ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-19801/16 от 21.10.2016 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-19801/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«21» октября 2016 года г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего Гордийчук Л.П.

секретаря Балачевцевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, заинтересованные лица - Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов» об оспаривании решения решений, действий (бездействий) органа государственной власти,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Азово - Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, заинтересованные лица - Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов», об оспаривании решения решений, действий (бездействий) органа государственной власти, мотивируя требования тем, что приказом заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ проекта освоения лесов на лесной участок площадью 4,3114 га, расположенный в Новороссийском лесничестве, Шесхарисском участковом лесничестве, квартал 100А, части выделов 5, 6, 8, 11, 15, 22, предоставленный в аренду ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов» для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ

Истец полагает, что указанный приказ является незаконным, так как согласно проекту освоения лесов усматривается, что рубка лесных насаждений на лесном участке в частях выделов 6, 8, 11, 22 при создании объектов лесной инфраструктуры не проектируется, хотя в ходе осмотра установлено, что лесной участок в частях выделов 6, 8, 11, 22 покрыт лесной растительностью, и размещение планируемых объектов лесной инфраструктуры без рубки лесных насаждений не возможно, что противоречит запроектированным решениям.

Пунктом 2.2 проекта освоения лесов определено, что лесной участок, на котором планируется строительства объектов инфраструктуры, расположен в лесопарковых зонах, тем самым нарушается п.5 ч. 3 ст. 105 Лесного кодекса РФ, которым предусмотрено, что в лесопарковых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений. Фактически проектом освоения лесов предусматривается размещение на лесных землях объектов строительства (два здания для размещения оборудования и проведения научно-исследовательских работ, котельная отопительная, противооползневое сооружение).

Проект освоения лесов не соответствует требованиям ст. 65 Водного кодекса РФ, устанавливающие ширину водоохраной зоны моря 500 метров, т.к. расстояние от уреза Черного моря до ближайшей границы лесного участка составляет менее 400 метров.

Истец полагает, что в связи с установлением несоответствия положений проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту и требованиям законодательства, то проект освоения лесов от 28.09.2015 года 2 420 не подлежит утверждению, а принятое министерством природных ресурсов Краснодарского края решение в виде приказа об утверждении заключения государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ проекта освоения лесов на лесной участок площадью 4, 31114 га, расположенного в Новороссийском лесничестве, Шесхарисском участковом лесничестве квартал 100А, части выделов 5,6,8, 15, 22, является незаконным, затрагивающим права и интересы Российской Федерации. Административный истец просит признать незаконным приказ заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от 28.09.2015 года № 1572 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 28.09.2015 года № 420».

В судебном заседании Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор в лице представителя помощника прокурора прокуратуры ЦАО г. Краснодара ФИО3 настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в административном иске.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО4 возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что лесоустроительным центром «Южный регион» по заявке арендатора ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов» был разработан проект освоения лесов на лесной участок, расположенный в Новороссийском лесничестве Шесхарисском участковом лесничестве, квартал А части выделов 5, 6, 8, 11, 15, 22, площадью 4,3114 га, переданного в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Указанный проект освоения лесов на земельный участок был подвергнут государственной экспертизе, согласно заключению которой за от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на момент проектирования на арендованном лесном участке существующих объектов лесной инфраструктуры не имеется, проектируется осуществление научно-исследовательской, образовательной деятельности; для использования, охраны, защиты лесов на указанном лесном участке проектируется устройство объектов лесной инфраструктуры рубка лесных насаждений не проектируется; проектом освоения предусмотрены необходимые противопожарные мероприятия на период осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности.

Доводы истца о несоответствии проекта натурному обследованию лесного участка не обоснованы, на участке не проводились работы по возведению инфраструктуры, рубка деревьев не производилась, основаны на предполагаемых обстоятельствах. У экспертной комиссии отсутствовали основания для дачи отрицательного заключения. На основании указанного экспертного заключения был сделан приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28.09.2015 года за № 1572 «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ».

В судебное заседание представитель третьего лица Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу не явился, надлежащим образом извещены о дате и месте судебного разбирательства, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, направив в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому доводы истца полностью поддержал.

В судебном заседании представитель третьего лица ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов» ФИО5 возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив суду, что по смыслу ст. 39 кодекса административного судопроизводства РФ у прокурора Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратуры отсутствовали полномочия для обращения в суд с данным административным иском, так как у Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу имеются все полномочия для обращения в суд.

На основании ч.2 ст. 88 Лесного кодекса РФ, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 гола № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядке его разработки» по заявке НИИ разработан проект освоения лесов, сроком действия которого установлен на срок действия лесохозяйственного регламента Новороссийского лесничества до 2018 года. В дальнейшем Министерством природных ресурсов Краснодарского края проведена государственная экспертиза проекта освоения лесов, и приказом заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от 28.09.2015 года утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов.

Согласно акту осмотра от 06.06.2016 года административным ответчиком не установлены признаки осуществления хозяйственной деятельности, либо возведенные строения. Доводы истца о несоответствия приказа нормативным актам, возможных нарушениях со стороны арендатора носят предположительный характер, исковые требования не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав доводы участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их прав, свобод и реализации законных интересов или на их незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а так же прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться уд с административным исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод, и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а так же в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п. 3, 4 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуру Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

По настоящему делу Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском о признании приказа заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края незаконным. Действие оспариваемого приказа распространяется на неопределенный круг лиц.

Таким образом, суд полагает, что Азово - Черноморский межрайонный природоохранный прокурор имел полномочия для обращения в суд с указанным административным иском.

Судом установлено, согласно договору аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и Краснодарской региональной научно - экологической общественной организацией «Экомониторинг», последнему предоставлено во временное пользование лесной участок в составе земель лесного фонда, находящегося в государственной собственности, площадью 4,3114 га, расположенного Краснодарский край, Новороссийское лесничество, Шесхарисское участковое лесничество, квартал 100А, части выделов 5,6,8, 11, 15, 22, номер учетной записи в государственном лесном реестре , для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности.

Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края за № 8973 от 26.12.2014 года «О выдаче согласия на совершение сделки с арендованным лесным участком по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленным Краснодарской региональной научно - экологической общественной организацией «Экомониторинг» согласовано совершение сделки с арендованным лесным участком - по передаче прав ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов».

Согласно договору уступки прав аренды земельного участка от 26.12.2014 года Краснодарская региональная научно - экологическая общественная организация «Экомониторинг» переуступила право аренды ООО «Научно - исследовательский институт экономики биоресурсов» указанного лесного участка.

Во исполнение условий договора аренды лесного участка арендатором ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов» на основании ч.2 ст. 88 Лесного кодекса РФ, в соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка разработки» разработан проект освоения лесов на лесной участок площадью 4,3114 га, расположенного Краснодарский край, Новороссийское лесничество, Шесхарисское участковое лесничество, квартал 100А, части выделов 5,6,8, 11, 15, 22, для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности.

Заключением проекта освоения лесов, выполненного лесоустроительным центром «Южный регион» предусмотрено, что в данном проекте все запланированные мероприятия соответствуют нормативным документам и направлены на рациональное использование лесного участка, переданного в аренду для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Проект освоения лесов разработан на срок, не превышающий срок действия лесохозяйственного регламента, внесение изменений в проект допускается, при изменении лесохозяйственного регламента.

Судом установлено, что указанный выше проект освоения лесов подвергся государственной экспертизе, проведенной Министерством природных ресурсов Краснодарского краю.

Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ государственной экспертизы проекта освоения лесов установлено, что лесной участок площадью 4,3114 га, расположенный <адрес>, части выделов 5, 6, 8, 11, 15, 22 относится к защитным лесам категории – леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов – лесопарковые зоны. На момент проектирования на арендованном лесном участке существующих объектов. Не связанных с созданием лесной инфраструктуры, объектов лесной инфраструктуры не имеется. На арендованном лесном участке проектируется осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Для использования охраны, защиты лесов на арендованном лесном участке проектируется устройство объектов лесной инфраструктуры. Для устройства объектов лесной инфраструктуры рубка лесных насаждений не проектируется. Проектом освоения предусмотрены необходимые противопожарные мероприятия на период осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, определяемые «Правилами пожарной безопасности в лесах» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417), приказом Рослесхоза от 05.07.2011 № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды», Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». Срок действия данного положительного заключения государственной экспертизы устанавливается на срок действия проекта – до 2018 года.

В соответствии с п. 3 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Рослесхоза от 22.12.2011 года № 545 целью экспертизы проекта освоения лесов является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а так же принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации.

Пунктами 10, 11 названного Порядка установлено, что положительное заключение экспертизы оформляется при соответствии предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.

Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия предусмотренных проектом освоения лесов мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, законодательству Российской Федерации.

Учитывая, что по результатам проведения государственной экспертизы дано положительное заключение, то приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 1572 от 28.09.2015 года «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ» утверждено указанное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ проекта освоения лесов на лесной участок площадью 4,3114 га, расположенный <адрес> части выделов 5, 6, 8, 11, 15, 22, предоставленный в аренду ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов» для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия проекта освоения лесов устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента Новороссийского лесничества – до 2018 года.

В соответствии со ст. 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры. Перечень объектов инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов определен Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р.

Согласно акту осмотра от 06.06.2016 года, проведенного административным истцом, на момент проведения проверки отсутствовали признаки осуществления хозяйственной деятельности, хозяйственные и иные строения. При этом суд учитывает, что все объекты, существующие и проектируемые на лесном участке, являются сборно-разборными некапитальными. Нестационарными сооружениями из легких деревянных металлических конструкций, лесная дорога - грунтовая, временная.

Суду не предоставлены доказательства о несоответствии результатов заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ нормам законодательства, доводы административного истца о предполагаемых нарушениях возможных со стороны арендатора при устройстве планируемых объектов лесной инфраструктуры без рубки лесных насаждений суд находит несостоятельными.

Таким образом, суд полагает, что приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 28.09.2015 года № 1572 принят в пределах полномочий органом, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на основании заключений государственной экспертизы, судом не установлены нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту которых подано соответствующее административное исковое заявление, данным приказом, на основании чего, административное исковое заявление по подлежит удовлетворению.

В силу требований ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решения только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Азово -Черноморского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к Министерству природных ресурсов Краснодарского края, заинтересованные лица: Департамент лесного хозяйства по Южному федеральному округу, ООО «Научно-исследовательский институт экономики биоресурсов» о признании незаконным приказа заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от ДД.ММ.ГГГГ» отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий -