Дело № 2а-1983/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Пермь 06 мая 2019 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
федерального судьи Реутских П. С.,
при секретаре Зуевой Е. Е.,
с участием представителя административного ответчика военного комиссариата Пермского края – Костаревой Л.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика военного комиссариата Индустриального и Дзержинского районов г. Перми Пермского края – Светлаковой Г.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Радченко И. Э. об оспаривании решения призывной комиссии,
установил:
административный истец обратился в суд с требованиями признать незаконным решение призывной комиссии о зачислении его в запас, как не прошедшего военную службу, указав в обоснование, что 11.01.2019 г. Отделом военного комиссариата Пермского края по Индустриальному и Дзержинскому районам, выдана справка взамен военного билета серия <данные изъяты>№. Данную справку вручили истцу 15.01.2019г. после его обращения. Из данной справки следует, что ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией Индустриального района г. Перми вынесен протокол, согласно которому, в соответствии с п.11 ст.28 ФЗ № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе», истец зачислен в запас как не прошедший военную службу не имея на то законных оснований. Считает данные решения незаконными по следующим основаниям. С ДД.ММ.ГГГГ он принят на воинский учет, протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отсрочке до ДД.ММ.ГГГГ (прохождение обучения по очной форме в Пермской государственном университете). ДД.ММ.ГГГГ истец закончил обучение и получил диплом. Ответчик не уведомлял его ни разу повесткой о необходимости прибыть в военкомат после отсрочки. Таким образом, оспариваемое решение о зачислении в запас могло быть принято при наличии в документах воинского учета данных о неисполнении обязанности прохождения военной службы без законных на то оснований в период с ДД.ММ.ГГГГ до достижения истцом 27-летия, то есть до ДД.ММ.ГГГГ Положением о призыве на военную службу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663 в редакции, действовавшей до 31.05.2014 г., было предусмотрено, что оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата, которые вручаются под расписку работниками военного комиссариата …, или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва. Таким образом, обязанность осуществлять призыв граждан на военную службу, оповещать о необходимости явки на заседания призывной комиссии, в том числе по окончании действия отсрочки от призыва на военную службу возложена на военные комиссариаты. Доказательства направления и вручения военным комиссариатом повесток о вызове истца для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют. Место жительства с 2007 г. не менялось, истец открыто проживал по месту регистрации: <адрес>, всю направленную на его имя почтовую корреспонденцию получал и не уклонялся от получения повесток, иным образом не препятствовал осуществлению его призыва на военную службу. Незаконное решение нарушает его права, как гражданина: гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии. То есть, законодательством устанавливаются определенные ограничения для лиц, не прошедших военную службу по призыву не имея на то законных оснований. Следовательно, призывная комиссия при принятии оспариваемого решения, допустила как нарушение прав истца, так и норм права. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Индустриального и Дзержинского районов г. Перми о зачислении в запас Радченко И.Э. как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований; обязать призывную комиссию Индустриального и Дзержинского районов г. Перми принять решение о зачислении истца в запас по основаниям, предусмотренным абз.6 п. 1 ст. 52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» – по достижении возраста 27 лет.
Административный истец Радченко И.Э. в судебное заседание не явился, направил ходатайство об отложении слушания дела, в связи с нахождением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске в г. Казань.
Учитывая, что Радченко И.Э. не представлено доказательств невозможности участия в судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.
Административные ответчики призывная комиссия Индустриального и Дзержинского районов г. Перми, призывная комиссия Пермского края, отдел военного комиссариата Пермского края по Индустриальному и Дзержинскому районам г. Перми о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, об отложении дела не ходатайствовали.
Председатель призывной комиссии Пермского края резервного состава Гончаров И.В. направил в суд сообщение о том, что гражданин Радченко И.Э. не обжаловал в призывную комиссию Пермского края заключение призывной комиссии г. Перми по Индустриальному району о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, соответственно, призывной комиссией Пермского края не рассматривалась законность вынесения данного заключения призывной комиссией г. Перми по Индустриальному району. Просит признать призывную комиссию Пермского края ненадлежащим ответчиком.
Представитель военного комиссариата Пермского края Костарева Л.И. в судебном заседании просила заявленные Радченко И.Э. требования оставить без удовлетворения, пояснила, что административный истец уклонялся от мероприятий по призыву. С 2012 не являлся в военкомат, свои обязанности не исполнял, о получении образования, семейном положении, изменении места жительства, не известил, по повесткам не являлся. Также пропустил срок на обжалование решения комиссии, поскольку справку получил ДД.ММ.ГГГГРадченко И.Э. присутствовал на заседании комиссии, решение ему оглашалось, ДД.ММ.ГГГГ он писал объяснение. Если бы можно было выносить решение без личного участия, то решение было бы вынесено еще в 2017 году.
Представитель военного комиссариата Индустриального и Дзержинского районов г. Перми Пермского края Светлакова Г.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласна, просит отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Заслушав объяснения представителей административных ответчиков, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Из представленных по запросу суда материалов личного дела призывника Радченко И.Э., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, последний состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Индустриальному и Дзержинскому районам г. Перми с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку административный истец получал образование в высшем учебном заведении, ДД.ММ.ГГГГ решением призывной комиссии военного комиссариата по Индустриальному и Дзержинскому районам г. Перми, в соответствии с пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 15.07.2012 г., с явкой в военный комиссариат с 01.10.2012 г. по 10.10.2012 г., для прохождения медицинского освидетельствования.
В июне 2012 г. Радченко И.Э. окончил Пермский государственный университет, получил диплом о высшем образовании (л.д.7).
В период с 01.10.2012 г. по 16.03.2017 г. истец не проходил военную службу по призыву. ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 27 лет.
Согласно представленным административными ответчиками документам, сотрудниками военного комиссариата предпринимались меры по розыску призывника. ДД.ММ.ГГГГ направлен запрос в УФМС России по Пермскому краю о регистрации места жительства истца, из ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Радченко И.Э. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Неоднократно направлялись обращения в полицию об установлении местонахождения призывника и о доставлении в военный комиссариат: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из рапортов сотрудников полиции № 2 УМВД России по г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что по адресу регистрации места жительства Радченко И.Э., дверь в квартиру никто не открывал, призывник дома не находился, либо лица, проживающие в квартире, отказывались брать повестки, говорили, что истец здесь не проживает.
Кроме того, согласно объяснительным на имя начальника отдела ВК ПК по Индустриальному и Дзержинскому районам г. Перми, сотрудники ВК выходили по адресу: <адрес>, для вручения повесток Радченко И.Э.ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Во всех случаях в дверях квартиры, либо в почтовом ящике оставлялись повестки о необходимости явиться истцу к указанному времени в отдел военного комиссариата Пермского края по Индустриальному и Дзержинскому районам г. Перми, поскольку либо двери квартиры никто не открывал, либо проживающие там граждане отказывались получать повестки, либо сообщали, что Радченко И.Э. в данной квартире не проживает.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с п. 34 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации», при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас достаточным условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии оснований, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона, является наличие в документах воинского учета данных о непрохождении им военной службы после 1 января 2014 года.
Административный истец свои обязанности по воинскому учету не исполнил, сведений об изменении места жительства, семейном положении, образовании, месте работы, не сообщил, военную службу не проходил, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией Индустриального и Дзержинского районов г. Перми Пермского края вынесено заключение о том, что Радченко И.Э. подлежит зачислению в запас, как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении возраста 27 лет, протокол № У. Ему выдана справка взамен военного билета АЕ №.
Оспаривая решение призывной комиссии Индустриального и Дзержинского района г. Перми, истец ссылается на то, что повесток и извещений он не получал, несмотря на то, что открыто проживал по месту регистрации, от их получения не уклонялся, иным образом не препятствовал осуществлению его призыва на военную службу. Доказательства направления и вручения военным комиссариатом повесток о вызове истца для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют.
Вместе с тем, представленные военным комиссариатом Индустриального и Дзержинского района г. Перми Пермского края документы, свидетельствуют об обратном.
Кроме того, неполучение административным истцом повесток, правового значения по делу не имеет, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения от военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 Федерального закона.
Поскольку оснований, предусмотренных ст.ст. 23, 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», освобождающих Радченко И.Э. от прохождения военной службы, либо предоставляющих отсрочку от ее прохождения, в ходе судебного разбирательства не установлено, решение призывной комиссии является законным и обоснованным, принято компетентным органом, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленной процедуры и соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, Радченко И. Э. принимал участие в заседании призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое решение было ему оглашено в тот же день, что следует из протокола №У от ДД.ММ.ГГГГ, к заседанию призывной комиссии представлял свое объяснение.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении трех месяцев со дня принятия оспариваемого решения.
Содержание полученной на руки административным истцом справки взамен военного билета соответствует выводам, изложенным в протоколе заседания призывной комиссии.
Установленный законом трехмесячный срок обращения в суд является достаточным даже при условии получения упомянутой выше справки. Как указал сам административный истец, справка им получена ДД.ММ.ГГГГ, до истечения трехмесячного срока оставалось более двух месяцев.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о пропуске процессуального срока, предусмотренного законом на обжалование заключения призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, что в соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных требований.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют и в связи с пропуском срока обращения в суд. Уважительных причин для восстановления срока суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Радченко И. Э. об оспаривании решения призывной комиссии Индустриального и Дзержинского района г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о зачислении в запас Радченко И. Э. как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности принять решение о зачислении Радченко И. Э. в запас – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья: П. С. Реутских