24RS0002-01-2019-002226-86
2а-1972(2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
в составе:
председательствующего судьи Панченко Н.В.,
с участием административного истца Колтыги И.В.,
представителей административных ответчиков Ускова К.С., Каарт Е.В.,
при секретаре Истоминой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Колтыги И. В. к КУМИ Администрации г. Ачинска, Администрации г. Ачинска о признании незаконными решений комиссии об отказе в размещении нестационарного торгового объекта,
У С Т А Н О В И Л:
Колтыга И.В. обратился в суд с административным иском к КУМИ администрации г. Ачинска о признании недействительными решений об отказе на размещение нестационарного торгового объекта, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с договором о размещении нестандартного торгового объекта г. Ачинск №337-РО от 30.06.2017 г., заключенного им с КУМИ администрации г. Ачинска на основании разрешения на размещение нестационарного торгового объекта от 07.06.2017 г., в соответствии с постановлением администрации г. Ачинска от 24.04.2015 г. №147-п. КУМИ предоставил ему право на размещение торгового павильона площадью 30 кв.м. по адресу: г. Ачинск, мкр. ЮВР, юго-восточнее жилого дома №25. Место размещения нестационарного объекта определено в соответствии с ситуационным планом размещения (приложение №2 к договору). Согласно п. 2.1 договор вступает в силу с даты его подписания сторонами. Срок размещения нестационарного объекта с 07.06.2017 г. по 07.06.2018 г. пунктом 2.2 предусмотрен срок окончания действия, который влечет прекращение обязательств по договору. В случае получения на объект разрешения на новый срок, продление срока размещения нестационарного объекта оформляется дополнительным соглашением к договору. Неоднократно срок действия договора продлялся дополнительными соглашениями. На основании протокола постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов от 15.09.2021 г. №23 павильон продовольственных товаров был установлен в 2017 г. и разрешениями администрации срок установки продлен по 11.01.2022 года. Однако по надуманным основаниям ответчик уведомлением от 19.01.2022 г. отказал в продлении договора на размещение нестационарного торгового объекта, ссылаясь на нарушение требований пожарной безопасности протоколом от 19.01.2022 г. №1 заседания постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска, поскольку размещение предполагаемого объекта противоречит требованиям законодательства, а также градостроительным нормам и правилам (нарушение требований СП 4.131.30 «Система противопожарной защиты. Ограничения распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно планировочным и конструктивным решениям». Не согласившись с решением комиссии, он обратился в ГУ Министерства России по делам ГО и ЧС по Красноярскому краю. Письмом ему дан ответ от 28.01.2022 г. №2-20-18-45, из которого следует, что в соответствии с таблицей 1 свода Правил СП 4.131.30 требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям, пожарный разрыв должен составлять 6 метров. Однако в соответствии с п.4.11 противопожарные расстояния между жилыми, общественными зданиями и сооружениями не нормируются, если более высокая и широкая стена здания, сооружения, обращенная к соседнему объекту защиту, либо обе стены, обращенные к друг другу, отвечают требованиям для противопожарных стен 1 типа. При таких обстоятельствах он считает, что размещение его спорного объекта не противоречит требованиям законодательства системы противопожарной защиты. Однако, ответчик уведомлением от 16.02.2022 г. повторно отказал в продлении срока на размещение спорного объекта, ссылаясь на протокол от 16.02.2022 г. заседания постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска, по основанию, что объект находится в охранной зоне инженерных сетей или на инженерных сетях. Считает, что вынесенные решения нарушают его права и законные интересы, как собственника торгового павильона, в связи, с чем просит признать незаконными решения об отказе на размещение нестационарного торгового объекта (л.д.4-9).
17.05.2022 г. определением суда в качестве соответчика по делу привлечена Администрация г. Ачинска (л.д.28).
Определением суда от 02.06.2022 г. в качестве заинтересованного лица по делу привлечен Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ачинску и Ачинскому району Красноярского края (л.д.53).
В судебном заседании административный истец Колтыга И.В. поддержал административные исковые требования в полном объеме, дополнительно суду пояснил, что при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения от 10.11.2020 года между им и ООО «Теплосеть», были согласованы границы обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения, что подтверждается актом раздела обслуживания сетей водоснабжения и водоотведения. Кроме этого, согласно, Своду правил минимальное расстояние между нестационарным объектом и охранной зоной должно составлять 5 метров, что при размещении его объекта соблюдено, поэтому просил признать оспариваемые решения комиссии незаконными.
Представитель административных ответчиков Администрации г. Ачинска, КУМИ администрации г. Ачинска Каарт Е.В., действующая по доверенности №1 от 10.01.2022 г., от 10.01.2022 г. (л.д.69), диплом о высшем юридическом образовании от 12.04.2017 г. (л.д.42), против исковых требований возражала, представила письменный отзыв на административный иск (л.д. 40-41), дополнительно пояснив, что согласно сообщению отдела надзорной деятельности профилактической работы по г. Ачинску и Ачинскому району от 26.05.2021 г. в соответствии с требованиями п. 4.3 Свода правил 4.13130 минимально допустимое расстояние от нежилых зданий и многоквартирных жилых домов до временных нестационарных объектов должно составлять не менее 8 метров. Между тем, согласно акту осмотра нестационарного объекта от 28.09.2021 г. указанные требования в СП истцом нарушены, поскольку не соблюден противопожарный минимальный разрыв расстояния, который составил 6,35м. Кроме того, согласно ситуационному плату земельного участка с местоположением: г. Ачинск, в 35 м. на запад от жилого нанесенными на него представителями ресурсоснабжающей организацией сетями и охранными зонами, спорный НТО истца размещен на инженерных сетях трубопроводов ХВС и ХФК, обслуживаемых ООО «Теплосеть», в связи с чем, обоснованно истцу было отказано в продлении размещения спорного объекта. Кроме этого, данный объект является временным сооружением и Администрация г. Ачинска, как орган местного самоуправления при наличии несоответствия нормам и правилам при размещении нестационарного объекта принять решение о невозможности размещения, в связи с чем, просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ачинску и Ачинскому району Красноярского края, надлежащим образом извещенный о слушании дела, в суд не явился, в заявлении представитель Михайлов Д.А., служебное удостоверение ГПН №124214 от 28.01.2020 г., действительно по 28.01.2025 г. (л.д.59), просил рассмотреть дела в отсутствие их представителя, ранее в судебном заседании указал, что согласно документам, представленным Администрацией г. Ачинска, невозможно определить степень пожарной огнестойкости, как жилого дома, так и павильона. В соответствии с таблицей 1 Свода правил, минимальное расстоянии составляет 6 м, т.к. не установлена огнестойкость. Между тем, если стены и перегородки жилого дома выполнены из негорючих материалов первого типа, то возможно, чтобы жилой дом и стационарный объект стояли вплотную, но если 1 и 2 степени огнестойкости необходимо исходить из каких материалов построен объект, 3-4 степени, то в данном случае расстояние между жилым домом и павильоном должно быть не менее 8 метров.
Выслушав административного истца, представителей ответчиков, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования Колтыги И.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, за исключением предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения НТО, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение НТО на указанных выше земельных участках осуществляется на основании схемы размещения НТО в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона о торговле схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как установлено по делу, на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) от 30 июня 2017 г., заключенного между КУМИ администрации г. Ачинска и Колтыгой И.В., последнему предоставлено право на размещение торгового павильона площадью 30 кв.м., по адресу: , юго-восточнее жилого . Место размещения нестационарного объекта определено в соответствии с ситуационным планом размещения нестационарного объекта (приложение №2). Срок действия указанного договора по 07.06.2018 г. (л.д.12-13, 14).
Колтыге И.В. Администрацией г. Ачинска выдано разрешение на размещение нестационарного торгового объекта на основании протокола постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов от 25.09.2019 №20 (л.д.11).
На основании выданного разрешения Постановлением Администрации г. Ачинска от 07.11.2018 г. №389-п внесены изменения в приложение к Постановлению Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. №124-п «Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории », в раздел «нестационарные торговые объекты» дополнены строки, в том числе строка 501 (о павильоне Колтыги И.В., как субъекта малого или среднего предпринимательства, расположенном в , юго-восточнее жилого , как сооружение, площадью 30 кв.м., по продаже продовольственных товаров (л.д.49).
Разрешениями комиссии от 25.09.2019 г. №20, от 15.09.2021 г. срок действия договора продлен, путем заключения дополнительных соглашений 799-РО с 16.10.2019 по 16.10.2020 г., №936-РО с 29.09.2021 г. по 11.01.2022 г. (л.д.15, 16).
19.01.2022 г., 16.02.2022 г. комиссией по размещению нестационарных объектов на территории г. Ачинска рассмотрено заявление Колтыги И.В. о размещении нестационарного торгового объекта, отказано в размещении павильона, площадью 30 кв.м., по адресу: , юго-восточнее жилого , на основании сведений, предоставленных Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ачинску и Ачинскому району, поскольку размещение спорного объекта противоречит требованиям СП 4.13130.2013 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденным Приказом МЧС России от 24.04.2013 г. №288, а также по причине нахождения объекта в охранной зоне инженерных сетей, что зафиксировано в протоколах (л.д.34-36, 37-39).
На основании принятых решений комиссии КУМИ администрации г. Ачинска уведомил Колтыгу И.В. об отказе в продлении договора о размещении спорного объекта (л.д.17).
В соответствии с решениями комиссии Администрацией г. Ачинска Постановлением Администрации г. Ачинска от 21.02.2022 г. №050-п внесены изменения в Постановление Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. №124-п, в приложении к Постановлению «Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска», в разделе «нестационарные торговые объекты» удалены строки, в том числе строка 501 о размещении павильона истца (л.д.50).
Проверяя доводы административного истца о незаконности принятых комиссией Администрации г. Ачинска решений, суд исходит из следующего.
Постановлением администрации г. Ачинска от 24.04.2015 №147-п (в ред. 21.02.2022) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Ачинск».
Пунктами 1.6. и 1.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования г. Ачинск» предусмотрено наименование муниципальной услуги: подготовка и выдача разрешений на размещение нестационарных объектов на территории муниципального образования город Ачинск. Муниципальная услуга предоставляется постоянной комиссией по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории города Ачинска.
В соответствии с п. 3.1.1. Административного регламента юридические и физические лица обязаны осуществлять размещение нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории города в строгом соответствии с правовым актом органа местного самоуправления, проектом нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта), согласованным с консультантом - главным архитектором города и муниципальным инспектором и исключительно в соответствии со схемами размещения нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов на территории города Ачинска.
Размещение и эксплуатация нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) осуществляется на основании действующего решения Комиссии о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) при наличии договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта). По истечении срока действия договора о размещении нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) владелец нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) обязан его демонтировать (п.п.3.1.15, 3.1.16).
Пунктом 1.4.6. Административного регламента предусмотрено, что комиссия – это постоянная комиссия по размещению нестационарных торговых объектов (нестационарных объектов) на территории г. Ачинска, утверждаемая постановлением администрации города и осуществляющая в соответствии с установленным Регламентом деятельность по рассмотрению вопросов о размещении нестационарных объектов на территории города Ачинска. Численность и персональный состав комиссии определяется Главой администрации города.
Положение о работе постоянной комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории г. Ачинска утверждено Постановлением Администрации г. Ачинска от 06.04.2015 г. №126-п (47-48).
В силу п. 3.1.9 Административного регламента, при эксплуатации нестационарных торговых объектов должно обеспечиваться соблюдение законодательства, регулирующего осуществление торговой деятельности, общественного питания, санитарных норм и правил, противопожарных, экологических правил, правил благоустройства территории, а также соблюдение условий труда и правил личной гигиены работников.
Письмом Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ачинску и Ачинскому району ГУ МЧС от 26.05.2021 г. сообщено в Администрацию г. Ачинска, что в соответствии с требованиями п. 4.3 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», минимально допустимое расстояние от нежилых зданий и многоквартирных жилых домов до временных нестационарных объектов должно составлять не менее 8 метров. При этом в соответствии с п. 4.5 указанного Свода противопожарные расстояния от глухих (без оконных проемов) стен жилых и общественных зданий, сооружений до других зданий и сооружений, в том числе и временных, допускается уменьшение 20% (л.д.45).
В п. 2.7 указанного регламента установлен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги (исполнения муниципальной услуги), в том числе, если место размещения нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) находится в охранной зоне инженерных сетей или на инженерных сетях; несоответствие места размещения нестационарного торгового объекта (нестационарного объекта) противопожарным нормам и правилам.
Суд полагает необоснованными доводы административного истца о том, что размещение нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: , юго-восточнее жилого , не противоречит требованиям законодательства, противопожарной безопасности, что опровергается исследованными материалами дела.
Так, из выкопировки из карты и листа согласования места размещения павильона истца усматривается, что специалистом ООО «Теплосеть» указано на расположение объекта на сети ХВС, предложено при проведении земляных работ вызвать представителя ресурсоснабжающей организации (л.д.19), что также подтверждается условиями подключения объекта Колтыги И.В. к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, выданными этой организацией, где также отражено, что объект должен располагаться вне охранных зон существующих инженерных сетей и коммуникаций. Временные объекты, размещенные в охранной зоне инженерных сетей, должны быть выполнены в модульном (переносном) исполнении (л.д. 120, 122 оборот, 126 оборот, 129).
Согласно схемам к техническим условиям ООО «Теплосеть», инженерная сеть водоотведения проходит рядом с павильоном истца (л.д.105-108), что отражено и на других, представленных в материалы дела выкопировках и схемах (л.д.19, 24 оборот, 46, 60), следовательно, объект Колтыги И.В. расположен в охранной зоне данной инженерной сети.
Кроме этого, противопожарный разрыв между нестационарным торговым объектом истца и стеной многоквартирного жилого не соответствует требованиям п.4.3, 4.5 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», даже при уменьшении расстояния, поскольку стена многоквартирного является глухой (без оконных проемов).
При этом не исключается это несоответствие места размещения объекта истца нормам и правилам и указанием в ответе на обращение Колтыги И.В. зам. начальника ОНД и ПР ГУ МЧС на минимальный противопожарный разрыв 6 м., который на основании п.4.11 Свода правил не нормируется, если рядом расположенные объекты отвечают требованиям для противопожарных стен 1-го типа, поскольку исследование павильон истца для определения его степени огнестойкости не проводилось, доказательства этому административным истцом не представлены.
Также суд считает несостоятельными доводы Колтыги И.В. о предвзятом к нему отношении по спорному вопросу, в связи с тем, что павильон «Лето» (л.д. 60, 61), который расположен на инженерной сети, продолжает осуществлять торговую деятельность, т.к. Администрацией г. Ачинска ИП Абдуназаровой Г.Н. направлено уведомление на основании протокола комиссии от 22.12.2021 г. об отказе в размещении павильона, поскольку размещение этого нестационарного торгового объекта противоречит требованиям законодательства, градостроительным нормам и правилам (л.д.61 оборот).
При таких обстоятельствах, орган местного самоуправления, исходя из установленных при рассмотрении обращений Колтыги И.В. нарушений при размещении объекта, обоснованно отказал ему в выдаче разрешений на размещение нестационарного торгового объекта, данные решения приняты уполномоченным органом в установленном порядке с соблюдением процедуры принятия данных решений.
Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, у суда отсутствуют основания для признания незаконными оспариваемых решений органа Администрации г. Ачинска, в связи с чем, суд считает необходимым в удовлетворении административных исковых требованиях Колтыги И.В. о признании незаконными решений комиссии от 19 января 2022 г., от 16 февраля 2022 г. об отказе в размещении нестационарного торгового объекта отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Колтыги И. В. к КУМИ Администрации г. Ачинска, Администрации г. Ачинска о признании незаконными решений комиссии от 19 января 2022 г., от 16 февраля 2022 г. об отказе в размещении нестационарного торгового объекта.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.В. Панченко