ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/20 от 14.01.2019 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело №2а-197/2020,

76RS0014-01-2019-004040-32

Изготовлено 03.02.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ярославль 22 января 2020 года

Кировский районный суд города Ярославля в составе:

председательствующего судьи Соболевского М.Г.,

при секретаре Овсянниковой А.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ветровой Елены Васильевны к департаменту строительства Ярославской области, Правительству Ярославской области о признании решения незаконным,

установил:

Ветрова Е.В. обратилась в Кировский районный суд г.Ярославля с административным исковым заявлением к департаменту строительства Ярославской области, Правительству Ярославской области, просила признать незаконным решение департамента строительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении строящегося многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в реестр проблемных объектов в Единой информационной системе жилищного строительства. Ветрова Е.В. также просила возложить на департамент строительства Ярославской области обязанность в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу включить указанный многоквартирный жилой дом в реестр проблемных объектов в Единой информационной системе жилищного строительства.

В обоснование заявленных требований указаны следующие обстоятельства. Между ООО «ДДТ» (застройщик) и Ветровой Е.В. (участник долевого строительства) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор участия в долевом строительстве , в соответствии с условиями которого Ветрова Е.В. обязана уплатить ООО «ДДТ» 820 000 рублей, а ООО «ДДТ» - передать Ветровой Е.В. квартиру №17, расположенную на 2 этаже многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, многоквартирный жилой дом. Ветровой Е.В. все обязательства перед ООО «ДДТ» исполнены. В соответствии с условиями указанного договора застройщик обязуется ввести многоквартирный жилой дома в эксплуатацию до 20.07.2017 года, в течение трех месяцев после сдачи многоквартирного жилого дома в эксплуатацию передать объект долевого строительства участнику долевого строительства. Застройщиком обязательство по передаче квартиры не исполнено, строительство дома до настоящего времени не завершено. Ветрова Е.В. 05.09.2019 обратилась в департамент строительства Ярославской области с заявлением о включении указанного строящегося многоквартирного жилого дома в реестр проблемных объектов. Письмом департамента строительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления Ветровой Е.В. отказано. В обоснование принятого решения указано, что департамент строительства Ярославской области является не единственным субъектом, на который возложена указанная обязанность. Из указанного письма также следует, что ведение реестра пострадавших граждан департаментом строительства Ярославской области не осуществляется, единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации. С принятым решением Ветрова Е.В. не согласна, ссылаясь на положения постановления Правительства Ярославской области от 19.09.2017 №713-п «Об утверждении порядка формирования и ведения реестра проблемных объектов на территории Ярославской области», ст.23 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", истец просит удовлетворить заявленные требования.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены <данные изъяты>ФИО1<данные изъяты>ФИО2 публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Ярославской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее также – Минстрой России), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее также – Управление Росреестра по Ярославской области).

Ветрова Е.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям. Ветрова Е.В. пояснила, что обращалась с требованием о включении дома в реестр проблемных объектов в Правительство Ярославской области, в департамент строительства Ярославской области, но кто из них должен включить дом в реестр, ей не известно. Ветрова Е.В. полагала, что указанный в административном исковом заявлении дом подходит по критериям и должен быть включен в реестр проблемных объектов.

Представитель административного ответчика – департамента строительства Ярославской области на основании доверенности Сколова Ю.В. в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала. По словам Соколовой Ю.В., для того чтобы каждый из субъектов информации мог вносить в единую информационную систему жилищного строительства какие-либо сведения, застройщик должен быть в данной системе зарегистрирован, иметь там личный кабинет. Соколова Ю.В. пояснила, что застройщик ООО «ДДТ» личного кабинета в системе не имеет, при этом законом не установлено, кто именно отвечает за включение объекта незавершенного строительства в единый реестр проблемных объектов. Представитель административного ответчика пояснила, что из общедоступных сведений можно сделать вывод о том, что контроль за реестром осуществляет ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства». Соколова Ю.В. пояснила также, что для размещения сотрудниками департамента строительства Ярославской области в системе сведений о результатах контрольного мероприятия должен существовать личный кабинет застройщика. По словам Соколовой Ю.В., если застройщик в системе не зарегистрирован, никакой информации о нем сотрудники департамента строительства Ярославской области разместить не могут. Из объяснений Соколовой Ю.В. следует, что самостоятельно зарегистрировать застройщика в системе сотрудники департамента строительства Ярославской области не могут. Представитель административного ответчика полагала, что такая возможность имеется у ППК «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства». Соколова Ю.В. пояснила также, что в настоящее время для того чтобы, новый застройщик имел возможность привлекать денежные средства граждан, он должен получить заключение департамента строительства Ярославской области о соответствии. Получить такое заключение возможно только направив в департамент документы через единую информационную систему, то есть застройщик не сможет начать строительство, не создав в системе личный кабинет. По словам Соколовой Ю.В., застройщик ООО «ДДТ» начал свою деятельность до того, как появился реестр проблемных объектов и единая информационная система жилищного строительства, в связи с чем личного кабинета в системе не имел, а в дальнейшем создавать его не стал.

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения административного искового заявления возражала. ФИО5 пояснила, что сотрудники департамента строительства Ярославской области не могут обязать застройщика зарегистрироваться в единой информационной системе жилищного строительства, создать там личный кабинет. По словам ФИО6 информацию о тех застройщиках, которые не имеют личного кабинета, сотрудники департамента строительства Ярославской области разместить не могут. ФИО7 пояснила также, что сотрудники департамента строительства Ярославской области не могут своим решением включить какой-либо объект в реестр, у них нет такой технической возможности.

Административный ответчик – Правительство Ярославской области, заинтересованные лица ППК «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства Ярославской области, Минстрой России), Управление Росреестра по Ярославской области, ООО «ДДТ», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Заинтересованное лицо ФИО3 надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения административного истца Ветровой Е.В., представителя административного ответчика – департамента строительства Ярославской области на основании доверенности Соколовой Ю.В., заинтересованного лица Елисеевой А.И., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Ветровой Е.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1, 2 ч.9 ст.226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3, 4 ч.9, в ч.10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ДДТ» и Ветровой Е.В. заключен договор участия в долевом строительстве , в соответствии с условиями которого ООО «ДДТ» (застройщик) обязуется своими силами и (или) с привлечением других лиц построить на земельном участке по адресу: <адрес>, многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод многоквартирного жилого дома предать Ветровой Е.В. (участнику долевого строительства) объект долевого строительства, определенный данным договором, а Ветрова Е.В. обязуется уплатить в порядке и сроки, установленные данным договором, цену и принять в собственность объект долевого строительства (л.д. 26-29).

В соответствии с условиями указанного договора объектом долевого строительства является квартира №17, расположенная на 2 этаже, общей площадью по проекту 48,76 м2.

Пунктом 1.6 указанного договора участия в долевом строительстве предусмотрены обязанности застройщика ввести многоквартирный жилой дом в эксплуатацию в срок до 20 июля 2017 года, в течение трех месяцев после сдачи многоквартирного жилого дома в эксплуатацию передать объект долевого строительства участнику долевого строительства.

Установлено, что на момент рассмотрения настоящего административного дела указанный многоквартирный жилой дом в эксплуатацию не введен, названная квартира Ветровой Е.В. не передана. Ветрова Е.В. 05.09.2019 обратилась в департамент строительства Ярославской области с заявлением о включении указанного строящегося многоквартирного жилого дома в реестр проблемных объектов (л.д. 12-13).

По результатам рассмотрения данного заявления департаментом строительства Ярославской области в адрес Ветровой Е.В. направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ. Из данного письма следует, что в соответствии с изменениями в Федеральный закон от 30.12.2004 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вступившими в силу с 27.06.2019, ведение реестра пострадавших граждан департаментом не осуществляется, и, согласно ч.1.2 ст.23.1 Закона, единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства (далее – ЕИСЖС) средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации. Из письма также следует, что департамент строительства Ярославской области не является единственным субъектом, на которого возложена обязанность размещать определенные сведения в ЕИСЖС. Перечень сведений, обязательных к размещению субъектами ЕИСЖС, закреплен в ст.23.3 Закона (л.д. 9).

Из материалов дела, следует, что установленный законом срок на обращение в суд с указанным выше административным исковым заявлением Ветровой Е.В. не пропущен.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с ч.2 ст.23 указанного Федерального закона государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В соответствии с п.2.4 Положения о департаменте строительства Ярославской области, утвержденного постановлением Администрации Ярославской области от 20.03.2007 №94, данный департамент осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома.

Федеральным законом от 27.06.2019 №151-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ с 27.06.2019 года дополнена частями 1.1, 1.2.

В соответствии с ч.1.1 ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - проблемные объекты).

В силу положений ч.1.2 ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.

Частью 1 ст.23.3 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ установлено, что единая информационная система жилищного строительства – это система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством.

В соответствии с ч.3.1 ст.23.3 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со статьей 50.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - оператор единого государственного реестра заключений), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, Фонд, жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в системе. Субъекты информации, имеющие доступ к информации, размещенной в закрытой части системы, обеспечивают конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу требований ч.5 ст.23.3 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ контролирующий орган размещает в системе:

1) информацию о наделенных полномочиями на размещение информации в системе должностных лицах контролирующего органа, уполномоченных на осуществление контроля;

2) информацию о выданных заключениях о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 данного Федерального закона, либо мотивированный отказ в выдаче таких заключений;

3) информацию о проведенных проверках деятельности застройщика, предписаниях застройщику, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации, а также сведения о вступивших в законную силу постановлениях контролирующего органа о привлечении застройщика, его должностных лиц к административной ответственности за нарушение требований настоящего Федерального закона;

4) уведомления контролирующего органа, указанные в части 2.6 статьи 3 данного Федерального закона;

5) сведения из утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) плана-графика реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в реестр проблемных объектов, и информацию по реализации мероприятий указанного плана-графика.

Таким образом, действующим законодательством департамент строительства Ярославской области не наделен полномочиями по включению многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в предусмотренный ч.1.1 ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ единый реестр проблемных объектов. Данный реестр, как указано выше, формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.

Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов на территории Ярославской области, утвержденный постановлением Правительства Ярославской области от 19.09.2017 №713-п, на которое Ветрова Е.В. ссылается в административном исковом заявлении, был разработан в целях реализации ст.3 Закона Ярославской области от 12.04.2017 №9-з "Об отдельных вопросах поддержки граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов на территории Ярославской области и чьи права нарушены" и устанавливал общие правила формирования и ведения реестра проблемных объектов на территории Ярославской области.

Статья 3 Закона Ярославской области от 12.04.2017 №9-з предусматривала осуществление уполномоченным органом формирования и ведения реестра проблемных объектов в порядке, установленном постановлением Правительства Ярославской области.

Таким образом, постановление Правительства Ярославской области от 19.09.2017 №713-п и ст.3 Закона Ярославской области от 12.04.2017 №9-з также не предусматривали полномочий департамента строительства Ярославской области по включению многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в предусмотренный ч.1.1 ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ единый реестр проблемных объектов, формируемый в единой информационной системе жилищного строительства. Кроме того, ст.3 Закона Ярославской области от 12.04.2017 №9-з утратила силу с 16.07.2019, постановление Правительства Ярославской области от 19.09.2017 №713-п – с 29.10.2019.

Суд также отмечает, что направленное департаментом строительства Ярославской области в адрес Ветровой Е.В. письмо от 18.09.2019 №ОГ.30-0940/19 не содержит сведений о принятии данным департаментом решения об отказе в удовлетворении заявления о включении вышеназванного многоквартирного жилого дома в реестр проблемных объектов. Данное письмо содержит только разъяснение отдельных положений ст.23.1 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ.

Из содержания п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения требований Ветровой Е.В. о признании незаконным решения департамента строительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также для возложения на департамент строительства Ярославской области обязанности включить вышеназванный многоквартирный дом в данный реестр.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление Ветровой Елены Васильевны о признании незаконным решения департамента строительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении строящегося многоквартирного жилого дома в единый реестр проблемных объектов, а также о возложении на департамент строительства Ярославской области обязанности включить данный многоквартирный жилой дом в единый реестр проблемных объектов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Ярославля.

Судья М.Г. Соболевский