Дело № 2а-197/2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Сосновское 18 августа 2021 г.
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Немчиновой Т.П., с участием представителя административного истца заместителя прокурора Сосновского района Нижегородской области Матвеевой Аллы Владимировны, представителя административного ответчика Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ФИО1, при секретаре Торговой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению
Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора
к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской
области о признании незаконным бездействия и возложении
обязанности поставить на кадастровый учет охранные зоны особо
охраняемых природных территорий – памятников природы
регионального (областного) значения,
У с т а н о в и л:
Административный истец Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведен анализ исполнения требований законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения, по результатам которого установлено, что министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области не реализуются полномочия по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, расположенных в Сосновском муниципальном районе Нижегородской области. Природоохранной прокуратурой установлено, что в соответствии с Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965, министерство является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Министерство является правопреемником комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области. Министерство в соответствии с разделом 3 Положения: участвует в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляет управление в сфере охраны и использования таких территорий; организует работу по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения; управляет средствами областного бюджета, выделяемыми на осуществление своих функций, содействует эффективному использованию этих средств. Исходя из вышеизложенных норм, определяющих компетенцию министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, установление и описание границ охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также предоставление в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории охранной зоны памятника природы, для постановки на государственный кадастровый учет границ памятника природы входит в компетенцию министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Так, на территории Сосновского муниципального района Нижегородской области расположены следующие памятники природы регионального значения: «Болото Большое I», созданный решением исполнительного комитета Сосновского районного Совета народных депутатов № 30 от 28.01.1981; «Карстовые ландшафты с. Рыльково», созданный решением исполнительного комитета Сосновского районного Совета народных депутатов № 79 от 10.11.1992. Паспортами на государственные памятники природы регионального (областного) значения, установлено, что вокруг памятников природы выделяются охранные зоны. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах охранных зон вышеуказанных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены. В силу п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. В силу ст. 26 вышеуказанного Федерального закона природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. В соответствии с ч. 4 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться ограничения прав на землю, такие как ограничение использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случае и порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. В силу ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный Закон № 218-ФЗ) в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий. Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен ст. 10 Федерального Закона № 218-ФЗ. К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон и территорий, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий, содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и источники официального опубликования этих решений. Статьей 32 вышеуказанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий. Согласно ст. 44 Федерального Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия. В силу ст. 131 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Кроме того, Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок установления правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе, сведения о площади охранной зоны особо охраняемой природной территории, а также указывается режим охранной зоны ООПТ (приводятся следующие сведения: реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования). Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Однако, до настоящего времени, министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области описание границ охранных зон особо охраняемых территорий в предусмотренном законодательством порядке не обеспечено, соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости не представлены и не включены, что является нарушением закона и свидетельствует о бездействии административного ответчика. Выявленное в деятельности государственного органа нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст. 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду. Отсутствие обозначенных в натуре границ особо охраняемых природных территорий может повлечь за собой неправомерное занятие и использование территорий расположения природных объектов. Согласно ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду - обязанность государства. Право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием. Исходя из положения преамбулы Федерального закона № 33-ФЗ от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Памятники природы регионального (областного) значения «Болото Большое I», «Карстовые ландшафты с. Рыльково» расположены в границах Сосновского судебного района Нижегородской области. Истец просит:
1. Признать незаконным бездействие министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в необеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы регионального (областного) значения «Болото Большое I», «Карстовые ландшафты с. Рыльково», расположенных в границах Сосновского муниципального района Нижегородской области.
2. Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
1) описать границы охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы «Болото Большое I», «Карстовые ландшафты с. Рыльково», расположенных в Сосновском муниципальном районе Нижегородской области, с указанием размеров охранной зоны - минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
2) представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательством документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы «Болото Большое I», «Карстовые ландшафты с. Рыльково», расположенных в Сосновском муниципальном районе Нижегородской области.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в нем в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Нижегородской области, Министерство финансов Нижегородской области.
Из дополнительной позиции Нижегородского природоохранного прокурора по данному делу, представленной в письменном виде, следует, что согласно отзыву на данное административное исковое заявление, Минэкологии Нижегородской области не согласно с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, считает его необоснованным и просит отказать в его удовлетворении. Так, постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значения, включая их охранные зоны, осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306. Одной из задач подпрограммы 4 является сохранение и развитие системы особо охраняемых природных территорий, повышение эффективности государственного управления в данной сфере, охрана и обеспечение функционирования ООПТ. Данная подпрограмма реализуется в 2 этана: 1 этап - с 2015 по 2020 годы, 2 этап - с 2021 но 2024 годы. С 2015 по 2021 годы на реализацию задачи по сохранению и развитию системы особо охраняемых природных территорий, повышению эффективности государственного управления в данной сфере, охране и обеспечению функционирования ООПТ выделено 161,616 млн. руб. Кроме того, в соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, указанная обязанность возникла у Минэкологии Нижегородской области в 2015 году и длительное время не исполнялась. В силу ст. 7 Федерального закона № 218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий. Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен ст.10 Федерального Закона № 218-ФЗ. К указанным сведениям, в том числе, относится содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий и источники официального опубликования этих решений. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон», установлены правила определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников природы. Так, согласно п. 5 вышеуказанного Постановления режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждается органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Кроме того, Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому при указании режима охранной зоны ООПТ приводятся сведения, содержащие в том числе размеры охранной зоны с указанием минимальной и максимальной ширины (км). Вместе с тем, паспорта на государственные памятники природы регионального значения, не содержат сведений о размерах охранных зон с указанием минимальной и максимальной ширины (км). Органы кадастрового учета при предоставлении выписок из кадастра объектов недвижимости в отношении земель, одновременно сообщают заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями. Соответственно при отсутствии соответствующих сведений, при рассмотрении вопросов, в частности, предоставления земельных участков, в отношении территорий, фактически являющихся зонами с особыми условиями, возможно принятие неправомерного решения об использовании соответствующих земель с отступлением от установленных требований, нарушением прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Учитывая изложенное, требования Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель административного истца прокурор Сосновской районной прокуратуры Матвеева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям и просила их удовлетворить.
Административный ответчик представитель Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании иск не признала и показала, что, действительно, у административного ответчика в силу закона имеется обязанность по постановке на учет охранных зон памятников природы регионального значения. Данную обязанность административный ответчик не оспаривает, однако, срок, указанный в исковом заявлении прокурора для исполнения решения суда в пределах 12 месяцев, является заведомо не исполнимым. Описание границ охранных зон и постановка их на кадастровый учет связаны с финансовыми затратами на проведение соответствующих кадастровых работ. Финансирование данных работ в отношении объектов, указанных в иске, запланировано Программой «Охрана окружающей среды Нижегородской области» на 2024 год. Одновременно будет проводится работа на постановке на кадастровый учет самих памятников природы, а также их охранных зон, которые есть не у всех ООПТ.
Из письменного отзыва на административное исковое заявление Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области следует, что Министерство не согласно с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, считает его необоснованным по следующим основаниям. Сведениями об ООПТ регионального значения, упомянутых в исковом заявлении, являются следующие:
Памятник природы – «Болото Большое 1», площадь - 247,10 га, площадь охранной зоны памятника природы 525,90 га, правоустанавливающие документы, которыми установлены границы и режим охранной зоны памятника природы - Паспорт на памятник природы, утвержденный решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 15.03.1994 № 47-м.
Памятник природы – «Карстовые ландшафты с.Рыльково», площадь – 396,40 га, площадь охранной зоны памятника природы - 262,60 га, правоустанавливающие документы, которыми установлены границы и режим охранной зоны памятника природы - Паспорт на памятник природы, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 11.02.2010 № 63.
Итого: общая площадь двух памятников природы – 643,5 га; площадь охранной зоны памятников природы - 788,5 га.
Охранные зоны памятников природы не могут существовать без собственно самих ООПТ. Постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значения, включая их охранные зоны, осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306, в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Работа проводится ежегодно. С 2019 года данные мероприятия осуществляются подведомственным Минэкологии Нижегородской области учреждением - ГБУ НО «Экология региона» по государственному заданию. По состоянию на 30.06.2022 из 406 ООПТ регионального значения на кадастровый учет постановлено 172 ООПТ регионального значения, из которых 38 - как земельные участки; из 131 охранной зоны ООПТ регионального значения, границы которых установлены паспортами об ООПТ и положениями об охранных зонах, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 64. На настоящий момент, исходя из закона об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг., а также принимая во внимание предыдущие судебные решения об обязанности постановки на кадастровый учет ООПТ регионального значения (порядка 40 судебных решений), в 2021 году было сформировано государственное задание ГБУ НО «Экология региона» на 2022- 2024 гг. В указанный период предусмотрено внесение в ЕГРН сведений о 202 объектах (ООПТ и охранные зоны ООПТ), из них по 46 охранным зонам памятников природы. При этом планирование кадастровых работ исходит из того, что постановка на кадастровый учет охранной зоны конкретной ООПТ регионального значения осуществляется совместно с внесением в ЕГРН сведений о самой ООПТ. В соответствии с государственным заданием ГБУ НО «Экология региона» документацию для внесения в ЕГРН сведений о памятниках природы регионального значения «Болото Большое 1», «Карстовые ландшафты с.Рыльково» и их охранных зонах планируется направить в орган кадастрового учета (Филиал ФКП «Росреестра» по Нижегородской области) в 2024 году. Дополнительно по исковому заявлению Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры сообщают, что требование об указании минимальной и максимальной ширины охранной зоны (в км) при описании границ объекта неправомерно. Требования к форме описания границ зон с особыми условиями использования, к которым относятся и охранные зоны ООПТ регионального значения, при проведении кадастровых работ для внесения сведений о таких зонах в ЕГРН установлены приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650 (ред. от 27.12.2019) «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. № 163 и от 4 мая 2018 г. № 236». Указание требуемых прокуратурой сведений этим документом не предусмотрено. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в ЕГРН сведений об ООПТ регионального значения в орган регистрации прав необходимо направить документы, содержащие реквизиты решений органов государственной власти об утверждении положения об ООПТ (охранной зоне ООПТ) или о внесении изменений в них. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ (охранной зоны ООПТ), перечень координат характерных точек границ таких территорий в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Таким образом, для постановки на кадастровый учет ООПТ регионального значения, заявленных в исках Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, потребуется проведение кадастровых работ с целью подготовки в электронной форме графического описания местоположения и перечня координат характерных точек границ данных территорий. Проведение этих работ с учетом сбора исходных данных занимает порядка 1-2 месяцев. Срок внесения сведений в ЕГРН в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» составляет 15 рабочих дней с даты получения документов органом регистрации прав. Более того, в административном исковом заявлении природоохранная прокуратура просит возложить на министерство обязанность в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда поставить на кадастровый учет охранные зоны особо охраняемых природных территорий- памятников природы регионального значения «Болото Большое I», «Карстовые ландшафты с.Рыльково», расположенных в границах Сосновского муниципального района Нижегородской области. Хотелось бы отметить, что указанный в административном исковом заявлении срок Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой не обоснован и не подкреплен ссылкой на нормативно - правовой акт. Учитывая, что перечень ООПТ, подлежащих постановке на кадастровый учет в текущем году уже сформирован и работы по объектам начаты, а также другие иски Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, проведение кадастровых работ с целью внесения в ЕГРН сведений об охранной зоне ООПТ- памятников природы регионального значения «Болото Большое 1», «Карстовые ландшафты с.Рыльково» возможно только в 2024 году. На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 135 КАС РФ, просят отказать Нижегородскому межрайонному природоохранному прокурору в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Нижегородской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заказным письмом с уведомлением, в письменном заявлении имеется просьба о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель по доверенности ФИО2 в письменном отзыве на административное исковое заявление указала, что Министерство финансов Нижегородской области привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица. В соответствии с пунктом «д» части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящиеся в их ведении. Так, распоряжением Правительства Нижегородской области от 10 августа 2006 г. № 591-р «Об особо охраняемых природных территориях» утвержден перечень природных объектов и территорий Нижегородской области, относящихся к природно-заповедному фонду, а также установлены охранные зоны, в том числе на «Болото Большое I»; «Карстовые ландшафты с. Рыльково». Решениями Нижегородского областного Совета народных депутатов от 15 марта 1994 г. № 47-м и от 2 ноября 1993 г. № 340-м утверждены паспорта на данные государственные памятники природы областного значения, обозначены их охранные зоны. Согласно Федеральному закону от 3 августа 2018 г. № 342-ФЭ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2028 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2025 года одним из следующих способов:
1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения;
2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством;
3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории;
4) решением суда.
Статьей 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решения (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории. В соответствии с Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965, Минэкологии является органом исполнительной власти Нижегородской области, обеспечивающим осуществление государственной политики Нижегородской области и государственного управления в сфере охраны окружающей среды; осуществляющим региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; организующим работу по ведению комплексного территориального кадастра природных ресурсов на основе геоинформационных технологий и систем, включая инвентаризацию и картографическую привязку природных ресурсов (объектов) и оценку их состояния, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения, являющихся собственностью Нижегородской области; участвующим в образовании особо охраняемых природных территорий регионального значения, осуществляющим управление и контроль в области охраны и использования таких территорий. Полномочия по постановке на государственный кадастровый учет особо охраняемых природных территорий осуществляется в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306, в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие». Согласно паспорту госпрограммы на текущий финансовый год на реализацию мероприятий подпрограммы 4 предусмотрено 23 250,0 тыс. рублей. Министерство финансов Нижегородской области, в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 сентября 2005 г. № 206, входит в структуру органов исполнительной власти Нижегородской области и является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечение исполнения бюджета Нижегородской области. Таким образом, министерство финансов Нижегородской области, в рамках своих полномочий, обеспечивает исполнение установленных законом либо иным нормативным правовым актом расходных обязательств.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен заказным письмом с уведомлением. Об отложении дела не просил, о причинах неявки в суд не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об спаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Статьей 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определяется режим особой охраны территорий памятников природы. Так, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
Пункт 3 статьи 26 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определяет, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ в едином государственном реестре недвижимости должны содержаться достоверные систематизированные сведения в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), в том числе реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ).
Состав сведений реестра недвижимости о таких зонах определен статьей 10 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости». К указанным сведениям, в том числе, относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений.
Статьей 32 указанного Федерального закона установлена обязанность органа государственной власти и органов местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории (п.п. 8,10 ч.1).
Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
Приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, согласно которому ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок устанавливает правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, который включает в себя, в том числе сведения о границах особо охраняемых природных территорий (приводится описание утвержденных границ особо охраняемых природных территорий с указанием реквизитов документов об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Сосновского муниципального района Нижегородской области расположены следующие памятники природы регионального значения: «Болото Большое I», созданный решением исполнительного комитета Сосновского районного Совета народных депутатов № 30 от 28.01.1981; «Карстовые ландшафты с. Рыльково», созданный решением исполнительного комитета Сосновского районного Совета народных депутатов № 79 от 10.11.1992.
Паспортами на государственные памятники природы регионального (областного) значения, установлено, что вокруг памятников природы выделяются охранные зоны. Вместе с тем, в нарушение требований законодательства сведения о границах охранных зон вышеуказанных особо охраняемых природных территорий в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.
Решением Сосновского районного суда Нижегородской области от 31 августа 2021 г. удовлетворен административный иск Нижегородского природоохранного прокурора к Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить постановку на государственный кадастровый учет пяти памятников природы регионального значения, среди которых «Болото Большое – 1» и «Карстовые ландшафты с. Рыльково», расположенные в пределах Сосновского района Нижегородской области. Решением суда установлен срок для его исполнения – в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда. Указанный срок заканчивается 15 апреля 2023 г. До настоящего времени указанное решение суда не исполнено.
Паспортами на вышеуказанные государственные памятники природы регионального (областного) значения, установлено, что вокруг памятников природы выделяются охранные зоны.
Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения органами государственной власти законодательства об особо охраняемых территориях регионального значения в части внесения сведений об охранных зонах вышеуказанных памятников природы в Единый государственный кадастр недвижимости. В ходе проверки выявлен факт, что сведения о границах охранных зон вышеуказанных ООПТ в Единый государственный кадастр недвижимости не внесены.
В соответствии с п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 № 138 «Об утверждении Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон» сведения о границах охранных зон подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Обязанность внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости на территории Нижегородской области возложена на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области на основании Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2010 г. № 965, чего административный ответчик не оспаривал.
Доводы административного ответчика о том, что постановка на учет памятников природы и их охранных зон, перечисленных в иске, запланированы ГБУ НО «Экология региона» на 2024 г. с выделением соответствующего финансирования на указанный год, не могут послужить основанием для отказа в иске, поскольку не гарантируют исполнение вышеуказанных мероприятий в установленный в программе срок.
Ссылку административного ответчика на то, что Приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650 (ред. от 27.12.2019) «Об установлении формы графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формы текстового описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, требований к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории, и о признании утратившими силу приказов Минэкономразвития России от 23 марта 2016 г. № 163 и от 4 мая 2018 г. № 236» не предусмотрено внесения в ЕГРН сведений о минимальной и максимальной ширине охранной зоны (в км) при описании границ объекта, суд находит несостоятельной.
В силу ст.4 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусмотрено, что Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 69 от 19.03.2012 г. «Об утверждении порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» предусмотрены сведения об особо охраняемой природной территории, которые должны содержать, в том числе, информацию о режиме охранной зоны ООПТ, которая должна включать: реквизиты правового акта, которым создана охранная зона; размеры охранной зоны - минимальная и максимальная ширина (км); описание границ охранной зоны; реквизиты последнего по времени принятия документа, устанавливающего режим охраны и использования этой территории; основные ограничения хозяйственной и иной деятельности; основные разрешенные виды природопользования и иной хозяйственной деятельности (на какой площади разрешена деятельность, допустимые объемы природопользования); при отсутствии охранной зоны указывается "отсутствует") (п.п.27 п.25 Приказа).
Суд, с учетом приведенных положений нормативных правовых актов приходит к выводу, что обязанность, возложенная на упомянутый орган исполнительной власти в силу закона, не исполнена, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об охранных зонах особо охраняемых природных территорий регионального значения с ограничениями режима их использования может привести к нарушениям требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования.
Исходя из положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Определяя срок для исполнения административным ответчиком настоящего решения, суд находит разумным и достаточным срок в пределах 18 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу для совершения ответчиком действий по выполнению соответствующих мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в необеспечении постановки на кадастровый учет охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы регионального (областного) значения «Болото Большое I», «Карстовые ландшафты с. Рыльково», расположенных в границах Сосновского муниципального района Нижегородской области.
2. Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда:
1) описать границы охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы «Болото Большое I», «Карстовые ландшафты с. Рыльково», расположенных в Сосновском муниципальном районе Нижегородской области, с указанием размеров охранной зоны - минимальной и максимальной ширины (км), координат и отображением указанных границ на картографических материалах.
2) представить в орган государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями действующего законодательства документы, необходимые для постановки на государственный кадастровый учет границ охранных зон особо охраняемых природных территорий - памятников природы «Болото Большое I», «Карстовые ландшафты с. Рыльково», расположенных в Сосновском муниципальном районе Нижегородской области.
Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в Сосновский районный суд Нижегородской области и Нижегородскому межрайонному природоохранному прокурору в течение срока, установленного для исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 01 сентября 2022 г.
Реешение не вступило в законную силу.
Судья: Т.П.Немчинова