ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1977/2017 от 04.05.2017 Йошкар-олинского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2а-1977/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Йошкар-Ола 4 мая 2017 г.

Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Володиной О.В.

при секретаре Королевой Н.А.

с участием представителя административного истца адвоката Уховой О.М.

представителя административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл по доверенности ФИО1

представителя заинтересованного лица Крестьянского (фермерского) хозяйства в лице главы ФИО2 адвоката Уховой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, в котором просил признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл от 31 марта 2017 г. об отказе в передаче ему в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., обязать ответчика в течение 10-ти дней со дня вступления в силу решения суда принять решение о предоставлении в собственность ему земельного участка по указанному выше адресу, а также подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить с предложением о заключении.

В обоснование требования указано, что на основании договора аренды, заключенного с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл 8 июля 2013 г., ФИО3 был предоставлен в аренду земельный участок по вышеуказанному адресу для сельскохозяйственного использования. В соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок приобретения права на земельный участок, ФИО3 по истечении трех летнего срока с момента заключения договора аренды 20 декабря 2016 г. обратился к ответчику с заявлением на приобретение права собственности на земельный участок. Письмом от 31 марта 2017 г. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл отказано ФИО3 в передаче в собственность земельного участка в связи с некомплектностью документов, необходимых для принятия решения, а именно отсутствует поручение Росимущества. Данный отказ истец находит незаконным, поскольку им был представлен полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством. Замечаний по представленным истцом документам со стороны ответчика не имелось. Отсутствие поручения центрального аппарата Росимущества не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

Истец ФИО3 в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Представитель истца адвокат по ордеру Ухова О.М. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл по доверенности ФИО1 с иском не согласилась.

Представитель заинтересованного лица Крестьянского (фермерского) хозяйства в лице главы ФИО2 адвоката по доверенности Ухова О.М. с заявлением ФИО3 согласилась.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд установил следующие обстоятельства.

8 июля 2013 г. между Территориальным управлением Росимущества в Республике Марий Эл и ФИО3 был заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в федеральной собственности.

По условиям договора ФИО3 был передан в аренду земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием «для сельскохозяйственного использования». Срок аренды установлен с 1 июля 2013 г. по 30 июня 2018 г. Сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка от 8 июля 2013 г.

Согласно пункту 4.3.2.договора с письменного согласия арендодателя арендатор имеет право сдавать участок в субаренду.

На основании договора субаренды земельного участка, заключенного 25 сентября 2015 г. между ФИО3 и Крестьянским (фермерским) хозяйством в лице главы ФИО2, и акта приема-передачи земельного участка ФИО3 был передан в субаренду Крестьянскому (фермерскому) хозяйству в лице главы ФИО2 вышеуказанный земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства.

20 декабря 2016 г. ФИО3 обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на приобретение права собственности на земельный участок, в федеральной собственности, без торгов, представив соответствующий пакет документов.

Согласно письменному ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл от 31 марта 2017 г. ФИО3 отказано в передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером . В качестве основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность указано некомплектность документов, необходимых для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка (отсутствие поручения Росимущества).

Не согласившись с данным отказом ответчика, истец обратился в суд.

В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом проверялись обстоятельства по сроку на обращение в суд с иском.

Обжалуемое решение принято ответчиком 31 марта 2017 г., в суд истец обратился 10 апреля 2017 г., соответственно в установленные законом сроки.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, доводы истца и ответчика, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 12:04:0000000:628, расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. является собственностью Российской Федерации, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Частью 1 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее-ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 43 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет в том числе, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Росимущества в Республике Марий Эл оно осуществляет полномочия по заключению договоров купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (п.4.6).

Согласно ч.1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ.

Как установлено в ходе судебного разбирательства ФИО3 20 декабря 2016 г. подал в Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл заявление на приобретение права собственности на земельный участок, оформленное в соответствии с требованиями, предусмотренными ч.1 ст. 39.17 ЗК РФ. Копия данного заявления приобщено в материалы дела.

В соответствии с положением ч. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению были приложены документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Оснований для возвращения заявления ФИО3 согласно ч. 3 ст. 39.17 ЗК РФ ответчиком не усмотрено.

Данные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались в ходе судебного разбирательства, что также следует из письма Территориального управления Росимущества в Республике Марий Эл от 27 декабря 2016 г. направленного Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (г. Москва).

Согласно данному письму Территориальное управление Росимущества в Республике Марий Эл направило Росимуществу пакет документов по испрашиваемому ФИО3 земельному участку, и просит дать поручение на выкуп данного участка.

В силу ч. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи в трех экземплярах и его подписание, а также направляет проект указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ или принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (25 пунктов). Указанный перечень является исчерпывающим.

Как следует из ответа ответчика от 31 марта 2017 г. основание для отказа в предоставлении земельного участка ФИО3 в собственность послужило - некомплектность документов, необходимых для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка (отсутствие поручения Росимущества).

Вышеуказанной правовой нормой такого основания отказа в предоставлении земельного участка находящегося в государственной собственности, без торгов не предусмотрено.

Не представление документа (поручение Росимущества) фактически органом, принимающим решение о предоставлении земельного участка в собственность не может являться основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность.

На основании изложенного в силу вышеприведенного правового обоснования суд приходит к выводу о том, что отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл в передаче в собственность ФИО3 земельного участка по основаниям, изложенным в ответе от 31 марта 2017 г., является незаконным.

Учитывая, что в силу положений ст.ст. 39.2, 39.17 ЗК РФ, принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность и заключение договора купли-продажи относятся к полномочиям собственника в данном случае Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, решение суда не может подменять решение уполномоченного на то органа, связи с чем, суд приходит к выводу о возложении на обязанности на ответчика рассмотреть заявление ФИО3 от 20 декабря 2016 г. на предоставление земельного участка в собственность, без торгов по существу.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл от 31 марта 2017 г. об отказе в передаче в собственность ФИО3 земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл рассмотреть в срок не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения заявление ФИО3 от 20 декабря 2016 г. на предоставление земельного участка в собственность, без торгов по существу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья О.В.Володина

Мотивированное решение составлено 10 мая 2017 г.