Дело № 2а-419/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 февраля 2022 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,
при секретаре Подольском В.А.,
с участием представителя административного истца – ФИО1, действующего на основании доверенностей <адрес>9 от ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>0 от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя Администрации г. Алушта – ФИО3, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО4 к Администрации г. Алушта Республики Крым, заинтересованное лицо: Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушта Республики Крым о признании незаконным постановление Администрации г. Алушта Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6, действуя на основании доверенности от имени ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> Республики Крым, заинтересованное лицо: Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым о признании незаконным постановление Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности совершить определённые действия.
Административные исковые требования мотивированы тем, что решением Изобильненского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО4 предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,1000 га по <адрес>. На основании указанного решения земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № В порядке завершения оформления прав ДД.ММ.ГГГГФИО2 подал в Администрацию <адрес> заявление о предоставлении указанного земельного участка в собственность. Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м. по <адрес>, кадастровый №, поскольку испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации, а именно: на карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования городской округ Алушта, утверждённого решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования (Р-1), в которой не предусмотрено размещение земельных участков с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. ФИО4 рекомендовано обратиться в Администрацию <адрес> по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта.
ФИО2 обратился в Администрацию <адрес> с заявлением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта и отнесении предоставленного ему земельного участка к зоне застройки индивидуальными жилыми домами и малоэтажными многоквартирными жилыми домами (Ж-1-2), на который ему предоставлено сообщение, что с учетом проведения процедуры публичных слушаний, сроков согласования проекта генерального плана, утверждение проекта внесения изменений в генеральный план запланирован на конец третьего квартала 2021 г., ПЗЗ - на четвертый квартал 2021 г. На поданное повторно заявление о предоставлении земельного участка в собственность Администрация <адрес> приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, отказав в предоставление земельного участка со ссылкой на п.2 ч.6 ст.13 Закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». Считает постановление Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку на момент его принятия был утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Алушта с картой разногласий и Правила землепользования и застройки, в состав которых входит карта градостроительного зонирования и Карта зон с особыми условиями, использования территории. Нахождение земельного участка, испрашиваемого истцом частично в функциональной зоне рекреационного назначения, подзоне объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования не является основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления права. Также считает, что Администрацией <адрес> не принято во внимание положение ч.8 ст.36 ГрК РФ.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные административные исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель Администрации <адрес> Республики Крым возражала против административных исковых требований. Считала, что обжалуемое постановление Администрации <адрес> законно и обосновано, поскольку земельный участок, испрашиваемый ответчиком не соответствует градостроительной документации, так находится в зоне рекреационного назначения, подзоне объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования. Изменений в Генплан до настоящего времени не осуществлено. Будет ли соответствовать градостроительной документации, земельный участок, испрашиваемый ФИО2 после внесения изменений в Генплан, пояснить затруднилась.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении, возражений в суд не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В статье 39.16 ЗК РФ приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Ст.13 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно п.2 ч.6 ст.13 Закона №-ЗРК, основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории.
Постановлением Совета Министров Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, в соответствии с пунктом 4 которого, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Из п.9 указанного Порядка следует, что уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему межевого плана (при наличии) на рассмотрение:
1) в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, который в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования либо документации по планировке территории осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до ДД.ММ.ГГГГ и действовавшей на момент принятия решений о разрешении на разработку документации: схемам планировки территории отдельных административных районов, утвержденным до вступления в силу Федерального конституционного закона;
генеральным планам населенных пунктов, технико-экономическим обоснованиям их развития (ТЭО); технико-экономическим обоснованиям и градостроительным обоснованиям размещения отдельных объектов нового строительства; проектам планировки и застройки населенных пунктов; проектам детальной планировки; детальным планам территории; проектам застройки; планам зонирования территории (зонингам),
2) в исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, охраны культурного наследия, которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов, соблюдения иных ограничений и требований природоохранного законодательства.
На момент подачи ФИО2 заявления – ДД.ММ.ГГГГ и предоставления заключения управлением градостроительсвта и архитектуры Администрации <адрес> действовал Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ", утвержденный постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, абз.4 п 3.3. которого было установлено, что в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в п. 2.5 настоящего регламента, должностное лицо УЗО формирует и направляет в течение пяти рабочих дней межведомственные запросы в следующие органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги:
1) Управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> Республики Крым, которое осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта утвержденным документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации: схемам планировки территории отдельных административных районов, утвержденным до вступления в силу Федерального конституционного закона; генеральным планам населенных пунктов, технико-экономическим обоснованиям их развития (ТЭО);технико-экономическим обоснованиям и градостроительным обоснованиям размещения отдельных объектов нового строительства; проектам планировки и застройки населенных пунктов; проектам детальной планировки; детальным планам территории; проектам застройки; планам зонирования территории (зонингам), которая была утверждена до вступления в силу Федерального конституционного закона и действовала на момент принятия решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ.
Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования», утвержденным постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№", который действовавшая на момент принятия оспариваемого постановления определен порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки и последовательность действий по ее исполнению Администрацией <адрес> Республики Крым.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Решением Изобильненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,1000 га, за счет земель Изобильненского сельского совета не предоставленных в пользование (собственность), в том числе по категории земли жилой и общественной застройки, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенный в <адрес> (л.д.10-12).
Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ г. свидетельствуют, что на кадастровом учете находится земельный участок площадью 1000 кв.м. по <адрес>, кадастровый №, собственником которого является муниципальное образование городской округ Алушта. Оснвоанием для постановки на кадастровый учет являлось решение Изобильненского сельского совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-16,39-49).
Постановлением Администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № площадью 1000 кв.м., поскольку испрашиваемый участок не соответствует градостроительной документации – расположен в зоне объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования. ФИО4 рекомендовано обратиться в Администрацию <адрес> по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГФИО2 подано в Администрацию <адрес> заявление о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, на которое ему направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ что обращение находится на контроле, с учетом проведения процедуры публичных слушаний, сроков согласования проекта генерального плана, установленного градостроительным законодательством, утверждение проекта внесения изменений в генеральный план запланировано на конец III квартала 2021 г., ПЗЗ – IV квартал 2021 г. (л.д.19).
Постановлением Администрации <адрес>№ от 06.08.2021г. ФИО4 отказано в предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый № площадью 1000 кв.м., поскольку испрашиваемый земельный участок не соответствует градостроительной документации – расположен в зоне рекреационного назначения, подзоне объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования, в которой не предусмотрено размещение земельных участков с основным видом использования – для индивидуального жилищного строительства.
Из документов, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления следует, что соответствующие запросы были направлены ДД.ММ.ГГГГ в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Управление градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> Республики Крым.
На указанные запросы поступило лишь заключение Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предоставления земельного участка, поскольку земельный участок расположен в зоне рекреационного назначения подзоне объектов отдыха и рекреации, озеленения общего пользования.
Заключения иных органов в представленных материалах отсутствуют.
Согласно информации Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ срок утверждения Генерального плана перенесен на II квартал 2022 г.
В соответствии с выкопировкой из Карты планируемого размещения объектов местного значения городского округа в области водоснабжения Генерального плана МОГО Алушта, утвержденного решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный административным истцом земельный участок расположен частично на территории зоны рекреационного назначения в подзоне отдыха и рекреации, озеленения общего пользования.
Из заключения Управления градостроительства и архитектуры Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении земельного участка осуществлена проверка его расположения согласно Генерального плана, утверждённого решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ и Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Алушта, утверждённых решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№. Сведений о соответствии места расположения испрашиваемого ФИО2 земельного участка схемам планировки территории, утвержденным до вступления в силу Федерального конституционного закона представленное заключение не содержит.
Таким образом, оспариваемое постановление принято на основании неполно полученных данных, определённых действующими правовыми нормами.
Поскольку оспариваемое решение муниципального органа принято с нарушением установленной процедуры и без проверки всех обстоятельств, имеющих правовое значение, для разрешения заявления ФИО4 в соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть поданное им заявление, с учетом Порядка, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ с Администрации <адрес> подлежат возмещению ФИО4 понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, 227 КАС РФ, суд–
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ольхового ФИО2 – удовлетворить.
Признать незаконным постановление Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гражданину ФИО4»
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым повторно в установленный законом срок, с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление ФИО4 о предоставлении земельного участка площадью 1000 кв.м., кадастровый №, расположенного по <адрес> в <адрес> Республики Крым, в порядке завершения оформления прав и в тот же срок сообщить Алуштинскому городскому суду и ФИО4 об исполнении настоящего решения по административному делу.
Взыскать с Администрации <адрес> в пользу Ольхового ФИО2 государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Л. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2022 г.