ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-196/2021 от 22.04.2021 Называевского городского суда (Омская область)

Дело № 2а-196/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Называевск 22.04.2021

Называевский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи В.Б.Белоусова, при помощнике судьи Никитенко В.В., секретаре судебного заседания Чендыревой Ю.М.. рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием аудиопротоколирования административное дело по административному исковому заявлению администрации Князевскогосельского поселения Называевского муниципального района Омской области к начальнику отдела - старшему судебному приставу Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области обратилась в суд с указанным иском к административному ответчику начальнику отдела - старшему судебному приставу Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области.

В обоснование исковых требований указывает, что начальник отдела - старший судебный пристав- исполнитель Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области ФИО1 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей по неисполнению заявителем решения об обязании Администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области установить в помещении Князевского дома культуры системы экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС, вынесенное Называевским городским судом Омской области 19.03.2020 по делу № 2а-70/2020. Решение вступило в законную силу.

С момента вступления решения суда в силу Администрацией были выполнены следующие действия: с ООО «Таурус» заключен договор и разработана рабочая документация на капитальный ремонт здания Князевского дома культуры, а именно на пожарную сигнализацию, силовое электрооборудование и электроосвещение, архитектурные решения, конструктивные решения, отопление. В 2021 году планируется капитальный ремонт здания Князевского дома культуры, соответственно установка системы экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС нецелесообразна.

Администрация Князевского сельского поселения считает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по своевременному исполнению решения суда не было.

Кроме того Администрация Князевского сельского поселения, является бюджетной организацией, финансируемой из средств бюджета в соответствии с бюджетной классификацией, на соответствующий год. Бюджет сельского поселения является дотационным, в связи, с чем затруднено финансирование, и, соответственно решение суда в срок невозможно исполнить, Нецелевое использование поступающих денежных средств, влечет привлечение организации к ответственности по действующему законодательству.

Помимо всего вышеперечисленного, заявитель считает, что нецелесообразна уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ. 01.02.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство №1449/21/55022-ИП. Несмотря на это судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление 30.03.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, от уплаты которого административный истец просит его освободить.

В судебном заседании представитель административного истца - администрации Князевскогосельского поселения Называевского муниципального района Омской области ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, приведенным в административном исковом заявлении и показал, что в 2021 году будет осуществлен капитальный ремонт здания Дома культуры, на что выделено 18000000 рублей и уже составлена проектная документация с подрядчиком. Таким образом, во время капитального ремонта будет установлена и сигнализация. Уточнил, что оспариваемое постановление вынесено 30.03.2021.

Административный ответчик Начальник отдела - старший судебный пристав-испонитель Называевского отдела РОСП УФССП по Омской области ФИО1, а также представители административных ответчиков: Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области, УФССП России по Омской областио времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, возражений относительно административного иска не представили, их участие в деле судом обязательным не признано, исполнительное производство №1449/21/55022-ИП по запросу суда в судебное заседание не представили.

Изучив доводы административного искового заявления и материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства прирассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).

Как следует из материалов дела и установлено судом,30.03.2021 года начальник отдела - старший судебный пристав- исполнитель Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области ФИО1 вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей по неисполнению заявителем решения об обязании Администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области установить в помещении Князевского дома культуры системы экстренного оповещения работников и посетителей о потенциальной угрозе возникновения или возникновения ЧС, вынесенное Называевским городским судом Омской области 19.03.2020 по делу № 2а- 70/2020. Решение вступило в законную силу. 19.03.2020, выдан исполнительный лист № ФС № 030495905 на основании которого 01.02.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство № 1449/21/55022-ИП. Должнику установлен новый срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления, он предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предложенный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения требований неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя составляет пять тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Факт получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства административным истцом не оспаривается.

Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в отведенный срок судебным приставом-исполнителем Называевского РОСП УФССП России по Омской области ФИО1 А.30.03.2021 было вынесено постановление о взыскании с администрации Князевскогосельского поселения Называевского муниципального района Омской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.7)

Не согласившись с указанным, администрация Князевскогосельского поселения Называевского муниципального района Омской области обратилась в суд с требованиями об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

Из материалов дела следует, что с момента возбуждения исполнительного производства на дату рассмотрения настоящего дела в суде должником по исполнительному производству были предприняты действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа.

Так, суду представлены доказательства, что с момента вступления решения суда в силу Администрацией были выполнены следующие действия: с ООО «Таурус» заключен договор и разработана рабочая документация на капитальный ремонт здания Князевского дома культуры, а именно на пожарную сигнализацию, силовое электрооборудование и электроосвещение, архитектурные решения, конструктивные решения, отопление. В 2021 году планируется капитальный ремонт здания Князевского дома культуры (л.д.8-14)

Таким образом, суд считает, что администрацией Князевскогосельского поселения все меры для надлежащего исполнения обязательства по возможностям должника были предприняты, а умысла и вины по своевременному исполнению решения суда не было.

Таким образом, указанные обстоятельства предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Указанные обстоятельства не являются основанием для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, но вместе с тем, являются основанием для освобождения должника в лице администрации Князевского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от уплаты исполнительского сбора.

Поскольку административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела согласно ч. 3 ст. 117 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 219, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Князевскогосельского поселения Называевского муниципального района Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Князевскогосельского поселения Называевского муниципального района Омской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Называевского РОСП УФССП России по Омской области от 30.03.2021 по исполнительному производству №1449/21/55022-ИП возбужденному 01.02.2021.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Называевский городской суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья : подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 22.04.2021

Копия верна

Судья В.Б.Белоусов