ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/20 от 05.06.2020 Мазановского районного суда (Амурская область)

Дело № 2а-197/2020

УИД 28RS0---35

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Новокиевский Увал 05 июня 2020 года

Мазановский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Матвеенкова Л.В.,

при секретаре Тудинтай Г.В.,

с участием старшего помощника прокурора Мазановского района Амурской области Середа О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мазановского района Амурской области в интересах ФИО1 о признании незаконным решение Министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от ---- об отказе ФИО1 в перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: --А, о возложении на министерство социальной защиты населения -- обязанности принять в отношении ФИО1 решение о перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: --А, в размере 1 965 711 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мазановского района обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка по заявлению ФИО1 о защите ее права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, было установлено следующее. Региональный режим чрезвычайной ситуации введен 25.07.2019 распоряжением губернатора Амурской области от 25.07.2019 № 136-р, зона которой, в том числе, затрагивает территорию Мазановского района, для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций установлен региональный уровень реагирования. Решением исполняющего обязанности главы администрации Мазановского района от 25.07.2019 № 67 в связи с прошедшими осадками и ожиданием резкого подъема уровня воды с 14 часов 25.07.2019 на территории Мазановского района введен режим чрезвычайной ситуации. Согласно постановлению администрации Мазановского сельсовета от 29.07.2019 № 15 «Об определении границы зоны подтопления, возникшей в результате чрезвычайной ситуации на территории с. Мазаново Мазановского сельсовета, связанной с подтоплением жилых домов и приусадебных участков паводковыми водами» жилое помещение, расположенное по адресу: -- включено в перечень жилых домов, находящихся в зоне подтопления. В соответствии с актом обследования помещения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции (далее комиссия) и составленного на основании него заключения от ---- жилое помещение, расположенное по адресу: -- признано аварийным и подлежащим сносу в связи с возникновением опасных явлений и подъемом уровня рек на территории Мазановского района в период с 25.07.2019. Уведомлением министерства социальной защиты населения Амурской области (далее министерство) от 13.11.2019 ФИО1 предоставлены выплата на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 965 711 рублей. На основании договора купли-продажи от 04.12.2019 (с изменениями от 10.02.2020) ФИО1 приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: -- общей площадью 65,3 кв.м. В соответствии с п. 2.2. Договора (в редакции от --) жилой дом приобретен за 1 965 711 рублей за счет средств социальной выплаты на приобретение жилого помещения, земельный участок за 300 000 рублей за счет собственных средств. В соответствии с заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы МО «--» -- от ----, жилое помещение по адресу: -- на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования, приняла заключение о признании индивидуального жилого дома пригодным для проживания; домовладение в зоне подтопления не находится. Уведомлением министерства социальной защиты населения Амурской области от 19.03.2020 ФИО1 отказано в принятии решения о перечислении выплаты за приобретенное жилое помещение по мотивам невозможности рассчитать стоимость 1 кв.м. приобретенного жилого помещения в соответствии с Приказом министерства строительства и архитектуры Амурской области от 16.12.2019 № 203-од «Об утверждении среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья», а также отсутствием заключения управления социальной защиты по месту нахождения имущества о соответствии приобретаемого жилого помещения предъявляемым к нему требованиям. Прокурор Мазановского района считает, что данное уведомление об отказе министерства нарушает конституционные права и законные интересы заявителя в части возможности перечисления социальной выплаты на приобретение жилого помещения и является незаконным по следующим основаниям. В силу ст. ст. 27, 40 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище. Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 № 1327 (далее Правила), трансферты предоставляются на в том числе на предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений. Согласно п. 6 Правил мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. При этом, в силу п. 11 Правил при расчете размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами "в" и "г" пункта 5 настоящих Правил, показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Во исполнение вышеуказанных Правил постановлением правительства Амурской области от 22.10.2019 № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области (далее Правила предоставления выплат). Согласно п. 1.2 Правил предоставления выплат предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. В силу п. 1.4. Правил предоставление выплат выплаты, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно. При этом, в соответствии с п. 1.6 размер выплаты на приобретение или строительство жилого помещения рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на дату утверждения губернатором области перечней в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 г. № 1327. Стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения не должна превышать более чем на 10 процентов размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, расположенного на территории муниципального района (городского округа), в котором приобретается жилое помещение, установленный министерством строительства и архитектуры Амурской области (п. 2.1 Правил предоставления выплат). На основании изложенного, анализ действующего правового регулирования свидетельствует о том, что граждане, жилые помещения, которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле-августе 2019 года на территории Амурской области, вправе использовать социальные выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного исключительно на территории Амурской области, что существенно нарушает конституционные права граждан, в том числе ФИО1, на жилище и свободу выбора места жительства. Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетный кодекс РФ в статье 28 называет эффективность использования бюджетных средств. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата, с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ). Приказ Минстроя России от 18.09.2019 № 553/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2019 года, согласно которым средняя рыночная стоимость одного квадратного метра составляет: на территории Амурской области - 59567 рублей; на территории Республики Ингушетия - 32126 рублей. Средняя рыночная стоимость одного квадратного метра на I квартал 2020 года составляет: на территории Амурской области - 59645 рублей; на территории Республики Ингушетия - 32126 рублей (Приказ Минстроя России от 19.12.2019 №827/пp). При приобретении ФИО1 жилого дома по адресу: --А. --, стоимость 1 кв.м. приобретенного жилого помещения фактически составила 30102,77 рублей, что ниже среднерыночной стоимости по Республике Ингушетия и практически в два раза ниже среднерыночной стоимости по Амурской области. При указанных обстоятельствах принятие решения о перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения ФИО1 будет соответствовать принципу эффективности использования бюджетных средств. Имеющееся гарантированное право ФИО1 на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного результате чрезвычайной ситуации не может быть поставлено в зависимость от территории, которую заявитель избрал в качестве места жительства. Указанная правовая позиция находит свое отражение в судебной практике, в частности, в определении Верховного Суда РФ от 18.06.2014 N 59-АПГ14-4. Данное заявление направлено на защиту социальных прав ФИО1 в связи с чрезвычайной ситуацией. Кроме того, заявитель не может самостоятельно обратиться в суд в своих интересах, в связи с трудной жизненной ситуацией, сложившейся в результате чрезвычайной ситуацией. На основании изложенного прокурор просил признать незаконным решение министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от 19.03.2020 № 06-24/2182 об отказе ФИО1 в перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: --А; возложить на министерство социальной защиты населения -- обязанность принять в отношении ФИО1 решение о перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: --А, в размере 1 965 711 рублей; решение обратить к немедленному исполнению.

Согласно отзыву ответчика - Министерства социальной защиты населения по Амурской области, министерство возражало против удовлетворения административного искового заявления, ссылалось на п. «л» ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года № 1327, Правила, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596, указало, что рассчитать стоимость 1 кв.м. приобретенного ФИО1 жилого помещения, находящегося в --, в --, не представилось возможным, кроме того истицей не были представлены документы о соответствии (несоответствии) приобретаемого жилого помещения требованиям, установленным в Правилах --, полагает, что решение принято законно, в соответствии с положениями Правил, у комиссии не имелось законных оснований для принятия иного решения.

Согласно отзыву заинтересованного лица - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, министерство ссылаясь на положение «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации», утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 года № 1038, Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года № 1327, Правила, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596, просило суд принять по делу законное и обоснованное решение.

Заявитель ФИО1, представитель ответчика – Министерства социальной защиты населения Амурской области, заинтересованные лица: представители Министерства строительства и архитектуры --, ГКУ АО Управление Социальной защиты населения по --, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.

На основании ст. 150 КАС РФ, дело рассмотрено без участия неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

В судебном заседании старший помощник прокурора Мазановского района Середа О.А. поддержала требования административного искового заявления, просила их удовлетворить в полном объеме, привела доводы, указанные в заявлении.

Изучив доводы административного искового заявления, возражений на него, исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, оценив согласно ст. ст. 60 - 61 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Суд полагает, что административное исковое заявление, направленное на защиту социальных прав ФИО1 в связи с чрезвычайной ситуацией, учитывая невозможность самостоятельного обращения ФИО1 в суд в своих интересах, подано в рамках предоставленных прокурору Мазановского района полномочий.

В силу ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства является, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что сроки обращения в суд соблюдены административным истцом, у Министерства социальной защиты населения -- имелись полномочия на принятие оспариваемого решения.

Из материалов дела следует, что уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 13.11.2019 года № 06-22/9299 ФИО1 предоставлена выплата на приобретение или строительство жилого помещения в размере 1 965 711 рублей, в связи с утратой/повреждением жилого помещения в результате паводка, произошедшего в июле-августе 2019 года на территории Амурской области.

Согласно договору купли продажи земельного участка с жилым домом от 04.12.2019 года (с учетом изменений, внесенных соглашением от 04.12.2019 года) ФИО1 приобрела жилой дом, общей площадью 65,3 кв.м. по адресу: -- за 1 965 711 рублей, за счет средств предоставленной Министерством социальной защиты населения -- выплаты, а также земельный участок по адресу: -- за 300 000 рублей, за счет собственных средств. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от -- ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: -- на основании договора купли продажи земельного участка с жилым домом от --.

Как следует из акта обследования жилого помещения и заключения -- от -- межведомственной комиссии, назначенной распоряжением ОМС «Администрация --» -- от --, жилое помещение, расположенное по адресу: Россия, -- обследовано комиссией и признано пригодным для проживания, в зоне подтопления домовладение не находится.

Уведомлением Министерства социальной защиты населения -- от ---- ФИО1 отказано в перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, в связи с тем, что приобретенное жилое помещение, находится по адресу: -- рассчитать стоимость 1 кв.м приобретенного жилого помещения в соответствии с Приказом, не предоставляется возможным, а также в связи с отсутствием в пакете представленных ФИО1 документов заключения управления социальной защиты населения по месту нахождения приобретенного жилого помещения о соответствии (несоответствии) приобретаемого жилого помещения требованиям, а именно отвечает ли жилое помещение санитарным и техническим требованиям, требованиям пригодности жилого помещения для постоянного проживания, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), а также земельного участка, на котором расположен приобретаемый жилой дом (часть жилого дома); жилое помещение расположено на территориях, не подвергавшихся затоплению (подтоплению) в 2013 и 2019 годах; стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения не превышает более чем на 10 процентов размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный министерством строительства и архитектуры Амурской области.

Таким образом, создалась ситуация, при которой гарантированное ст. 18 Федерального от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», право ФИО2 на возмещение ущерба, причиненного ее имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, было ограничено.

Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ).

Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (п.п. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;

В соответствии с подп. «а» п. 5 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года № 1327 (далее Правила), трансферты предоставляются на в том числе на предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.

Согласно п. 6 Правил мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

При этом, в силу п. 11 Правил при расчете размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами "в" и "г" пункта 5 настоящих Правил, показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Во исполнение вышеуказанных Правил постановлением правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596 утверждены Правила предоставления гражданам выплат на приобретение, строительство или осуществление капитального ремонта жилых помещений в связи с утратой или повреждением жилых помещений в результате паводка, произошедшего в июле - августе 2019 года на территории Амурской области (далее Правила предоставления выплат).

Согласно п. 1.2 Правил предоставления выплат предоставление выплат на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В соответствии с п. 1.6 Правил предоставления выплат размер выплаты на приобретение или строительство жилого помещения рассчитывается исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. метра для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Амурской области, определенной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на дату утверждения губернатором области перечней в соответствии с пунктом 4 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 г. № 1327.

В силу п. 2.1 Правил предоставления выплат выплата на приобретение или строительство жилого помещения может быть использована: на приобретение в собственность одного или нескольких жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим требованиям, требованиям пригодности жилого помещения для постоянного проживания, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), а также земельного участка, на котором расположен приобретаемый жилой дом (часть жилого дома).

В соответствии с п. 2.16 Правил предоставления выплат, с целью приобретения жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным п. 2.1 настоящих Правил, и получения заключения ГКУ УСЗН о соответствии приобретаемого жилого помещения указанным требованиям заявитель (представитель):

1) осуществляет подбор жилого помещения;

2) представляет в ГКУ УСЗН по месту жительства либо по месту нахождения приобретаемого жилого помещения уведомление и проект договора купли-продажи приобретаемого жилого помещения.

Данные требования были выполнены ФИО1

В соответствии с п. 2.16 Правил предоставления выплат, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596, ГКУ УСЗН в течение 2 рабочих дней со дня представления заявителем (представителем) документов, предусмотренных подпунктом 2 настоящего пункта, направляет в орган местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения запрос о соответствии (несоответствии) такого жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и их пригодности для проживания (далее - запрос).

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня поступления запроса (за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым настоящего пункта) проверяет указанное в запросе жилое помещение на его соответствие (несоответствие) требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и его пригодность для проживания и направляет в ГКУ УСЗН сведения о соответствии (несоответствии) жилого помещения требованиям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 2.1 настоящих Правил, с указанием даты и номера акта обследования жилого помещения и решения межведомственной комиссии органа местного самоуправления о соответствии (несоответствии) жилого помещения указанным требования.

В течение 2 рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления сведений, указанных в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, ГКУ УСЗН составляет заключение о соответствии (несоответствии) приобретаемого жилого помещения требованиям, установленным п. 2.1 настоящих Правил (далее - заключение), и вручает его заявителю (представителю).

В соответствии с п. 2.17 Правил предоставления выплат, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596, для использования выплаты, находящейся на специальном счете, на цели, указанные в подпункте 1 пункта 2.1 настоящих Правил, заявитель (представитель) подает в министерство следующие документы:

1) договор купли-продажи жилого помещения, переход права собственности по которому зарегистрирован Росреестром в соответствии с законодательством Российской Федерации (с указанием расчетного счета продавца жилого помещения и банковских реквизитов - БИК, КПП, ИНН, кор. счета), или его копию, заверенную в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации;

2) копию доверенности (представляется в случае, если от имени какой-либо из сторон договора купли-продажи жилого помещения выступает доверенное лицо);

3) копию выписки из ЕГРН, содержащую сведения о переходе права собственности заявителю и членам его семьи на приобретенное жилое помещение (жилой дом) (представляется заявителем (представителем) по собственной инициативе).

В случае если заявителем (представителем) не представлена по собственной инициативе копия документа, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта, министерство посредством межведомственного запроса, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, запрашивает соответствующие сведения в Росреестре в течение 3 рабочих дней со дня представления заявителем (представителем) документов, предусмотренных подпунктами 1 - 2 настоящего пункта.

Согласно п. 2.21 Правил предоставления выплат, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596, Министерство в течение 3 рабочих дней со дня поступления от заявителя (представителя) документов, установленных пунктами 2.17 - 2.19 настоящих Правил, принимает решение о перечислении средств выплаты на приобретение или строительство жилого помещения или об отказе в перечислении средств выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Из анализа указанных норм следует, что ГКУ УСЗН самостоятельно направляет в орган местного самоуправления по месту нахождения приобретаемого жилого помещения запрос о соответствии (несоответствии) такого жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и их пригодности для проживания.

Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года № 1327, Правила предоставления выплат, утвержденные постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596, не предусматривают требований к заявителю по предоставлению в ГКУ УСЗН заключения управления социальной защиты населения по месту нахождения приобретенного жилого помещения о соответствии (несоответствии) приобретаемого жилого помещения требованиям, а именно отвечает ли жилое помещение санитарным и техническим требованиям, требованиям пригодности жилого помещения для постоянного проживания, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), а также земельного участка, на котором расположен приобретаемый жилой дом (часть жилого дома); сведений о том, что жилое помещение расположено на территориях, не подвергавшихся затоплению (подтоплению) в 2013 и 2019 годах; сведений о том, что стоимость 1 кв.м приобретаемого жилого помещения не превышает более чем на 10 процентов размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный министерством строительства и архитектуры Амурской области.

Таким образом, отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области в обжалуемом уведомлении от 19.03.2020 года № 06-24/2182 в перечислении ФИО1 средств выплаты на приобретение жилого помещения по тому основанию, что в пакете представленных ФИО1 документов отсутствуют: заключение управления социальной защиты населения по месту нахождения приобретенного жилого помещения о соответствии (несоответствии) приобретаемого жилого помещения требованиям, а именно отвечает ли жилое помещение санитарным и техническим требованиям, требованиям пригодности жилого помещения для постоянного проживания, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек), а также земельного участка, на котором расположен приобретаемый жилой дом (часть жилого дома); сведения о том, что жилое помещение расположено на территориях, не подвергавшихся затоплению (подтоплению) в 2013 и 2019 годах; сведения о том, что стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения не превышает более чем на 10 процентов размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный министерством строительства и архитектуры Амурской области, не соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы ФИО1 на перечисление социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Отказ Министерства социальной защиты населения Амурской области в обжалуемом уведомлении от 19.03.2020 года № 06-24/2182 в перечислении ФИО1 средств выплаты на приобретение жилого помещения по тому основанию, что не представляется возможным рассчитать стоимость 1 кв.м. приобретенного жилого помещения в соответствии с Приказом, поскольку приобретенное жилое помещение находится по адресу: -- А, также не соответствует вышеуказанным нормативным правовым актам.

Так, в силу п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2019 года № 1327, при расчете размера трансферта учитываются на цели приобретения или строительства жилых помещений, предусмотренные подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, а также на цели приобретения жилых помещений, предусмотренные подпунктами "в" и "г" пункта 5 настоящих Правил, показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения, определенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 2.1 Правил предоставления выплат, утвержденных постановлением Правительства Амурской области от 22.10.2019 года № 596, стоимость 1 кв. м приобретаемого жилого помещения не должна превышать более чем на 10 процентов размер средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, расположенного на территории муниципального района (городского округа), в котором приобретается жилое помещение, установленный министерством строительства и архитектуры Амурской области.

Приказом Минстроя России от 18.09.2019 года № 553/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2019 года, согласно которым средняя рыночная стоимость одного квадратного метра составляет: на территории Амурской области – 59 567 рублей; на территории Республики Ингушетия – 32 126 рублей.

Приказом Минстроя России от 19.12.2019 года № 827/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал 2020 года, согласно которым средняя рыночная стоимость одного квадратного метра составляет: на территории Амурской области – 59 645 рублей; на территории Республики Ингушетия – 32 126 рублей.

Приказом Минстроя России от 13.03.2020 года № 122/пр утверждены показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2020 года, согласно которым средняя рыночная стоимость одного квадратного метра составляет: на территории Амурской области – 61739 рублей; на территории Республики Ингушетия – 32 126 рублей.

При приобретении ФИО1 жилого дома по адресу: --А. --, стоимость 1 кв.м. приобретенного жилого помещения фактически составила 30102,77 рублей, что ниже среднерыночной стоимости по -- и --.

Одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации Бюджетный кодекс РФ в статье 28 называет эффективность использования бюджетных средств. Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата, с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ).

Принятие решения о перечислении средств выплаты на приобретение указанного жилого помещения ФИО1 будет соответствовать принципу эффективности использования бюджетных средств.

В силу ст. ст. 27, 40 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти создают условия для осуществления права на жилище.

Имеющееся гарантированное право ФИО1 на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации не может быть поставлено в зависимость от территории, которую заявитель избрал в качестве места жительства.

Ограничение ФИО1 права использования социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного исключительно на территории Амурской области, существенно нарушает конституционные права ФИО1 на жилище и свободу выбора места жительства.

Действующее федеральное законодательство не предусматривает право субъекта Российской Федерации в случае предоставления за счет поступающих из федерального бюджета средств мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, устанавливать конкретную территорию, на которой социальная выплата может быть им использована.

Таким образом, решение Министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от 19.03.2020 года № 06-24/2182, об отказе ФИО1 в перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: -- А, по указанным в уведомлении основаниям, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы ФИО1 на перечисление социальной выплаты на приобретение жилого помещения, следовательно является незаконным.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о полном удовлетворении требований административного истца.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд полагает правильным возложить на Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность по совершению конкретного действия, направленного на восстановление нарушенных прав ФИО1, а именно: принять в отношении нее решение о перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: -- А, в размере 1 965 711 рублей.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 188 КАС РФ, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.

Разъяснить сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.

Из материалов дела усматривается, что истец и ответчик в соответствии со ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления прокурора Мазановского района Амурской области в интересах ФИО1 удовлетворить полностью.

Признать незаконным решение Министерства социальной защиты населения Амурской области, оформленное в виде уведомления от 19.03.2020 года № 06-24/2182, об отказе ФИО1 в перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: -- А.

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области принять в отношении ФИО1 решение о перечислении средств выплаты на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: -- А, в размере 1 965 711 рублей.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Мазановский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Вступивший в законную силу судебный акт может быть обжалован в порядке главы 35 КАС РФ, путем подачи через Мазановский районный суд Амурской области кассационной жалобы в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, расположенный по адресу: 690091, <...>, в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта при условии, что лицами, указанными в ч. 1 ст. 318 КАС РФ (лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права, свободы и законные интересы нарушены судебными актами), были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья Матвеенкова Л.В.

Мотивированное решение изготовлено 08.06.2020 года.