ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/20 от 27.05.2020 Чекмагушевского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-196/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2020 года село Чекмагуш

Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Галикеевой Р.С.

при секретаре Каримовой Г.Р.

с участием представителя административного истца Гайнанова М.М. по доверенности от 18.03.2020г. сроком на 3 года,

представителя административного ответчика Администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан Мударисовой Р.Р. по доверенности №4от 13.01.2020г. сроком до 31.12.2020г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мусаллямов ЛР к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения жилищной комиссии, обязании восстановить права, включить его семью в заявку на предоставление социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Мусаллямов ЛР обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, просит признать незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального района <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ; обязать жилищную комиссию администрации муниципального района <адрес> РБ восстановить в правах; включить его семью в заявку на предоставление в 2020 году социальных выплат.

Административный истец исковые требования мотивирует тем, что 28.01.2020 г. на жилищной комиссии рассматривался вопрос о включении семьи Мусаллямов ЛР в заявку на предоставление в 2020 году социальных выплат при рождении (усыновлении) ребёнка (детей) молодым семьям, которые изъявили желание получить социальные выплаты в рамках Государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утверждённой постановлением Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.

При рассмотрении документов выявлено, что семья Мусаллямов ЛР состояла на учёте нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ родится ребенок. ДД.ММ.ГГГГ по кредитному договору на приобретение готового жилья административный истец получил денежные средства в размере 2250000 руб. Обязательства по данному кредиту согласно справки ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ полностью выполнены.

В обоснование своего отказа на включение в заявку на предоставление в 2020 году социальных выплат Администрация приводит следующий довод. 20 сентября Мусаллямов ЛР по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ Банк ВТБ 24 предоставил кредит в сумме 1687490 рублей. Пунктом 4.1 кредитного договора закреплено целевое назначение предоставления и использования заёмных средств: погашение рефинансируемого кредита - кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного Уральским Банком ПАО Сбербанк, целью которого является приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, Дёмский район, <адрес>.

В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ администрация кредит от ДД.ММ.ГГГГ выданный Банком ВТБ 24 указывает кредитным договором, тогда как договор от ДД.ММ.ГГГГ выданный Банком ВТБ 24 называется Договором об ипотеке.

Согласно п. п. 7.1.1-7.1.4 вышеуказанного договора ипотеки предметом ипотеки является квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Дёмский район, <адрес>.

Существенным условием Договора ипотеки является залог недвижимости. В соответствии с п. 9.2 Договора Мусаллямов ЛР подал на государственную регистрацию ипотеки одновременно с Закладной и заявлением государственной регистрации ипотеки в силу закона.

С 2011 года семья Мусаллямов ЛР несёт тяжёлое бремя расходов по оплате основного долга по ипотеке и процентов. Основная надежда была частичное или полное погашение ипотеки за счёт социальных выплат гарантированных семье Мусаллямов ЛР

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, ходатайство об отложении судебного заседания не заявил.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца с участием его представителя.

Представитель административного истца административное исковое заявление поддержал по доводам административного искового заявления, просил удовлетворить.

Административный ответчик представитель Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в судебном заседании требования не признала, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (часть 1 статьи 45, часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17, статья 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В развитие закрепленной в Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Конституция Российской Федерации, определяя в качестве одной из целей социальной политики Российской Федерации заботу государства о социальной защищенности своих граждан, закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, одновременно возлагает на органы публичной власти обязанность создавать для этого необходимые условия, в том числе путем принятия федеральным законодателем в пределах предоставленных ему полномочий специальных актов, которые определяют порядок обеспечения жилыми помещениями и на основании которых должны разрешаться конкретные дела; при регулировании прав на жилое помещение, в том числе при переходе права собственности на жилое помещение, необходимо соблюдение баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников этих отношений, включая членов семьи собственника жилого помещения, гарантии прав которых должны рассматриваться как получающие защиту наряду с конституционным правом собственности, а также обеспечения возможности дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 485-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 455-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 376-О-П).

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно п.2 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с п.1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

В силу п.1.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) социальная выплата предоставляется молодым семьям, дети которых родились до 31.12.2005г. включительно в форме для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

Согласно ч. 2.7 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 686 "Об утверждении государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" основаниями для отказа молодой семье в получении социальной выплаты являются следующие обстоятельства: несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка; непредставление, несвоевременное представление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2.3 Порядка (за исключением документа, указанного в подпункте "д" пункта 2.3 Порядка), а также недостоверность сведений, которые содержатся в представленных документах; реализация ранее молодой семьей права на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан и (или) местного бюджета (за исключением социальных выплат, предоставленных на ранее родившегося (родившихся) (усыновленного (усыновленных)) ребенка (детей)); оформление приобретаемого жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома в долевую собственность граждан, не являющихся членами молодой семьи.

В судебном заседании установлено, что семья Мусаллямов ЛР признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании протокола комиссии администрации СП Урнякский сельсовет МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО9 воспитывают детей ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ДД.ММ.ГГГГ между административным истцом, его супругой и ОАО Сбербанк заключен кредитный договор , целью «Приобретение готового жилья» на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес> размере 2 250 000 рублей под 13,75% годовых сроком на 240 месяцев.

16.03.2016г. Мусаллямов ЛР в администрацию МР <адрес> РБ подано заявление о предоставлении социальной выплаты на списание основной суммы долга и процентов по кредитному (ипотечному) договору № от 15.03.2015г. заключенному между ним и ПАО Сбербанк России.

ДД.ММ.ГГГГ Банк ВТБ 24 и Мусаллямов ЛР, ФИО8 заключили договор об ипотеке . Сумма кредита составляет 1687490 руб., срок кредита 182 мес., под 12% годовых. Пунктом 4.1 Кредитного договора закреплено целевое назначение предоставления и использования заемных средств: погашение Рефинансируемого кредита - Кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного Уральским Банком ПАО Сбербанк, целью которого является приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Обязательства по данному кредиту согласно справке ПАО «Сбербанк России» от 21.01.2020г. исполнены.

Постановлением администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено в соответствии с п.1.1, 1.2 Порядка предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), снять с учета по Государственной программе «Развитие строительного комплекса и архитектуре <адрес>», утвержденной постановлением Республики Башкортостан от 31.12.2014г. Мусаллямов ЛР, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Согласно п. 2.1 Постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 686 "Об утверждении государственной программы "Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан" право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям: а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий; б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей); в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет; г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

В силу пункта 1.2. социальная выплата (дополнительная социальная выплата) предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в форме погашения невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - договор об улучшении жилищных условий).

Социальная выплата (дополнительная социальная выплата) предоставляется молодой семье на погашение основной суммы долга и уплату процентов по договору об улучшении жилищных условий, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному договору.

Поскольку вышеуказанный Порядок не предусматривает получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения, то правовых оснований для признания Мусаллямов ЛР участником программы и оставления его на учете для участия в программе у органа местного самоуправления отсутствовали.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца Мусаллямов ЛР

Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Мусаллямов ЛР к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения жилищной комиссии, обязании восстановить права, включить его семью в заявку на предоставление социальных выплат отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Чекмагушевский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья