Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ. сл.Белая
Беловский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бойченко Т.Л. при секретаре Шафоростовой Т.А., с участием старшего помощника прокурора <адрес> Ереминой В.А., представителя административного ответчика Администрации Беловского района – ФИО1, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Беловского района Курской области об оспаривании бездействия администрации <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Беловского района Курской области обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений) в интересах неопределенного круга лиц, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Беловского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программ профилактики нарушений органами муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района и обязать Администрацию Беловского района в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программы профилактики на ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивировал тем, что при проведении прокуратурой <адрес> проверки Администрации Беловского района выявлены нарушения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в частности, отсутствие разработанных и утвержденных программ профилактики нарушений органами муниципального жилищного контроля, муниципального земельного контроля, контроля за сохранностью автомобильных дорог. Выявленное бездействие Администрации Беловского района нарушает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории муниципального района пользоваться предусмотренными программами с целью защиты прав и принятию мер к недопущению совершений нарушений, влекущих установленную законом ответственность.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Еремина В.А. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске, с учетом уточненных пояснений. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Беловского района – ФИО1 не возражал против удовлетворения иска, указав на имеющуюся возможность для разработки и утверждения программ профилактики в предложенный прокурором срок.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В статье 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Как следует из ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельном кодексе Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии со ст.72 Земельного кодекса Российской Федерации под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.
Согласно ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
В соответствии со ст.ст.13,13.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлено, что определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляется в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с Уставом муниципального района «<адрес>» <адрес> к вопросам местного значения <адрес> относятся: осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах <адрес>, автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений <адрес> и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории <адрес>, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч.1 ст.32.1. Устава муниципального района «<адрес>» Администрация Беловского района организует и осуществляет муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами и к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами <адрес>.
В судебном заседании установлено, что Администрацией Беловского района принято распоряжение от 26.06.20017 года №155-р «Об утверждении Перечень функций, исполняемых Администрацией Беловского района Курской области по осуществлению муниципального контроля (надзора)», к которым отнесены – осуществление муниципального земельного контроля, осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования «Беловский район».
При проведении проверки прокуратурой <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение ч.1 ст.8.2. Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Администрацией Беловского района не разработаны и не утверждены программы профилактики нарушений органами муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, а также органами муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района.
По итогам проверки главе администрации Беловского района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Не разработка и не утверждение программ профилактики нарушает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территории Беловского района, пользоваться предусмотренными программами профилактики нарушений с целью защиты своих прав и принятию мер к недопущению совершению нарушений, влекущих установленную законом ответственность.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению, поскольку установленное судом бездействие административного ответчика, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению программ профилактики нарушений органами муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, а также органами муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района, нарушает требования вышеперечисленных норм федерального законодательства, а также нарушает права неопределенного круга лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на осуществление хозяйственной деятельности на территории <адрес>.
В силу п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании бездействия в случае удовлетворения административного иска и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушенных прав суд указывает, в том числе, на срок устранения таких нарушений.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает разумным установить административному ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – один месяц со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Беловского района Курской области об оспаривании бездействия администрации <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Беловского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению программ профилактики нарушений органами муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, а также органами муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального контроля.
Обязать администрацию Беловского района Курской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программы профилактики нарушений органами муниципального земельного контроля, муниципального жилищного контроля, а также органами муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района на 2018 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Беловский районный суд <адрес> в течение 1 месяца.
Председательствующий судья Т.Л.Бойченко