ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1972/2023 от 05.12.2023 Советского районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

УИД:68RS0003-01-2023-002892-55

Дело № 2а-1972/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Советский районный суд города Тамбова в составе

Судьи Морозова А.В.

при секретаре Мироновой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФСИН России по Тамбовской области к ГМУ ФССП России и судебному приставу-исполнителю СОСП Тамбовской области ГМУ ФССП России об оспаривании постановления о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству,

У С Т А Н О В И Л:

УФСИН России по Тамбовской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю СОСП Тамбовской области ГМУ ФССП России о признании постановления судебного пристава-исполнителя от 12.10.2023 о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей незаконным и его отмене, освобождении от уплаты исполнительного сбора.

В обоснование требований указали, что 15.09.2023 судебным приставом-исполнителем СОСП Тамбовской области ГМУ ФССП России возбуждено исполнительное производство №14033/23/98068-ИП, на основании исполнительного листа от 28.06.2023 выданного Моршанским районным судом Тамбовской области. Данное исполнительное производство 14.09.2023 было передано из Советского РОСП УФССП России по Тамбовской области.

Решением Моршанского районного суда Тамбовской области от 17.08.2023 частично удовлетворены исковые требования прокурора г.Моршанска:

- обязать УФСИН России по Тамбовской области в срок до 01.06.2024 разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул.Красноармейская, д.114 «в»;

- обязать УФСИН России по Тамбовской области в срок до 31.12.2024 произвести демонтаж объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул.Красноармейская, д.114 «в».

Моршанский районный суд Тамбовской области определением от 27.06.2023 обязал УФСИН России по Тамбовской области до начала проведения демонтажных работ объекта незавершенного строительства по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул.Красноармейская, д.114 «В», принять меры, направленные на обеспечение безопасности лиц, находящихся в непосредственной близости от данного объекта, путем ограничения доступа ко всем его конструктивным элементам. В определении суда указано «до начала проведения демонтажных работ», при этом в решении Моршанского районного суда Тамбовской области от 17.08.2023 указано, что разработать проект демонтажа объекта незавершенного строительства следует в срок до 01.06.2024.

12.10.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, которое считали незаконным.

Согласно решению суда, УФСИН России по Тамбовской области только 01.06.2024 следует подготовить проект демонтажных работ, а до 31.12.2024 произвести демонтаж. Таким образом у УФСИН России по Тамбовской области время для добровольного исполнения определения суда не истекло, и вынесение постановления о взыскании исполнительского сбора является преждевременным, нарушающим права УФСИН России по Тамбовской области. Пари этом УФСИН России по Тамбовской области в сентябре 2023 года предпринимались меры для обеспечения безопасности лиц, находящихся в непосредственной близости от объекта незавершенного строительства путем ограждения сигнальной лентой доступа ко всем конструкциям объекта.

В рамках исполнения определения суда от 27.06.2023 УФСИН России по Тамбовской области 06.09.2023 направлялся запрос во ФСИН России о выделении денежных средств на устройство временного ограждения площадки объекта незавершенного строительства в сумме 1000000 руб. Вместе с тем, в рамках подготовки проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов ФСИН России заявлена потребность в ЛБО на демонтаж списанных объектов недвижимости уголовно­-исполнительной системы Российской Федерации. Минфином России данная потребность не поддержана, ввиду чего бюджетные ассигнования в текущем финансовом периоде на указанные нужды отсутствуют.

В ходе рассмотрения дела к его участию в качестве административного соответчика было привлечено ГМУ ФССП России, также в качестве заинтересованного лица - взыскателя по исполнительному производству прокурора г.Моршанска.

Также административным истцом были изменены административные исковые требования и в конечном итоге просили освободить УФСИН России по Тамбовской области от уплаты исполнительного сбора.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Сорокина И.Е., требования поддержала, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просила освободить УФСИН России по Тамбовской области от исполнительного сбора.

Судебный пристав-исполнитель ССОСП Тамбовской области ГМУ ФССП России Шарова Е.А. и представитель административного соответчика Управления ФССП России по Тамбовской области в судебное заседание не явились, в письменном ходатайстве просили рассмотреть дело без их участия.

Заинтересованное лицо - взыскатель по исполнительному производству прокурор г.Моршанска в судебное заседание также не явились, извещены надлежаще.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

На основании части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50000 рублей.

На основании части 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании установлено, что постановлением от 07.07.2023 г. судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП по Тамбовской области на основании исполнительного листа от 28.06.2023 выданного Моршанским районным судом Тамбовской области в отношении УФСИН России по Тамбовской области в пользу взыскателя: прокурор г.Моршанска в интересах прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц было возбуждено исполнительное производство № 69088/23/68032-ИП. Предмет исполнения: обязать УФСИН России по Тамбовской области до начала проведения демонтажных работ объекта незавершенного строительства по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул.Красноармейская, д.114 «В», принять меры, направленные на обеспечение безопасности лиц находящихся в непосредственной близости от данного объекта путем ограничения доступа ко всем его конструктивным элементам.

Указанным постановлением должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, которое было получено УФСИН России по Тамбовской области 20.07.2023 г., что подтверждается сведениями о доставлении из ГЭПС.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Советского РОСП УФССП по Тамбовской области от 01.09.2023 исполнительное производство № 690088/23/68032-ИП передано в СОСП по Тамбовской области и постановлением от 15.09.2023 судебного пристава-исполнителя СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России принято к исполнению с №14033/23/98068-ИП.

УФСИН России по Тамбовской области письмом от 20.09.2023 обратилось к судебному приставу-исполнителю СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России, в котором указали о проведении мероприятий по исполнению определения Моршанского районного суда Тамбовской области от 27.06..2023, а именно по периметру выставлено сигнальное ограждение с табличками об опасности нахождения вблизи объекта.

Согласно акту о совершении исполнительных действий от 06.10.2023 во исполнение решения суда должником УФСИН России по Тамбовской области приняты меры, направленные на обеспечение безопасности лиц, находящихся в непосредственной близости от объекта по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул.Красноармейская, д.114 «В», по всему периметру здание огорожено сигнальной лентой с пояснительными табличками. Вокруг здания не установлено глухого ограждения (забор), не установлено металлической решетки для ограничения доступа.

В связи с не исполнением в добровольном порядке требований исполнительного документа должником - УФСИН России по Тамбовской области, судебным приставом-исполнителем СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России постановлением от 12.10.2023 г. на основании статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» с должника был взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела административным истцом были изменены исковые требования, в которых они опросили освободить УФСИН России по Тамбовской области от уплаты исполнительского сбора, обосновав требование тем, что во исполнение определения Моршанского районного суда Тамбовской области от 27.06.2023 УФСИН России по Тамбовской области по периметру объекта незавершенного строительства по адресу: Тамбовская область, г.Моршанск, ул.Красноармейская, д.114 «В», было установлено ограждение (сетка-рабица).

В адрес суда поступило постановление от 22.11.2023 судебного пристава-исполнителя СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России об окончании исполнительного производства № 14033/23/98068-ИП.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 78 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» дал разъяснение, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Такое толкование нормы материального права согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 г. № 13-П, согласно которой исполнительский сбор является не право-восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществлённых в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства. Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет.

Из системного анализа приведённых законоположений следует, что в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, то есть привлечение должника к ответственности за неисполнение требований исполнительного документа в виде взыскания исполнительского сбора возможно исключительно при наличии у судебного пристава-исполнителя достоверных сведений о получении должником постановления о возбуждении исполнительного производства и предоставлении срока для добровольного исполнения требований исполнительного листа, но исполнение не произведено.

Такое толкование закона приведено и в Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора, утверждённых Федеральной службой судебных приставов 8 июля 2014 г. № 0001/16, содержащих указание о том, что в силу требований Закона № 229-ФЗ для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:

- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;

- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;

- требования исполнительного документа должником не исполнены;

- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (пункт 2.1).

В связи с неисполнением должником в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, после получения постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель обоснованно 12 октября 2023 года вынес постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50000 руб., которое также было направленоУФСИН России по Тамбовской области 13.10.2023 по средствам почтового отправления.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 2018 года № 749-О указано, что положения пунктов 1 и 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве не предполагают их произвольного применения судебным приставом-исполнителем, обязывают его во всех случаях вынести постановление о взыскании исполнительского сбора при наступлении указанных в них обстоятельств и не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Кроме того суд принимает во внимание разъяснения Верховного Суда РФ, согласно которым при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) (п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50).

Доказательств того, что исполнение требований исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств должником судебному приставу-исполнителю не предоставлено. Должником не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Отсутствие финансирования таким основанием не является.

Кроме того, как было указано выше, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, следовательно судебный пристав имел все основания для вынесения 12.10.2023 постановления о взыскании исполнительного сбора, порядок его вынесения соблюден, оснований для признания его незаконным и отмене в ходе разбирательства дела не установлено.

Таким образом суд приходит к выводу, что оснований для освобождения УФСИН России по Тамбовской области от исполнительского сбора не имеется, поскольку объективных доказательств отсутствия вины должника в неисполнении требований исполнительных документов административным истцом не представлено, как и того, что исполнение для него являлось невозможным по объективно-независящим причинам в ходе судебного разбирательства не установлено.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Таким образом, для удовлетворения заявления об уменьшении размера исполнительского сбора суду необходимо устанавливать степень вины должника, имущественное положение и иные существенные обстоятельства, которые могли повлиять на исполнение должником обязательств. В каждом случае при рассмотрении заявления о снижении исполнительского сбора подлежат установлению конкретные обстоятельства, связанные с исполнением судебного акта, которые должны подтверждаться соответствующими доказательствами.

Суд, с учетом принятия должником мер для исполнения требований исполнительного документа и прекращение исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа, приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию с УФСИН России по Тамбовской области, на одну четверть, то есть до 37500 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 218 и частью 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконным необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя. При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.

Поскольку совокупность условий, необходимая для удовлетворения требований административного истца отсутствует, с учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 12.10.2023 г. является законным и обоснованным, вместе с тем взысканный исполнительский сбор подлежит снижению на одну четверть, то есть до 37500 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Тамбовской области ГМУ ФССП России от 12 октября 2023 года с УФСИН России по Тамбовской области, до 37500 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение одного месяца.

Судья А.В. Морозов