ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-197/2022 от 21.03.2022 Карачевского районного суда (Брянская область)

Дело № 2а-197/2022 (№2а-900/2021)

УИД 32RS0012-01-2021-001224-18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

21 марта 2022 года г.Карачев, Брянской области

Карачевский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Приходько Р.Н.,

при секретарях Воробьевой Н.С., Федяевой В.А. Кровельщиковой К.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Карачевского района Брянской области Плешка Д.М.,

представителя административных ответчиков - Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ревенская средняя общеобразовательная школа Карачевского района Брянской области» и Администрации Карачевского района Брянской области по доверенностям Граборова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карачевского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карачевского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ревенская средняя общеобразовательная школа Карачевского района Брянской области» о понуждении к совершению действий, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карачевского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации Карачевского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ревенская средняя общеобразовательная школа Карачевского района Брянской области» (далее по тексту - МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района) о понуждении к совершению действий, о признании незаконным бездействия. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Карачевского района в отношении МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района проведена проверка соблюдения действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны, в ходе которой были выявлены нарушения - установлено, что общее состояние защитного сооружения МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района по адресу: Брянская область, Карачевский район, д. Лужецкая, ул. Школьная, д.1, неудовлетворительное (нарушены требования пунктов 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.11, 3.22, 3.28, 3.2.10, 3.2.21, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны), не обеспечивается должным образом право граждан на защиту от террористических проявлений, поскольку укрытие населения в случае введения чрезвычайной ситуации в указанном защитном сооружении не представляется возможным, в связи с чем нарушаются права неограниченного круга лиц на их укрытие от очага поражения.

Выявленные нарушения законодательства по представлению прокуратуры Карачевского района от 15.07.2021г. до настоящего времени административными ответчиками не устранены.

С учетом уточнения административных исковых требований, просит признать незаконным бездействие МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района и Администрации Карачевского района Брянской области, связанное с непринятием мер по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны; обязать Администрацию Карачевского района Брянской области обеспечить финансирование работ, связанных с приведением противорадиационного укрытия в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устранив нарушения, допущенные при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании МБОУ «Ревенская СОШ Карачевского района Брянской области» по адресу: Брянская область, Карачевский район, д.Лужецкая, ул.Школьная, д.1; обязать МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района и Администрацию Карачевского района Брянской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению нарушению требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района Брянской области, а также в течение одного месяца с момента исполнения решения суда сообщить в суд и прокурору Карачевского района Брянской области об исполнении решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Карачевского района Брянской области Плешка Д.М. уточненные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков: МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района Брянской области и Администрации Карачевского района Брянской области по доверенностям Граборов А.В. в судебном заседании с заявленные исковые требования признал частично, подтвердив несоответствие требованиям действующего законодательства противорадиационного укрытия, находящегося на балансе школы. Представил письменный отзыв на административный иск, из которого следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Брянской области от 18.02.2019 г. №47-п ДСП «Об итогах проведения инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в 2018 году» на территории Карачевского района была проведена инвентаризация существующих защитных сооружений гражданской обороны и принято решение об отсутствие потребности для защиты населения Карачевского района в противорадиационном укрытии, расположенном в здании МБОУ Ревенская СОШ. В 2019 году была начала работа по изменению типа защитного сооружения с «противорадиационного укрытия» на «укрытие», собраны соответствующие документы, которые предоставлены в отдел ГО ЧС и экологической безопасности администрации Карачевского района, но решение до настоящего времени не принято, работа по переводу сооружения в укрытие не завершена. В связи с чем представитель административных ответчиков полагал, что исполнение требований прокурора будет экономически нецелесообразным и просил предоставить отсрочку для устранения выявленных прокуратурой нарушений сроком на 1 год после вступления решения суда в законную силу, и для перевода данного защитного сооружения из категории «противорадиационного укрытия» в категорию «укрытие».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Частью ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона 28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статьей 1 Федерального закона №28-ФЗ под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона №28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Статьей 6 Федерального закона №28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

В соответствии пунктом 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны создания убежищ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309, к объектам гражданской обороны относятся, в том числе, противорадиационное укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.

Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309, в силу пункта 10 которого меры по поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию принимают организации.

При этом указанный пункт ссылки на организационно-правовые формы организаций не содержит, следовательно, данная обязанность возложена на все организации независимо от организационно-правовой формы. Отсутствие надлежащего контроля за эксплуатацией указанных объектов создает угрозу защищенности граждан, непринятие мер в области гражданской обороны нарушает требование федерального законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц и представляет угрозу для граждан и общества.

Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года №804 (далее - Положение о гражданской обороне), также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (пункты 3 и 10).

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных: бедствий от 15 декабря 2002 года №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на все случаи: режим повседневной деятельности, военное время, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Пунктом 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны установлено, что требования упомянутых Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны. Статус защитных сооружений гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта гражданской обороны.

На основании пунктов 1.3, 1.6, 1.7 и 1.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны обязанность по обеспечению своевременного технического обслуживания и ремонта защитных сооружений гражданской обороны; их содержанию в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов, возложена на организации, эксплуатирующие защитные сооружения.

Согласно пункту 3.1.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны при режиме повседневной деятельности защитные сооружения гражданской обороны должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (руководителей гражданской обороны) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации защитные сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования е возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Положение о гражданской обороне от 26 ноября 2007 года №804 определяет порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Российской Федерации, а также основные мероприятия по гражданской обороне.

К объектам гражданской обороны относится, в том числе убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах (пункт 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года №1309 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 названного Порядка убежища создаются для максимальной по численности работающей в военное время смены работников организации, имеющей мобилизационное задание (заказ) (далее - наибольшая работающая смена организации) и отнесенной к категории особой важности по гражданской обороне, независимо от места ее расположения, а также для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне и расположенной на территории, отнесенной к группе по гражданской обороне.

В силу пп.5 п.1 ст.9 №273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статус указанного защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения гражданской обороны 32/348п-32, согласно которого защитное сооружение гражданской обороны (противорадиационное укрытие), инвентарный номер №348п-32, по адресу: Брянская область, Карачевский район, д. Лужецкая, ул.Школьная, д. 1, находится на балансе МБОУ Ревенская СОШ, дата приемки в эксплуатацию указанного сооружения – 1989 год, группа противорадиационного укрытия – П-5, проектная вместимость – 150 человек.

Согласно пункту 1.1-1.3 Устава МБОУ Ревенская СОШ, утвержденного постановлением Администрации Карачевского района от 18.12.2015г. №2052, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревенская средняя общеобразовательная школа Карачевского района Брянской области» имеет статус юридического лица, по организационно-правовой форме относится к муниципальным бюджетным учреждениям, по типу - к общеобразовательным учреждениям, по виду - к средней (полной) общеобразовательной школе.

Учредителем школы и собственником ее имущества в силу пункта 1.5 Устава МБОУ Ревенская СОШ и Выписки из реестра муниципальной собственности муниципального образования «Карачевский район» (утв. Решением Карачевского районного Совета народных депутатов от 24.05.2018 г. №5-455), Выписки из ЕГРН от 08.05.2019 г. является муниципальное образование «Карачевский район» и полномочия учредителя и собственника имущества школы исполняет Администрация Карачевского района Брянской области, объект недвижимого имущества, здание МБОУ Ревенская СОШ, площадью 1423,1 кв.м., передано в оперативное управление МБОУ Ревенская СОШ, дата регистрации права - 28 января 2016 года.

Согласно подп.10 п.3.2 Устава МБОУ Ревенская СОШ к компетенции учредителя относится обеспечение финансирования учреждения в соответствии с действующими нормативными документами.

Согласно п.1 ст.31 Устава Муниципального образования «Карачевский район» (утв. Решением Карачевского районного Совета народных депутатов №3-583 от 29.10.2008 г.), пунктов 1.1, п.4 Раздела 4 Положения об администрации Карачевского района, утвержденного Решением Карачевского районного Совета народных депутатов №5-65 от 28.01.2015 г., Администрация района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Карачевского района, осуществляет исполнительно-распорядительные функции при решении вопросов местного значения, определяет цели и порядок функционирования создаваемых муниципальных предприятий и учреждений.

Из материалов дела следует, что 25 июля 2013 года начальником ОНД по Карачевскому району Рожковым А.М. выдано предписание №40/3/1 МБОУ Ревенская СОШ, в соответствии с которым указанному юридическому лицу необходимо было в срок до 01 мая 2013 года устранить в здании школы, расположенном по адресу: расположенное по адресу: Брянская область, Карачевский район, д. Лужецкая, ул. Школьная, д.1, нарушения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки, пункты №1-4 указанного предписания не выполнены, в связи с чем 29 мая 2014 г. по факту административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ был составлен протокол №5.

28 мая 2012 года начальником ОНД по Карачевскому району Рожковым А.М. выдано предписание №7/3/1/1-6 МБОУ Ревенская СОШ, в соответствии с которым указанному юридическому лицу необходимо было в срок до 01 июля 2013 года устранить в здании школы нарушения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки, пункты №1-4 указанного предписания не выполнены, в связи с чем 25 июля 2013 г. по факту административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ был составлен протокол №9.

29 мая 2014 года начальником ОНД по Карачевскому району Рожковым А.М. выдано предписание №6/3/1 МБОУ Ревенская СОШ, в соответствии с которым указанному юридическому лицу необходимо было в срок до 01 мая 2015 года устранить в здании школы нарушения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки, пункты №2-4 указанного предписания не выполнены, в связи с чем 22 мая 2015г. по факту административного правонарушения по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ был составлен протокол №3.

22 мая 2015 года начальником ОНД по Карачевскому району Рожковым А.М. выдано предписание №4/3/1 МБОУ Ревенская СОШ, в соответствии с которым указанному юридическому лицу необходимо в срок до 01 мая 2016 года устранить в здании школы нарушения обязательных требований и мероприятий в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки, а именно: восстановить герметизацию и гидроизоляцию всего сооружения, восстановить инженерно-техническое оборудование, принять меры по поддержанию объекта гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию, разработать паспорт убежища (ПРУ), заверенный организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликацией помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

В установленный срок предписание начальника ОНД по Карачевскому району ГУ МЧС России по Брянской области от 31.07.2018 г. №17/1/1 исполнено не было.

Как следует из материалов дела, 22 июня 2021 года прокуратурой Карачевского района Брянской области совместно с начальником ОНПДП по Карачевскому району Рожковым А.М. в МБОУ Ревенская СОШ проведена проверка соблюдения действующего законодательства в отношении защитных сооружений гражданской обороны.

Согласно акту проверки от 22 июня 2021 года общее состояние защитного сооружения – неудовлетворительное, в ходе проверки выявлены следующие нарушения: в нарушение пунктов 1.3, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8, 3.1.1, 3.2.1, 3.2.11, 3.22, 3.28, 3.2.10, 3.2.21, 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в МБОУ Ревенская СОШ Карачевского района Брянской области группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий, отсутствуют наборы противоожоговые и другие медицинских изделия для оказания первой помощи, на расчетное количество укрываемых, требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени не соблюдаются, в помещениях, приспосабливаемых под защитные сооружения, не предусмотрено водоснабжение и канализация при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в мирное время допущена перепланировка помещений, допускается оштукатуривание стен помещений, элементы инженерных систем внутри защитных сооружений гражданской обороны не окрашены в цвета соответствующим нормам, отсутствуют аварийные безнапорные емкости для питьевой воды, отсутствует герметизация и гидроизоляция всего сооружения, не обеспечена сохранность входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей противовзрывных устройств.

15.07.2021 г. в адрес директора МБОУ Ревенская СОШ прокурором Карачевского района Брянской области было направлено представление об устранении вышеуказанных нарушений.

Из сообщения МБОУ Ревенская СОШ от 12.08.2021 г. следует, что в настоящий момент приведение в готовность указанного защитного сооружения гражданской обороны требует больших финансовых затрат, ввиду чего руководством школы организована работа по изменению типа защитного сооружения гражданской обороны, однако мероприятия по изменения типа сооружения не выполнены из-за установленных ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.

Согласно сообщению МБОУ Ревенская СОШ от 02.08.2021 г., адресованного начальнику РУО Администрации Карачевского района, директор МБОУ Ревенская СОШ просит направить инженера-проектировщика для решения вопросов по проведению необходимых мероприятий и выделению денежных средств для устранения нарушений, выявленных прокуратурой в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в школе.

Согласно приказа МБОУ Ревенская СОШ от 06.05.2019 г. утвержден состав комиссии по изменению типа защитного сооружения гражданского обороны (ПРУ) на укрытие, инвентарный номер №348п-32, по адресу: Брянская область, Карачевский район, д. Лужецкая, ул.Школьная, д. 1.

По результатам работы комиссии 06 мая 2019 г. составлен акт об изменении типа защитного сооружения гражданского обороны, инвентарный номер №348п-32, МБОУ Ревенская СОШ, согласно которого в защитном сооружении гражданского обороны система фильтровентиляции находится в нерабочем состоянии; системы электроснабжения, водоснабжения, канализации отсутствуют, документация в соответствии с п.3.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. №583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» отработана не в полном объеме.

Согласно технико-экономического заключения о возможности изменения типа защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер №348п-32, МБОУ Ревенская СОШ, от 06.05.2019 г. противорадиационное укрытие не готово к приему укрываемого населения, поскольку требует проведения текущего ремонта в помещениях, имеется один вход, оборудованный деревянной дверью, инженерные системы отсутствуют, теплоснабжение связано с системой отопления здания и проложено в помещениях ПРУ с грубыми нарушениями требований СП 88.13330.2014 «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77», без установки отключающих и других устройств, емкости для сбора воды и систем ее разбора отсутствуют, система пожаротушения противопожарным имуществом не укомплектовано. Согласно выводам комиссии возможно дать заключение о целесообразности изменения типа защитного сооружения гражданской обороны – с ПРУ на укрытие, с дальнейшей подготовкой документации в соответствии с требованиями пунктов 2.6-2.12, 2.15 приказа №583.

Анализ состояния противорадиационного укрытия свидетельствует, что административными ответчиками не принимается должных мер по техническому содержанию и ремонту противорадиационного укрытия, что является нарушением норм действующего законодательства, установленных для эксплуатации и содержания защитного сооружения гражданской обороны. При этом в судебном заседании представитель административных ответчиков не отрицал, что мероприятия по устранению выявленных нарушений не проведены, мероприятия, направленные на приведение защитного сооружения в соответствие с требованиями Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС РФ от 15 декабря 2002 г. № 583 не выполнены.

Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что имеющееся противорадиационное укрытие не соответствует предъявляемым требованиям законодательства РФ о гражданской обороне и выявленные прокуратурой нарушения на момент рассмотрения административного иска не устранены, что не оспорено участниками процесса в ходе судебного разбирательства.

Обращение прокурора в суд с заявлением о понуждении к устранению нарушений законодательства о гражданской обороне является мерой прокурорского реагирования, способствующей предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, устранению выявленных нарушений закона.

Как следует из материалов дела, письменных возражений административных ответчиков и пояснений, данных представителем административных ответчиков в судебном заседании, в настоящее время спорное защитное сооружение гражданской обороны с учета не снято. Следовательно, административные ответчики не освобождаются от исполнения обязанностей по содержанию, обеспечению готовности и использованию данного защитного сооружения гражданской обороны.

Решение об изменении типа защитного сооружения гражданской обороны с категории «противорадиационное укрытие» на категорию «укрытие» на момент рассмотрения дела не принято.

Поскольку защитное сооружение по вышеуказанному адресу, своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны, не утратило, и в настоящее время требуются ремонтные работы по приведению его в надлежащее состояние, то неисполнение административными ответчиками требований законодательства о надлежащее содержании данного защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.

В этой связи вышеизложенные доводы со стороны представителя административных ответчиков, в том числе, об экономической нецелесообразности выполнения мероприятий, направленных на приведение в состоянии постоянной готовности к использованию противорадиационного укрытия и мероприятий по его надлежащей эксплуатации, суд не принимает во внимание и не находит оснований, как для предоставления административным ответчикам отсрочки для устранения выявленных прокуратурой нарушений сроком на 1 год после вступления решения суда в законную силу, так и для предоставления отсрочки в целях перевода данного защитного сооружения из категории «противорадиационного укрытия» в категорию «укрытие».

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок для исполнения решения суда, о котором просит прокурор Карачевского района в исковом заявлении, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

При этом суд считает необходимым отметить, что в случае принятия последующего положительного решения об изменении типа защитного сооружения гражданской обороны Главным управлением МЧС России по Брянской области ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по основаниям, указанным в законе.

Исследовав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: Брянская область, Карачевский район, д. Лужецкая, ул. Школьная, д.1, относится к защитному сооружению гражданской обороны, находится в состоянии, непригодном для его использования по прямому назначению, т.к. не соответствует технико-эксплуатационным характеристикам и является непригодным к эксплуатации в качестве защитного сооружения гражданской обороны, не обеспечивает защиту от расчетных поражающих факторов, чем нарушается право неограниченного круга лиц.

Таким образом, суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении административными ответчиками обязанностей в сфере гражданской обороны, в том числе, необеспечение постоянной готовности сил, средств гражданской обороны, и как следствие, нарушение прав неопределенного круга лиц, и приходит к выводу о незаконности бездействия административных ответчиков в сфере гражданской обороны и необходимости возложения на них обязанности по приведению защитного сооружения в надлежащее состояние, то есть по устранению выявленных прокуратурой Карачевского района нарушений требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер №348п-32, расположенного по адресу: Брянская область, Карачевский район, д. Лужецкая, ул. Школьная, д.1, поэтому требования административного истца о понуждении административных ответчиков к совершению действий и о признании незаконным их бездействия, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175- 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Карачевского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карачевского района Брянской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ревенская средняя общеобразовательная школа Карачевского района Брянской области» о понуждении к совершению действий, о признании незаконным бездействия, удовлетворить.

Признать бездействие муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ревенская средняя общеобразовательная школа Карачевского района Брянской области» и Администрации Карачевского района Брянской области, связанное с непринятием мер по устранению нарушений требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, незаконным.

Обязать Администрацию Карачевского района Брянской области обеспечить финансирование работ, связанных с приведением противорадиационного укрытия в соответствие с требованиями законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устранив нарушения, допущенные при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании МБОУ «Ревенская СОШ Карачевского района Брянской области» по адресу: Брянская область, Карачевский район, д.Лужецкая, ул.Школьная, д.1.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ревенская средняя общеобразовательная школа Карачевского района Брянской области» и Администрацию Карачевского района Брянской области в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по устранению нарушению требований законодательства о гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в здании МБОУ «Ревенская СОШ Карачевского района Брянской области» по адресу: Брянская область, Карачевский район, д.Лужецкая, ул.Школьная, д.1, а также в течение одного месяца с момента исполнения решения суда сообщить в суд и административному истцу (прокурору Карачевского района Брянской области) об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.

Председательствующий: . Р.Н. Приходько

Мотивированное решение суда изготовлено: 25 марта 2022 года.