ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/19 от 18.06.2019 Кирилловского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-197/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кириллов 18 июня 2019 года

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Афаныгина А.Н., при секретаре Николаевой О.В., с участием представителя административного истца ФИО1, представителей заинтересованных лиц ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО4 к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации о признании незаконным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России), в котором указал, что решением Кирилловского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2а-37/2018, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, признан незаконным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения изложенный в письме Минприроды России -ОГ от ДД.ММ.ГГГГ отказ в выдаче административному истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 1000 кв.м на <адрес>, на Минприроды России возложена обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было направлено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с окончанием строительства он ДД.ММ.ГГГГ обратился в Минприроды России с уведомлением об окончании строительства. Письмом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ, полученным ДД.ММ.ГГГГ, истцу направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, мотивированное отсутствием согласования Минприроды России социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта. Считает действия административного ответчика незаконными так как в Минприроды России он обращался с уведомлением об окончании строительства, а не о параметрах планируемого строительства. Кроме того, в его обязанности как застройщика индивидуального жилого дома не входит согласование социально-экономической деятельности. В связи с этим просит признать незаконным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем выдачи в течение 7 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства – индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание ФИО4 не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика – Минприроды России – в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на иск не представил, обеспечить его участие в деле иным образом (ВКС, судебное поручение) не заявил.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Кирилловского муниципального района – ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО4 поддержала.

Представитель заинтересованного лица - ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» - ФИО2 против удовлетворения иска возражала.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. Исходя из части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

По смыслу приведенных норм права в их системной связи и в соответствии с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ оспариваемое решение может быть признано незаконным лишь при совокупности тех условий, что оно, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Из материалов дела следует, чтонациональный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс.га создан постановлением Правительства Российской Федерации от 20.03.92 года №182. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.

Приказом Министерства от 25.10.2012 года №345 утверждено Положение о национальном парке «Русский Север». В соответствии с названным Положением национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области; общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает ФГБУ «Национальный парк «Русский Север».

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 35:05:0506003:176, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащий ФИО4 на праве аренды, входит в состав зоны с особыми условиями использования территории Национального парка «Русский Север».

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории, разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

Таким образом, на территории национального парка «Русский Север» Минприроды России является органом осуществляющим выдачу разрешения на строительство (уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома), а также выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности).

Из материалов дела следует, что решением Кирилловского районного суда Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2а-37/2018, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ, признан незаконным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения изложенный в письме Минприроды России -ОГ от ДД.ММ.ГГГГ отказ в выдаче административному истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 1000 кв.м на <адрес>, на Минприроды России возложена обязанность выдать разрешение на строительство жилого дома (л.д. 19-21).

Указанное решение суда являлось предметом апелляционного и кассационного рассмотрения по жалобам административного ответчика.

Определением Верховного Суда от 05.04.2019 года № 2-КА19-1 Минприроды России отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года истцу было направлено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.9,10).

В связи с окончанием строительства ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Минприроды России с уведомлением об окончании строительства (л.д.11-14).

Письмом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ, полученным ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, мотивированное отсутствием согласования Минприроды России социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта (л.д. 15-18).

Согласно требованиям п. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства).

Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17 - 21 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Из материалов дела не следует, что в направленном ФИО4 в Минприроды России уведомлении об окончании строительства отсутствовали какие-либо сведения, предусмотренные ст. 55 Градостроительного кодекса РФ.

В силу требований п. 19 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; 2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома; 3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве; 4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию; 5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

Указанные положения закона не предусматривают при наличии разрешения на строительство обращение застройщика в уполномоченный орган с уведомлением о начале строительства.

Административный истец, руководствуясь положениями ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, обратился в Минприроды России с уведомлением об окончании строительства, а не о параметрах планируемого строительства.

Вместе с тем, истец получил не предусмотренный в данном случае в силу закона ответ заместителя директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Ф. и обжалуемое уведомление.

Кроме того, Минприроды России нарушен установленный ст. 55 Градостроительного кодекса РФ срок (7 рабочих дней) рассмотрения уведомления об окончании строительства, поскольку направлено оно было в адрес истца по почте только ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 20 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях: 1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами; 2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения; 3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве; 4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

Доказательств того, что при рассмотрении уведомления ФИО4 об окончании строительства были установлены случаи, предусмотренные п. 20 Градостроительного кодекса РФ административным ответчиком не предоставлено.

Согласно п. 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

Положение о национальном парке «Русский Север» устанавливает состав и описание границ функциональных зон национального парка, а также режим использования земельных участков в каждой из функциональных зон.

Пунктами 10, 10.5 указанного Положения предусмотрено, что на территории национального парка выделена зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в которой допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.

Иных нормативно-правовых актов, определяющих порядок использования земельных участков на территории национального парка «Русский Север», до настоящего времени уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не принималось.

Указание Минприроды России на то, что в силу п. 4 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон, которые в данном случае не согласованы, неправомерны, так как административный истец не относится к хозяйствующим субъектам. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Так как административный истец не относится к хозяйствующим субъектам, то и не обязан предоставлять дополнительные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.

Согласование проектов развития населенных пунктов является компетенцией органов местного самоуправления и Минприроды России.

В определении Верховного Суда РФ от 05.04.2019 № 2-КА19-1 указано, что из положений Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что параметры разрешенного строительства должны быть установлены для соответствующей зоны в целом.

Таким образом, возложение Минприроды России на административного истца дополнительных обязанностей, не предусмотренных законом, сопряженное с оспариваемого решения, незаконного по сути, суд рассматривает как злоупотребление правом.

Ненормативный акт Минприроды России от 13.12.2018 года неправомерен, нарушает права административного истца, поскольку он длительное время не имеет возможности зарегистрировать право собственности на построенный им жилой дом, несет связанные с этим убытки.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО4 к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации удовлетворить.

Признать незаконным и не порождающим правовых последствий с момента вынесения ненормативный акт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО4 путем выдачи в течение 7 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства – индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пользу ФИО4 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через районный суд в течение месяца.

Судья: Афаныгин А.Н.

Копия верна:

Судья Афаныгин А.Н.