Дело № 2а-1972/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Степановой Е.В., при секретаре судебного заседания Лаптевой А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 19 сентября 2019 года дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Главе Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании бездействие по не постановке на кадастровый учет газопровода по <адрес>, бездействия по несвоевременному покосу и уборке скошенной травы на территории Ростовкинского сельского поселения на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности поселения, бездействие в части непринятия мер по организации и проведению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства поселения в отношении своевременного покоса травы собственниками земельных участков на территории Ростовкинского поселения, бездействие в части не проведения инвентаризации и оценки зеленых насаждений на территории Ростовкинского поселения незаконными и возложении обязанности поставить на кадастровый учет опасный производственный объект -газопровод среднего давления для газоснабжения домов по <адрес>, возложении обязанности произвести покос и уборку травы на территории Ростовкинского сельского поселения на земельных участках, расположенных по следующим адресам: №, провести инвентаризацию и оценку зеленых насаждений на территории Ростовкинского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2. обратился в Омский районный суд Омской области суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований указав, что Совет Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области своим Решением от № от ДД.ММ.ГГГГ утвердил «Правила благоустройства территории Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области» (далее Правила).
В <адрес> проложен газопровод среднего давления, к которому было произведено подключение домов и который зарегистрирован АО «Омскоблгаз», как опасный производственный объект. Согласно постановлению Правительства №878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», для газопровода должны быть сформированы охранные зоны с определенными требованиями, он должен быть поставлен на кадастровый учет. Ни собственника, ни охранных зон, ни постановки на кадастровый учет у газопровода нет. ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Омского района внесла представление Главе поселения с требованием немедленного устранения нарушения Законодательства. Требование прокуратуры Главой администрации проигнорировано. А между тем длина газопровода увеличилась из-за новых подключений. Прохождение новых труб не зафиксировано и не отражено на кадастровом плане, также не определены охранные зоны новых газопроводных линий.
Бездействие Главы Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области и Администрации Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по не постановке на кадастровый учет газопровода по улицам <адрес>, нарушают его права, поскольку газопровод частично проходит по его земельному участку, а значит это является его ограничением права собственности. Как собственник земельного участка он имеет права требовать платы за использование земельного участка, например, установить сервитут. Поскольку газопровод до настоящего времени не поставлен на кадастровый учет, он не знает кто является его собственником и не может реализовать свои имущественные права в полной мере.
В результате бездействия Главы поселения и Администрации поселения в ФИО3 не выполняются также и требования пожарной безопасности. В постановление Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года «О противопожарном режиме», в соответствии с которым правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
В соответствии с п. 5.7.2. Правил, газоны стригут (скашивают) при высоте травостоя более 20 см. Окошенная трава с территории удаляется в течение трех суток со дня проведения покоса. Срезанную траву, опавшие листья убирают и вывозят на специально оборудованные полигоны.
В <адрес> покос травы ведется в центре на видных местах. Траву не косят в парке площадью 100 000 кв.м., вдоль дорог. Администрация не принимает мер, чтобы обязать собственников земельных участков косить траву на прилегающих к ним придомовых территориях в соответствии с п. 5.7.1. Правил. На земельном участке с кадастровым номером № высота сорной травы достигает 1,5 метра. Рядом растут огромные 25 летние сосны, которые в случае пожара могут сгореть.
В соответствии с пунктами 8.1 и 8.2 Правил, контроль за соблюдением требований, установленными настоящими Правилами, осуществляют территориальные и отраслевые органы поселения в соответствии с их полномочиями. За нарушение настоящих Правил виновные лица несут административную ответственность.
Глава поселения и Администрация поселения должны организовать на территории поселения контроль за соблюдением Правил благоустройства. В случае выявления нарушений Правил, должностными лицами Администрации поселения должны составляться акты проверки и выдаваться соответствующие предписания, а в случае их неисполнения составлять протоколы об административном правонарушении и направлять их в Административную комиссии Администрации ОМР.
Вместе с тем, данная работа Главой поселения и Администрацией поселения не проводится.
Бездействия Глава поселения и Администрация поселения в части невыполнения обязанности по покосу травы на своих земельных участках, а также не принятие мер по контролю за кошением травы на земельных участках, находящиеся в частной собственности, нарушают не только публичный порядок, но и права истца, поскольку создают риск пожара на территории поселения, в том числе и на территориях, непосредственно прилегающих к земельному участку истца.
Кроме того, согласно п. 5.7.5. Правил в целях получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений общего пользования, их состоянию, установления видового состава деревьев и кустарников с определением количества, категории и типа зеленых насаждений, возраста растений, диаметра (для деревьев), площадей газонов и цветников, своевременной регистрации происшедших изменений, Администрация поселения проводит инвентаризацию и оценку зеленых насаждений общего пользования в порядке, установленном органом местного самоуправления поселения.
Данный пункт Правил административными ответчиками не соблюдается. Невыполнение требований п. 5.7.5. Правил позволяет Администрации поселения безнаказанно уничтожать любые зеленые насаждения и посевы.
На основании изложенного просит признать незаконными бездействия Главы Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области:
в части не постановке на кадастровый учет газопровода по <адрес>,
в части несвоевременному покосу и уборке скошенной травы на территории Ростовкинского сельского поселения на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности поселения,
в части непринятия мер по организации и проведению муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства поселения в отношении своевременного покоса травы собственниками земельных участков на территории Ростовкинского поселения,
в части не проведения инвентаризации и оценки зеленых насаждений на территории Ростовкинского поселения незаконными
Возложить на Главу Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрацию Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обязанность поставить на кадастровый учет опасный производственный объект -газопровод среднего давления для газоснабжения домов по улицам <адрес>, произвести покос и уборку травы на территории Ростовкинского сельского поселения на земельных участках, расположенных по следующим адресам: №, провести инвентаризацию и оценку зеленых насаждений на территории Ростовкинского поселения (л.д. 11-21 том 2).
В судебном заседании административный истец уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что несмотря на то, что он не является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>, однако у него имеется доверенность от сына на управление имуществом. Кроме того, он зарегистрирован по указанному адресу и является неравнодушным жителем села <адрес>. Несоблюдение административными ответчиками Правил благоустройства территории Ростовскинского сельского поседения напрямую связано с его правом на комфортное проживание в селе. Покос травы ответчики произвели только после его подачи иска в суд, однако скошенная трава не была убрана. Газопровод также зарос травой, что является нарушением противопожарной безопасности, как и не постановка газопровода на учет. Просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в уточненном иске.
Административный ответчик Глава Ростовскинского сельского поселения ФИО5 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала, указав, что Администрацией поседения предпринимаются все необходимые меры для постановке на учет безхозяйного объекта – газопровода. На основании подготовленного технического плана направлены документы в Управление Росреестра для постановке на учет безхозяйных недвижимых вещей – газопроводов, в том числе по ул. <адрес>. Однако в с вязи с необходимостью корректировки технического плана Управлением Росреестра были направлены уведомления о невозможности внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного запроса. После доработки ДД.ММ.ГГГГ документы направлены в Управление Росреестра по Омской области в целях постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей -газопроводов, в том числе и расположенного по <адрес>, что подтверждается заявлениями о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей от ДД.ММ.ГГГГ, а также исходящим межведомственным запросом № с целью постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время также от Росреестра получено уведомление о невозможности внесения в ЕГРН сведений, поступивших в порядке межведомственного запроса в связи с необходимостью предоставлении и корректировки справок, в том числе органов технической инвентаризации и корректировки технического плана газопровода. В настоящее время проводится работа по их подготовке. В связи с указанным, бездействия Администрацией Ростовкинского сельского поселения не допущено.
Кроме того, указал, что для покоса травы Администрация поселения принимает на сезонную работу работников по гражданско-правовому договору. Данные работники системно прокашивают территорию поселка, и допускает возможность несвоевременного покоса травы, поскольку территория поселка большая, а по финансовым возможностям они не могут принять на работу более двух работников. Просила в иске отказать.
Представитель административного ответчика Администрации Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям изложенным в отзыве (л.д. 38-43 том2). Указала, что ФИО1, не является собственником земельного участка, по которому проходит указанный газопровод. Согласно выписки из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером № правообладателем указанного земельного участка является иное лицо -ФИО1, в связи с чем, доводы заявителя о нарушении его имущественных прав как правообладателя земельного участка не состоятельны, какие-либо права, свободы и законные интересы заявителя не нарушены, какие либо препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов не создаются, на него не возлагаются какие-либо обязанности.
Администрацией Ростовкинского сельского поселения в плановом порядке осуществляются работы по содержанию мест общего пользования, в том числе и на указанных территориях, что подтверждается представленными фотографиями территории указанных участков, в том числе на участке №, непосредственно примыкающем к земельному участку жилого дома, где проживает ФИО2.
Органами местного самоуправления Ростовкинского сельского поселения проводится работа по разъяснению необходимости надлежащего содержания территорий сельского поселения на встречах, собраниях граждан, а также проводятся проверки соблюдения требований Правил благоустройства территории сельского поселения, в том числе в отношении покоса травы собственниками земельных участков, что подтверждается материалами проверок за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ год.
В соответствии с Программой формирования комфортной городской среды Ростовкинского сельского поселения на 2018-2024, утвержденной постановлением Администрации Ростовкинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№ оценка и инвентаризация осуществляется при паспортизации общественных территорий, многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов и земельных участков, включенных в муниципальную целевую программу, работы по благоустройству которых софинансируются из бюджета Омской области. Сроки реализации указанной программы до 2024 года.
Имеются паспорта благоустройства дворовой территории всех многоквартирных домов многоэтажной застройки №, в которых в том числе произведен учет зеленых насаждений.
В Ростовкинском сельском поселении учет площади зеленых насаждений был произведен и отражен в Генеральном плане Ростовкинского сельского поселения, утвержденном решением Совета Ростовкинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ. В таблице 2.1.8.1 -Баланс территории Ростовкинского сельского поселения Материалов по обоснованию Генерального плана учтены площади зеленых насаждений общего пользования на ДД.ММ.ГГГГ и на расчетный период ДД.ММ.ГГГГ. Также планируется подготовка самостоятельного правового акта органов местного самоуправления, устанавливающего порядок ведения учета зеленых насаждений. Просила в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица АО «Омскоблгаз» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, представил письменный отзыв в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 30-31 том 2).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно выписки из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес> является ФИО1 (л.д. 159-160 том1).
В судебном заседании установлено, что и не оспаривается ответчиками, что истец ФИО2 зарегистрирован и проживает в селе <адрес>.
Согласно решения Совета Ростовскинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО5 избрана Главой Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (л.д.188 том 1).
В силу статей 29, 33 Устава Ростовскинского сельского поселения ОМР Омской области, усматривается, что Администрация Ростовскинского сельского поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Поселения, наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Ростовскинского сельского поселения является высшим должностным лицом.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Частью 3 статьи 14 указанного Закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Обращаясь с заявленным административным иском, истец указывает на нарушение его прав и интересов как жителя села Ростовка, на благоустройство территорий, благоприятные и комфортные условия проживания.
Из материалов дела следует, что газопроводные сети находящиеся в <адрес> включены в государственный реестр опасных производственных объектов АО «Омскоблгаз», является бесхозяйным имуществом и не поставлен на кадастровый учет.
Административным ответчиком в материалы дела представлены доказательства совершения действий по постановке газопровода на учет в качестве бесхозяйного, а именно: обращениями в Администрацию Омского муниципального района (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 109- 113 том 2). По результатам обращений, заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ по выполнению кадастровых работ, направленных на изготовление технических планов объектов строительства-газопроводов, в целях постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов (л.д. 153-160 том2). В постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта газопровода, Администрации поселения отказано в с вязи с необходимостью корректировки технического плана (л.д. 161-169 том2).
ДД.ММ.ГГГГ документы повторно направлены в Управление Росреестра по Омской области в целях постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей –газопроводов, в числе по <адрес>.
Вышеуказанные действия опровергают доводы истца о бездействии административного ответчика.
Кроме того, суд считает довод административного истца о нарушении его прав как собственника земельного участка, который имеет права требовать платы за использование земельного участка не состоятельными, поскольку истец не является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>.
Решением Совета Ростовкинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области своим № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила благоустройства территории Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (далее Правила).
В соответствии с п. 5.7.2. Правил, газоны стригут (скашивают) при высоте травостоя более 20 см. Окошенная трава с территории удаляется в течение трех суток со дня проведения покоса. Срезанную траву, опавшие листья убирают и вывозят на специально оборудованные полигоны
В соответствии с п. 5.7.5 Правил, в целях получения достоверных данных по количеству зеленых насаждений общего пользования, их состоянию, установления видового состава деревьев и кустарников с определением количества, категории и типа зеленых насаждений, возраста растений, диаметра (для деревьев), площадей газонов и цветников, своевременной регистрации происшедших изменений, Администрация поселения проводит инвентаризацию и оценку зеленых насаждений общего пользования в порядке, установленном органом местного самоуправления поселения.
Согласно пп 4, п. 5.10.1 Правил собственники домовладений обязаны производить регулярную уборку от мусора, в том числе покос травы на прилегающей к домовладению территории.
Доводы административного истца о бездействии ответчиков по непринятию мер по покосу травы опровергаются представленными в материалы дела фотографиями (л.д.214-230 том 1, л.д. 171-180 том 2).
Административными ответчикам в материалы дела представлены копии журнала учета выявленных нарушений Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области за ДД.ММ.ГГГГ, в которых отражены даты выявления нарушений, место и реквизиты выданных предписаний с указанием сроков устранения нарушения, а также сведения об исполнении предписаний, а также представлены сами акты выявленных нарушений Правил благоустройства, уведомления и предписания, что в совокупности свидетельствует об осуществлении муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства поселения в отношении своевременного покоса травы собственниками земельных участков на территории Ростовкинского сельского поселения со стороны Администрации Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области (л.д. 44-157 том 2).
Доводы административного истца о бездействии административных ответчиков в части не составления протоколов об административном правонарушении в отношении граждан, нарушивших правила благоустройства, суд не принимает, поскольку указанные бездействия не нарушают права и законные интересы заявителя, а потому суд не дает данным бездействиям оценку.
Требования истца о признании незаконным бездействие административных ответчиков в части не проведения инвентаризации и оценки зеленых насаждений на территории Ростовкинского поселения и возложении обязанности на административных ответчиков провести инвентаризацию и оценку зеленых насаждений общего пользования, суд также считает необоснованным, поскольку не коим образом не нарушают какие-либо права, свободы и законные интересы истца.
Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд в том числе с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 1 статьи 4 КАС РФ).
Согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются: защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Одним из условий для удовлетворения административного искового заявления согласно положениям статьи 227 КАС РФ является доказанный административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов.
Учитывая изложенное, а также отсутствие обстоятельств по настоящему административному делу, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Главе Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, Администрации Ростовскинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании бездействие по не постановке на кадастровый учет газопровода по улицам <адрес>, бездействия по несвоевременному покосу и уборке скошенной травы на территории Ростовкинского сельского поселения на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности поселения, бездействие в части непринятия мер по организации и проведению муниципального контроля за соблюдением правил благоустройства поселения в отношении своевременного покоса травы собственниками земельных участков на территории Ростовкинского поселения, бездействие в части не проведения инвентаризации и оценки зеленых насаждений на территории Ростовкинского поселения незаконными и возложении обязанности поставить на кадастровый учет опасный производственный объект -газопровод среднего давления для газоснабжения домов по улицам <адрес>, возложении обязанности произвести покос и уборку травы на территории Ростовкинского сельского поселения на земельных участках, расположенных по следующим адресам: №, провести инвентаризацию и оценку зеленых насаждений на территории Ростовкинского поселения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова
Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2019 года.
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |