поддержал по основаниям, изложенным в административном иске и дополнениях к нему.

В судебное заседание представитель административного ответчика – <адрес> Думы, надлежащим образом извещенный о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя <адрес> Думы.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации <адрес> и заинтересованного лица – Управления здравоохранения <адрес> Бурлина С.Ю. просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований на основании представленных письменных возражений.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» - врач – психиатр Захарчук О.Ю. не смог выразить свое отношение к заявленным требованиям.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Согласно ст.11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Как следует из ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно положениям ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения.

Вопросы реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации на охрану здоровья и медицинскую помощь регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Как следует из положений ст.3 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены ст. 16 указанного Федерального закона. При этом, указанная статья не содержит полномочий субъектов Российской Федерации по созданию и регулированию вопросов, касающихся службы прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями) признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности; учитывая, что психическое расстройство может изменять отношение человека к жизни, самому себе и обществу, а также отношение общества к человеку; отмечая, что отсутствие должного законодательного регулирования психиатрической помощи может быть одной из причин использования ее в немедицинских целях, наносить ущерб здоровью, человеческому достоинству и правам граждан, а также международному престижу государства; принимая во внимание необходимость реализации в законодательстве Российской Федерации признанных международным сообществом и Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация в настоящем Федеральном законе устанавливает правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации.

Согласно ст.2 указанного Закона законодательство Российской Федерации о психиатрической помощи состоит из настоящего Закона, иных федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации. Отношения, связанные с деятельностью в области оказания психиатрической помощи, регулируются также нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на решение вопросов в области оказания психиатрической помощи, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 38 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями) государством создается независимая от органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья служба защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях. Представители этой службы защищают права пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, принимают их жалобы и заявления, которые разрешают с руководителем указанной медицинской организации либо направляют в зависимости от их характера в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру или суд.

В ходе рассмотрения установлено и сторонами по делу не оспорено, что порядок создания и деятельности данной службы, а также источник его финансирования в законодательстве РФ до сих пор отсутствует.

Из системного толкования норм Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.1 Конституции РФ под понятием государство понимается Российская Федерация – Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

На день рассмотрения дела судом установлено, что Правительством РФ на рассмотрение внесен разработанный Министерством здравоохранения Российской Федерации проект Федерального закона "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами". Согласно положениям указанного проекта и пояснительной записки к нему, находящимся в свободном доступе на официальном сайте Министерства здравоохранения РФ, определено, что Министерством Российской Федерации разработан проект Федерального закона "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами", поскольку в настоящее время законодательством не установлен механизм создания указанной Службы и не определен источник ее финансирования, положение ст. 38 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I не реализовано, при этом указанный проект Федерального закона определяет правовое положение, основные задачи, компетенцию и принципы деятельности Службы, деятельность службы будет осуществляться гражданами и негосударственными некоммерческими организациями. В соответствии со ст.6, ст. 9 указанного выше проекта определено, что субъектами Службы по защите прав лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляющими ее деятельность являются: представители Службы, центральная комиссия службы, комиссии Службы в субъектах Российской Федерации, Центральная комиссия службы формируется советом Общественной палаты Российской Федерации, которая в свою очередь формирует состав комиссий Службы в субъектах Российской Федерации, исходя из количества стационарных организаций на территории субъекта Российской Федерации и количества пациентов и получателей социальных услуг в них находящихся.

Таким образом, из системного толкования положений действующего законодательства, а также положений приведенного выше проекта Федерального закона "О службе по защите прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, и граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами" установлено, что полномочия по созданию, определению нормативно-правовой базы, функционированию службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, отнесены исключительно к ведению Российской Федерации. При этом, действующим законодательством не предусмотрено, что соответствующими полномочиями на принятие решения о создании Службы наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе Тамбовская областная Дума и администрация Тамбовской области.

В соответствии с положениями ч.3 ст.8, ч.1 ст. 49 и п. «б» ч.1 ст. 54 Устава Тамбовской области Тамбовская областная Дума является законодательным (представительным) органом государственной власти области, одним из полномочий Тамбовской областной Думы является осуществление законодательного регулирования по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Тамбовской области в пределах полномочий области. Полномочия Тамбовской областной думы определены в ст. 54 Устава, в которых отсутствует полномочия, направленные как на регулирование вопросов, связанных с реализацией положений ст. 38 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями) в части создания службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях, так и на принятие мер стимулирования для создания независимых психиатрических организаций. Не обладает соответствующими полномочиями и администрация Тамбовской области.

На основании совокупности исследованных выше доказательств, суд приходит к выводу, что административные исковые требования Акимова А.А. удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административных исковых требования Акимова Александра Александровича о признании незаконным бездействия администрации Тамбовской области и Тамбовской областной Думы, связанных с не разработкой и принятием нормативно-правовой базы для создания Службы защиты прав пациентов, находящихся в медицинских организациях, оказывающих психиатрическую помощь в стационарных условиях в Тамбовской области, возложении обязанности с учетом опыта регионов разработать и принять нормативно-правовую базу для создания указанной Службы, обеспечить материально-бытовое решение вопросов ее деятельности, принять меры стимулирования создания отделения независимой психиатрической организации с предложением сотрудничества аналогичным организациям и ассоциациям Российского, межрегионального и международного уровня с предоставлением соответствующего помещения, оргтехники, грантовой поддержки - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись М.С. Толмачева

Копия верна.

Судья М.С. Толмачева