РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2021 год город Орел
Орловский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Соколовой Н. М.,
при секретаре Егоровой А.Н.,
с участием административного истца ФИО1, ее представителя адвоката Сенотрусова Д.Ю., предоставившего ордер № от Дата,
представителя ответчика Администрации Орловского района Орловской области ФИО2, действующей на основании доверенности от Дата,
заинтересованных лиц ФИО3, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Орловского района Орловской области об оспаривании решений органа местного самоуправления,
установил:
Административный истец ФИО1 в порядке ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации Орловского района Орловской области об оспаривании решений органа местного самоуправления, а именно постановлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, образуемых в результате перераспределения, принадлежащих заинтересованному лицу ФИО3, указывая на несоответствие постановлений органа местного самоуправления требованиям земельного законодательства.
ФИО1, уточнив исковые требования, просила суд отменить:
- постановление Администрации Орловского района Орловской области № от Дата «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:291, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена»;
- постановление Администрации Орловского района Орловской области № от Дата «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:425, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена».
В судебном заседании административный истец ФИО1, ее представитель адвокат Сенотрусов Д.Ю. пояснили, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:168, расположенного по адресу: <адрес>. Собственником примыкающего смежного земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:291 являлась ФИО3 На основании постановления Администрации Орловского района Орловской области № от Дата была утверждена схема расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка из земель населенных пунктов. В результате перераспределения площадь вновь образованного участка, принадлежащего ФИО3 стала составлять 2083 кв.м с присвоением кадастрового номера 57:10:1370101:425, земельный участок с кадастровым номером 57:10:1370101:291 прекратил свое существование. При этом в результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером 57:10:1370101:425 изменил свою конфигурацию, перестал иметь общую границу с другими земельными участками, изменил площадь, оказался в охранной зоне высоковольтных ЛЭП. В ходе рассмотрения административного иска ответчик, фактически признавая имеющиеся нарушения, постановлением № от Дата утвердил новую схему расположения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:425 в порядке перераспределения, вследствие чего указанный земельный участок установлен в новых границах с присвоением нового кадастрового номера 57:10:1370101:428. В результате действий ответчика ширина проезжей части между участками не соответствует положения СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, без учета требований, предъявляемых к радиусу закругления в поворотных точках. Указанными постановлениями были нарушены права административного истца, он лишен возможности использовать свой земельный участок по целевому назначению, а именно ФИО1 ограничен доступ к своему земельному участку. Ранее расстояние между земельными участками для проезда составляло 6 метров, и было достаточным для осуществления подъезда, проезда к участку спецтехники.
Административный истец ФИО1, адвокат Сенотрусов Д.Ю. просили суд уточненные исковые требований удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске, а также взыскать с административного ответчика судебные расходы на представителя в размере 54 000 рублей.
Представитель административного ответчика Администрации Орловского района Орловской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска, пояснив, что постановления № от Дата и № от Дата изданы в соответствии со ст. 11.10, 39.28 Земельного кодекса РФ, пп 1 п.10 ст. 3.5 Федерального закона от Дата №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации и на основании заявлений ФИО3 Перераспределение земель и земельных участков осуществлялось на основании соглашения между уполномоченным органом и собственником земельного участка, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. Оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных п.16 ст. 11.10 Федерального закона от Дата №137-ФЗ не имелось. Перераспределение земельного участка, находящегося в собственности ФИО3, не нарушает требования действующего законодательства, права и законные интересы административного истца в части ограничения доступа к земельному участку с кадастровым номером 57:10:1370101:168. Согласно утвержденной постановлением администрации района № от Дата схеме расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения, расстояние, которое служит проездом к земельному участку административного истца составляет 4,5 метра, радиус закругления составляет 7,97 метра. Администрация Орловского района Орловской области полагает, что удовлетворение заявленных требований административного истца не восстановит нарушенных, по мнению ФИО1, прав в связи с тем, что не повлечет исключение сведений о месте расположения границ земельного участка, принадлежащего ФИО3, признания недействительным результатов межевания земельного участка, образованного в результате перераспределения, и расторжению соглашения о перераспределения земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности. Представитель административного ответчика просила отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заинтересованные лица ФИО3, ФИО4 возражали против удовлетворения заявленных требований по тем же основаниям, что и административный ответчик.
Проверив материалы дела, выслушав доводы административного истца и возражений на них административного ответчика, заинтересованных лиц, суд считает, что ФИО1 следует отказать в удовлетворении административного искового заявления к Администрации Орловского района Орловской области, в полном объеме, поскольку административным ответчиком спорные постановления изданы в соответствии со ст. 11.10, 39.28 Земельного кодекса РФ, пп.1 п.10 ст. 3.5 Федерального закона от Дата №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, их принятием права административного истца не нарушены.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лежит на административном истце.
Недоказанность факта нарушения прав административного истца в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает возможность удовлетворения административного искового заявления.
При решении вопроса о правомерности перераспределения земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, необходимо установить наличие оснований для перераспределения, указанных в п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 ст. 11.10).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.13 ст. 11.10).
Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, определенных статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ установлены условия, которые должны быть соблюдены при перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Администрации Орловского района Орловской области № от Дата «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:291, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена» утверждена схема расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка из земель населенного пункта с кадастровым номером 57:10:1370101:291, принадлежащего на праве собственности ФИО3
Между Администрацией Орловского района Орловской области ФИО3 заключено Соглашение № от Дата о перераспределении земель, государственная собственность на которые не ограничена и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в новых границах (с координатами X и Y) с новым кадастровым номером 57:10:1370101:425.
Постановлением Администрации Орловского района Орловской области № от Дата «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:425, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена» утверждена схема расположения земельного участка, образуемого в результате перераспределения земельного участка из земель населенного пункта с кадастровым номером 57:10:1370101:425, принадлежащего на праве собственности ФИО3
Между Администрацией Орловского района Орловской области ФИО3 заключено новое Соглашение № от Дата о перераспределении земель, государственная собственность на которые не ограничена и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в новых границах (с координатами X и Y) с новым кадастровым номером 57:10:1370101:428.
В результате перераспределения земель, заинтересованное лицо ФИО3 зарегистрировала право собственности на земельный участок с кадастровым номером 57:10:1370101:428, о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись регистрации от Дата.
Административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 57:10:1370101:168, расположенный по адресу: <адрес>.
В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации указаны основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Вместе с тем, доказательства, подтверждающие наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:428, принадлежащего на праве собственности ФИО3, для которой осуществлялось перераспределение за счет публичных земель, административным истцом ФИО1 в материалы дела не представлены.
Конфигурация и расположение земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:428 позволяют прийти суду к выводу о наличии обстоятельств, в силу которых допустимо перераспределение. Существование вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы у границ земельного участка, не установлено. Площадь земельного участка, находящегося в частной собственности ФИО3, увеличилась в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Доказательств того, что административный истец лишена возможности пользоваться принадлежащим ей земельным участком с кадастровым номером 57:10:1370101:168, материалы дела не содержат.
Представленное административным истцом в материалы дела письмо Общества с ограниченной ответственностью «Доверие» № от Дата суд не принимает во внимание с учетом того, что оно касается предельно минимального значения расчетных показателей на территории Орловского района Орловской области относительно автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Генеральный план и Правила землепользования и застройки Платоновского сельского поселения Орловского района Орловской области не содержат информации о наличии или планировании размещения дороги в спорной части проезда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", куда вошел СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
Согласно п.11.8 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" радиусы закругления проезжей части улиц и дорог по кромке тротуаров и разделительных полос местного значения следует принимать не менее 5 метров.
В соответствии с пунктом 11.6 СП 42.13330.2016 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4.
Согласно таблице 11.3 проезды обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки.
Согласно таблице 11.4 для проездов предусмотрена одна полоса движения, ширина полосы движения 4,5 метра.
Согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:428, образуемого в результате перераспределения, утвержденной постановлением Администрации Орловского района Орловской области № от Дата, расстояние, которое служит проездом к земельному участку с кадастровым номером 57:10:1370101:168 составляет 4,5 метров, радиус закругления от точки н9 к земельному участку с кадастровым номером 57:10:1370101:428 составляет 7,97 метра.
Постановление Правительства Орловской области от Дата№ «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Орловской области», на которое также ссылается ООО «Доверие» не применимо к спорным правоотношениям, поскольку Региональные нормативы градостроительного проектирования представляют собой совокупность стандартов по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории в части размещения объектов регионального значения. РНГП распространяются на предлагаемые к размещению на территории Орловской области объекты регионального значения, относящиеся к областям, в том числе: транспорта (железнодорожного, водного, воздушного), автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения населения.
В то время как проезд к земельному участку административного истца в перечне автомобильных дорог внутри населенных пунктов в границах Орловского района Орловской области не значится, не относится он и к автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения и предназначен только для проезда к участку административного истца, улица по спорному проезду отсутствует.
Следовательно, предоставленный ООО «Доверие» расчет радиуса закругления проезжей части суд не принимает как доказательство по делу.
Земельные участки с кадастровыми номерами 57:10:1370101:168 и 57:10:1370101:162, 57:10:1370101:292, принадлежащие административному истцу, имеют единое ограждение в виде забора, единый адрес: <адрес>.
Из сообщения ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства» от Дата следует, что организованный съезд с автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-2 «Крым» Москва-Тула-Орел-Курск-Белгород-граница с Украиной, к деревне Нижняя Калиновка находится по адресу: км 353+095 (слева). Таким образом, административному истцу обеспечен доступ к жилому дому со стороны автомобильной дороги общего пользования.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных ФИО5, в зависимости от целевого значения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута
Таким образом, при принятии решений по заявлениям ФИО3 об утверждении схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления исходил не только из необходимости соблюдения заявителем при составлении соответствующей схемы расположения земельного участка формальных требований законодательства, но и из необходимости соблюдения баланса частных и общественных (публичных) интересов, а также интересов землепользователей, смежных с образуемым земельным участком. Оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не имелось.
С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу, что административным истцом не приведены обоснованные доводы о нарушении каких-либо прав и свобод, подлежащих восстановлению, за защитой которых он обратился в суд, допущенных административным ответчиком, и не представлены какие-либо подтверждающие доказательства.
Принимая во внимание, что оспариваемые постановления выданы уполномоченным лицом, не противоречат требованиям действовавшего законодательства, учитывая отсутствие данных, свидетельствующих о том, что оспариваемые постановления создают административному истцу как сособственнику земельного участка и жилого дома препятствия к осуществлению прав и свобод, нарушает его права и свободы либо возлагает на него какую-то обязанность, суд отказывает в удовлетворении административного иска о признании незаконным и отмене:
- постановления Администрации Орловского района Орловской области № от Дата «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:291, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена»;
- постановления Администрации Орловского района Орловской области № от Дата «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером 57:10:1370101:425, находящегося в частной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена».
Поскольку суд отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО1 по существу, не подлежат удовлетворению ее требования о взыскании судебных издержек.
Руководствуясь
ст. 175-180 Кодекса Административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного иска к Администрации Орловского района Орловской области об отмене постановления Администрации Орловского района Орловской области № от Дата, отмене постановления Администрации Орловского района Орловской области № от Дата, взыскании судебных расходов, в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
С мотивированным решением стороны и их представители могут ознакомиться 23 марта 2021 года.
Судья Н. М. Соколова