Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть оглашена: 03.11.2017 г.
Мотивированное решение составлено: 08.11.2017 г.
г. Усть-Лабинск
Судья Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края Анохин А.А.,
при секретаре Подгорной Ю.В.,
с участием представителя административного истца – заместителя Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Ермолаева Я.И.,
представителя административного ответчика – УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Седень Д.С.,
представителя административного ответчика – ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Прокопенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю и ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия ответчиков в части устранения нарушений требований охраны труда; обязании ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю произвести ремонт производственных помещений учреждения; обеспечить проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников из числа осужденных; обязании УФСИН России по Краснодарскому краю выделить необходимые денежные средства;
УСТАНОВИЛ:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к административным ответчикам – УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ЛИУ-8 УФСИН по Краснодарскому краю, в котором просил признать незаконным бездействие ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю и УФСИН России по Краснодарскому краю в части устранения в ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю нарушений требований охраны труда; обязать ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю: произвести ремонт производственных помещений учреждения, а именно: на швейном участке гидроизоляционную обработку цоколя, стяжку и известковую побелку стен, на сельскохозяйственном участке (свинарник и зернохранилище) гидроизоляционную обработку цоколя, известковую побелку наружных и внутренних стен, покраску окон и наружных дверей; обеспечить проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников. При отсутствии денежных средств для устранения данных нарушений закона запросить в УФСИН России по Краснодарскому краю необходимые денежные средства; обязать УФСИН России по Краснодарскому краю при поступлении от ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю соответствующего запроса о выделении денежных средств на устранение данных нарушений закона выделить ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимые денежные средства.
В обоснование исковых требований административный истец ссылался на то, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации. Прямой обязанностью администрации ФКУ ЛИУ-8 является соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, а также создание благоприятных условий для труда осужденных.
В соответствии с подп.1 и 2 П.15 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 г. № 518, УФСИН России по Краснодарскому краю обеспечивает привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы Управления и подведомственных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных.
Таким образом, на УФСИН России по Краснодарскому краю возложена обязанность по оказанию подведомственным учреждениям, в том числе ИК, необходимого содействия в устранении выявленных специализированной прокуратурой нарушений требований закона.
Результаты проверки показали, что в ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю в нарушение вышеуказанных требований закона допускаются следующие нарушения:
- производственные помещения учреждения, нуждаются в ремонте, а именно: на швейном участке требуется гидроизоляционная обработка цоколя, на стенах отсутствует стяжка и известковая побелка, на сельскохозяйственном участке (свинарник и зернохранилище) требуется гидроизоляционная обработка цоколя, на стенах с наружи и внутри отсутствует известковая побелка, окна и наружные двери нуждаются в покраске;
- не организовано проведение предварительных (при приеме на работу) медицинских осмотров работников за счет средств работодателя, проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Выявленные нарушения не устраняются администрацией ЛИУ и УФСИН России по Краснодарскому краю на протяжении длительного времени.
В целях устранения вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ специализированным прокурором 17.04.2017 №17-01-2017/1050 начальнику ЛИУ № 8 вносилось представление об устранении данных нарушений, однако, нарушения не устранены, что свидетельствует о явном бездействии. Кроме того, за указанные нарушения ЛИУ №8 привлечено к административной ответственности.
Подобное отношение к столь важному направлению деятельности со стороны ЛИУ-8 и УФСИН привело к существенному нарушению прав и законных интересов трудоустроенных осужденных.
В судебном заседании представитель административного истца – заместитель Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края Ермолаев Я.И. просил административный иск удовлетворить в полном объеме по тем же основаниям, что и в административном исковом заявлении. При этом он уточнил пункт два исковых требований в части медицинских осмотров изложив его в следующей редакции: «Обеспечить проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских смотров работников из числа осужденных ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Представитель административного ответчика – УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Седень Д.С. в судебном заседании административный иск Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края не признал и просил в иске отказать по основаниям, приведенным им в его письменном возражении от 03.11.2017 г., которое приобщено к материалам дела. Кроме того, представитель административного ответчика пояснил, что расходы по выполнению ремонта производственных помещений и по проведению предварительных и периодических осмотров работников, занятых на этих производствах в силу ст. 18 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», исправительное учреждение должно осуществлять самостоятельно за счет дохода от производственной деятельности. Денежные средства из федерального бюджета выделяются только на те должности, которые содержатся за счет средств федерального бюджета. На работников производственного сектора ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю должно нести расходы самостоятельно.
Денежные средства, полученные исправительным учреждением от производственной деятельности являются собственностью этого учреждения, которыми оно самостоятельно распоряжается. УФСИН России по Краснодарскому краю не регламентирует расход исправительными учреждениями данных денежных средств, не устанавливает пропорции и цели, на которые можно потратить данные денежные средства.
Представитель административного ответчика – ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности Прокопенко В.В. в судебном заседании административный иск Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края не признал и просил в иске отказать по основаниям, приведенным им в его письменном возражении от 26.10.2017 г., которое приобщено к материалам дела. Кроме того, представитель администрации ЛИУ-8 пояснил, что помещение швейного цеха и здания зернохранилища и свинарника не эксплуатируются с 2017 г. в связи с увольнением осужденных, занятых на этом производстве. В помещении свинарника покрашены окна и наружные двери. Из перечисленных в административном исковом заявлении недостатков не устранены следующие: внутри помещения зернохранилища и внутри третьего корпуса свинарника не произведена известковая побелка стен. Для проведения предварительных (при приеме на работу) медицинских осмотров работников и проведения периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, требуются денежные средства, которых нет у администрации ФКУ ЛИУ-8, и потому эти денежные средства должно выделить ФКУ ЛИУ № 8 Управление ФСИН России по Краснодарскому краю. Учреждением был подготовлен список осужденных, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которым необходим медицинский осмотр, и этот список был направлен в УФСИН России по Краснодарскому краю.
Весь доход, полученный ФКУ ЛИУ № 8 от производственной деятельности не может быть потрачен на проведение медицинского осмотра, так как денежные средства еще необходимы на поддержание производства, приобретение материалов, на заработную плату.
Запрос в УФСИН России по Краснодарскому краю о предоставлении денежных средств для проведения медицинских осмотров был направлен ФКУ ЛИУ № 8 – 20.06.2017 г. Направлялись ли ранее такие запросы в УФСИН России по Краснодарскому краю ему неизвестно.
Выслушав представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Являясь гражданами Российской Федерации лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.
В соответствии с ч. 3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
В соответствие с требованиями ч.1 ст.104 Уголовно-исполнительного кодекса РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Согласно ч.1 ст.212 Трудового кодекса РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствие с требованиями ч.2 ст.212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Согласно ч.3 ст.221 ТК РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии с ч.l ст.225 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно абз.6 и 8 ст.18 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать работающим условия труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, а также нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение договорных обязательств, прав собственности других субъектов хозяйственной деятельности, загрязнение окружающей среды, несоблюдение безопасных условий труда, невыполнение санитарно-гигиенических норм и требований по защите жизни и здоровья граждан.
Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в 2017 г. была проведена проверка соблюдения требований охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю.
В ходе проверки было установлено, что администрацией ЛИУ №8 не принимаются действенные меры к соблюдению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, а также созданию благоприятных условий для труда осужденных.
Результаты проверки показали, что в ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю в нарушение вышеуказанных требований закона допускаются следующие нарушения: производственные помещения учреждения, нуждаются в ремонте, а именно: на швейном участке требуется гидроизоляционная обработка цоколя, на стенах отсутствует стяжка и известковая побелка, на сельскохозяйственном участке (свинарник и зернохранилище) требуется гидроизоляционная обработка цоколя, на стенах с наружи и внутри отсутствует известковая побелка, окна и наружные двери нуждаются в покраске; не организовано проведение предварительных (при приеме на работу) медицинских осмотров работников за счет средств работодателя, проведение периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Результаты проверки были отражены в докладной записке должностного лица проводившего проверку – помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края от 07.12.2016 г. (л.д. 6-7).
В целях устранения вышеуказанных нарушений уголовно-исполнительного и трудового законодательства РФ специализированным прокурором 17.04.2017 №17-01-2017/1050 начальнику ЛИУ № 8 вносилось представление об устранении данных нарушений (л.д. 8-11), однако, нарушения не устранены, что свидетельствует о явном бездействии. Кроме того, за указанные нарушения ЛИУ №8 привлечено к административной ответственности.
Подобное отношение к столь важному направлению деятельности со стороны ЛИУ-8 и УФСИН привело к существенному нарушению прав и законных интересов трудоустроенных осужденных.
В судебном заседании установлено, что административными ответчиками нарушены требования действующего законодательства. Так, согласно подп.1 и 2 п.15 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11.06.2015 г. № 518, УФСИН России по Краснодарскому краю обеспечивает привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда; осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы Управления и подведомственных учреждений, материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных.
Администрацией ЛИУ №8 не принимаются действенные меры к соблюдению правил охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде, а также созданию благоприятных условий для труда осужденных.
Суд считает, что допущенное бездействие со стороны административных ответчиков – УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ЛИУ-8 УФСИН по Краснодарскому краю нарушает право трудоустроенных осужденных.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края к административным ответчикам – УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ЛИУ-8 УФСИН по Краснодарскому краю, удовлетворить частично, а именно:
- признать незаконным бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю в части устранения в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю нарушений требований охраны труда;
- обязать ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю произвести ремонт производственных помещений учреждения, а именно: известковую побелку стен на сельскохозяйственном участке (зернохранилище), известковую побелку внутренних стен в корпусе № 3 свинарника; обеспечить проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников из числа осужденных. При отсутствии денежных средств для устранения данных нарушений закона запросить в УФСИН России по Краснодарскому краю необходимые денежные средства.
- обязать УФСИН России по Краснодарскому краю при поступлении от ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю соответствующего запроса о выделении денежных средств на устранение данных нарушений закона выделить ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимые денежные средства.
В остальной части административного иска Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края к УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю, следует отказать по следующим основаниям.
Административный истец просит обязать ФКУ ЛИУ-8 произвести ремонт помещений, а именно: на швейном участке произвести гидроизоляционную обработку цоколя, стяжку, произвести гидроизоляционную обработку цоколя, покраску окон и наружных дверей в корпусе свинарника № 3.
Однако, как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика – ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю, собственными силами и средствами учреждения проведен ремонт производственных помещений учреждения, а именно: на швейном участке выполнена гидроизоляционная обработка цоколя, стяжка и известковая побелка стен; на сельскохозяйственном участке в здании свинарника выполнена гидроизоляционная обработка цоколя, известковая побелка наружных и внутренних стен; в здании зернохранилища выполнена гидроизоляционная обработка цоколя, известковая побелка наружных стен.
В настоящее время выполняется работа по известковой побелке внутренних стен зернохранилища, покраска окон и наружных дверей, в свинарнике покраска окон и наружных дверей.
В части проведения предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников, учреждением направлены в УФСИН России по Краснодарскому краю запрос о выделении денежных средств на указанные цели.
Для организации определения пригодности спецконтингента к работам с вредными условиями труда, своевременное прохождение работающими периодических медицинских осмотров в филиале ТБ № 3 ФКУ МСЧ-23 ФСИН России на осужденного заведены личные медицинские книжки, с указанием в них заключения о допуске к работе по результатам медицинского обследования.
Таким образом, часть нарушений, указанных в акте проверки администрацией исправительного учреждения уже устранены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177-180, 298 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие УФСИН России по Краснодарскому краю (350000, г. Краснодар, ул. Горького, 76) и ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю (352310, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, пос. Двубратский, ул.Кирпичная, д. 8) в части устранения в ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю нарушений требований охраны труда.
Обязать ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю (352310, Краснодарский край, Усть-Лабинский район, пос. Двубратский, ул.Кирпичная, д. 8) произвести ремонт производственных помещений учреждения, а именно: известковую побелку стен на сельскохозяйственном участке (зернохранилище), известковую побелку внутренних стен в корпусе № 3 свинарника; обеспечить проведение предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров работников из числа осужденных ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. При отсутствии денежных средств для устранения данных нарушений закона запросить в УФСИН России по Краснодарскому краю необходимые денежные средства.
Обязать УФСИН России по Краснодарскому краю при поступлении от ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю соответствующего запроса о выделении денежных средств на устранение данных нарушений закона выделить ФКУ ЛИУ № 8 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимые денежные средства.
В удовлетворении остальной части административного иска Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ЛИУ-8 УФСИН России по Краснодарскому краю, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течении месяца.
Председательствующий: подпись Анохин А.А.
Копия верна судья Анохин А.А.