ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1984/18 от 10.01.2019 Орловского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2019 года г. Орёл

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Постниковой П.В.,

при секретаре Тодрик Н.В.,

с участием административного истца Щербаковой В.В., её представителя Меркуловой Л.В.,

представителя административного ответчика Управления государственной жилищной инспекции Орловской области Гнеушева С.В.,

представителя административного ответчика Администрации Орловского района Орловской области Деминой Н.А.,

представителя административного ответчика Межведомственной комиссии по обследованию объектов жилищного фонда Сколдина А.С.,

представителя заинтересованного лица Управления экологической безопасности и природопользования по Орловской области Мельниковой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области административное дело по административному иску Щербаковой В. В. к Администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Орловского района Орловской области, Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области, межведомственной комиссии по обследованию объектов жилищного фонда Орловского района Орловской области о признании недействительным заключения Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от Дата, признании недействительным Постановления Администрации Орловского района Орловской области от Дата, признании недействительным Акта обследования Межведомственной комиссии от Дата, назначенной Постановлением Администрации Орловского района от Дата, обязании Межведомственной комиссии обследовать жилой дом и составить заключение, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от Дата, признании <адрес> Орловского района Орловской области аварийным,

УСТАНОВИЛ:

Щербакова В.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области, Администрации Орловского района Орловской области, Управлению государственной жилищной инспекции Орловской области, межведомственной комиссии по обследованию объектов жилищного фонда Орловского района Орловской области.

С учетом уточнения иска просила суд признать недействительным заключение Управления государственной жилищной инспекции Орловской области от Дата, признать недействительным Постановление Администрации Орловского района Орловской области от Дата, признать недействительным Акт обследования Межведомственной комиссии от Дата, назначенной Постановлением Администрации Орловского района от Дата, обязать Межведомственную комиссию обследовать жилой дом и составить заключение, предусмотренное Постановлением Правительства РФ от Дата, признать <адрес> Орловского района Орловской области аварийным.

В обоснование иска указала, что Дата общим собранием жильцов <адрес> Орловского района была избрана уполномоченная Щербакова В.В. для участия в работе комиссии по признанию (непризнанию) жилого <адрес> пригодным (непригодным) для проживания. Данный дом состоит из 8-ми квартир и представляет собой двухэтажное здание. Дата жильцы вышеуказанного дома обратились к Главе Становского сельского поселения о создании на основании п. 4 ст. 15 ЖК РФ межведомственной комиссии с участием экспертов для оценки износа здания и признания жилого дома аварийным. На основании этого заявления Управлением жилищной инспекции Орловской области было дано заключение от Дата о том, что жилой дом соответствует требованиям, которым должно отвечать жилое помещение. Не согласившись с данным заключением, Щербакова В.В.Дата обратилась к Главе Администрации Орловского района с заявлением о создании межведомственной комиссии для повторного обследования жилого дома. На основании заявления жильцов Постановлением Администрации Орловского района Орловской области от Дата была создана межведомственная комиссия и жилой дом был обследован, о чем Дата составлен Акт . В данном Акте зафиксированы многочисленные дефекты, повреждения и недостатки. Комиссия пришла к выводу, что для решения вопроса необходимо провести инструментальную экспертизу технического состояния конструкций и инженерного оборудования МКД. Административный истец полагает, что межведомственной комиссией нарушен п. 44, п. 46 Постановления Правительства РФ от Дата, предусматривающие включение в состав комиссии экспертов, имеющих право проводить экспертизу. Также комиссия была вправе назначить дополнительные обследования и испытания. Но комиссия не выполнила предусмотренные указанным Постановлением Правительства РФ работы, оставив не разрешенными вопросы о безопасности для жизни и здоровья граждан. К работе межведомственной комиссии с правом голоса не были привлечены собственники жилого помещения. Истец вынуждена была обратиться в ООО Внедренческий научно-технический центр «Исток» для решения вопроса о техническом состоянии основных несущих и ограждающих конструкций. Специалисты организации пришли к выводу о том, что физический износ основных несущих и ограждающих конструкций здания, систем инженерного оборудования составляет 74%, что обусловлено процессами естественного старения в течение длительного периода времени. До настоящего времени Заключение по вопросу признания жилого дома непригодным (пригодным) для проживания межведомственной комиссией не выдано, что нарушает права истца и граждан, проживающих в этом доме.

В судебном заседании административный истец Щербакова В.В. и её представитель Меркулова Л.В. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Управления государственной жилищной инспекции Орловской области Гнеушев С.В. исковые требования не признал, суду показал, что в марте 2018 года в Управление обратились жители <адрес> в д. Ивановское по вопросу того, что дом находится в плачевном состоянии. Сотрудниками Управления были проведены проверочные мероприятия. В результате проведенного обследования пришли к выводу, что данный дом соответствует тем требованиям, которые регламентируются Постановлением Правительства РФ . Дополнительно комиссия пришла к выводу, что необходим капитальный ремонт дома, но дом не является аварийным. В свою очередь, сотрудники Управления государственной жилищной инспекции не являются экспертами в области строительства. Заключение от Дата не нарушает прав и законных интересов истца. Представитель ответчика полагает, что меры реагирования должны быть предприняты межведомственной комиссией, поскольку межведомственной комиссией в установленный законом срок окончательное (итоговое) решение не было принято, что является нарушением Закона.

Представитель ответчика Администрации Орловского района Орловской области Демина Н.А. исковые требования не признала, суду показала, что Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и решение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии (аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от Дата N 78-КП4-48). Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от Дата N 47, администрацией района Постановлением от Дата создана межведомственная комиссия по обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории Орловского района Орловской области. Постановлением администрации района от Дата в вышеуказанный муниципальный нормативный правовой акт внесены изменения. Кроме того, Дата за администрацией района издано Постановление «Об установлении порядка принятия администрацией Орловского района Орловской области решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Как следует из обжалуемого Акта обследования помещения от Дата, к работе Комиссии привлечены сотрудники следующих органов:

- Орловский филиал Государственного унитарного предприятия Орловской

области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации»;

- Управление Роспотребнадзора по Орловской области;

- Управление экологической безопасности и природопользования по Орловской области;

- Главное Управление МЧС России по Орловской области.

Обжалуемый Акт обследования помещения от Дата не подменяет заключение межведомственной комиссии, выводы, содержащиеся в нем о необходимости проведения инструментальной экспертизы технического состояния конструкций и инженерного оборудования МКД, не нарушает права заявителя. Обязанность вынесения заключения о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания, в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 44 Положения, законодателем возложена на межведомственную комиссию, а не на орган местного самоуправления в лице администрации района. В порядке, предусмотренном пунктом 49 Положения и постановлением администрации района от Дата за , администрация района решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не принимала, поскольку в адрес администрации района заключение межведомственной комиссии не поступало. Кроме того, оспариваемый административным истцом заключение от Дата издано Управлением государственной жилищной инспекции Орловкой области, которое в силу Положения, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от Дата N 7, является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим правоприменительные функции в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Орловской области. Управление государственной жилищной инспекции Орловкой области не является органом, подконтрольным и подотчетным администрации района.

Представитель ответчика - Администрации Становского сельского поселения Орловского района Орловской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещался о слушании дела.

Представитель заинтересованного лица Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области Мельникова М.Н. возражала против удовлетворения исковых требований.

Представители заинтересованных лиц - отдела строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации Орловского района, Управления Роспотребнадзора Орловской области, ГУП «МР БТИ», Управления муниципального имущества и архитектуры Орловского района, Отдела ЖКХ Орловского района, отдела надзорной деятельности по Орловскому району в судебное заседание не явились, надлежаще извещались о слушании дела.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Дата общим собранием жильцов <адрес> Орловского района Щербакова В.В. была избрана уполномоченной для участия в работе комиссии по признанию (непризнанию) жилого <адрес> Орловского района Орловской области пригодным (непригодным) для проживания. Данный дом состоит из 8-ми квартир и представляет собой двухэтажное здание. Дата жильцы вышеуказанного дома обратились к Главе Становского сельского поселения о создании на основании п. 4 ст. 15 ЖК РФ межведомственной комиссии.

В силу ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", (далее -Положение) действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В силу пункта 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико- экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 47 Положения).

Содержащийся в пункте 47 Положения перечень решений, которые может принять межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и решение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По смыслу приведенных выше норм, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной.

При принятии решения о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания суды возлагали на межведомственную комиссию обязанность провести обследование жилого помещения (жилого дома) на предмет соответствия требованиям, установленным Положением, а. также, как правило, устанавливали определенный срок для такого обследования, исчисляемый с момента вступления

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от Дата N 47, администрацией Орловского района постановлением от Дата была создана межведомственная комиссия по обследованию объектов жилищного фонда, расположенного на территории Орловского района Орловской области.

Постановлением администрации Орловского района Орловской области от Дата в вышеуказанный муниципальный нормативный правовой акт внесены изменения.

Дата администрацией Орловского района издано постановление «Об установлении порядка принятия администрацией Орловского района Орловской области решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Как указано в Порядке, основанием для принятия решения администрацией района является заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, изданное межведомственной комиссией.

Из оспариваемого Акта обследования помещения от Дата следует, что к работе Комиссии привлечены сотрудники следующих органов:

- Орловский филиал Государственного унитарного предприятия Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации»;

- Управление Роспотребнадзора по Орловской области;

- Управление экологической безопасности и природопользования по Орловской области;

- Главное Управление МЧС России по Орловской области.

Подпунктом 3 пункта 45 Положения предусмотрено, что в случае, если уполномоченные представители не принимали участие в работе комиссии (при условии соблюдения установленного настоящим пунктом порядка уведомления о дате начала работы комиссии), комиссия принимает решение в отсутствие указанных представителей.

Согласно позиции административного истца, имело место нарушение абз. 5 п. 7 Положения в связи с непривлечением собственников жилых помещений в многоквартирном доме к работе межведомственной комиссии. Однако из буквального толкования положений пунктов 45, 46 Положения не усматривается обязанность комиссии привлекать собственников, не обратившихся в межведомственную комиссию.

Акт обследования помещения, в соответствии с подпунктом 6 пункта 44 Положения, составляется в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования.

Таким образом, оспариваемый Акт обследования помещения от Дата не подменяет заключение межведомственной комиссии, выводы, содержащиеся в нем о необходимости проведения инструментальной экспертизы технического состояния конструкций и инженерного оборудования МКД, не нарушает права и законные интересы административного истца.

В силу Закона обязанность вынесения заключения о соответствии жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания, в порядке, предусмотренном подпунктом 6 пункта 44 Положения, законодателем возложена на межведомственную комиссию. При этом Акт обследования помещения сам по себе прав и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку не подменяет собой заключение межведомственной комиссии и не содержит в своей форме ни одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в Положении требованиям.

В порядке, предусмотренном пунктом 49 Положения и Постановлением администрации района от Дата за , администрация района решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не принимала, поскольку в адрес администрации района заключение межведомственной комиссии не поступало.

Заключение от Дата издано Управлением государственной жилищной инспекции Орловской области. Управление государственной жилищной инспекции Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим правоприменительные функции в сфере регионального государственного жилищного надзора и лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Орловской области.

Оспариваемое Заключение от Дата прав и законных интересов истца не нарушает, поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

В силу ч.4 ст. 15 ЖК РФ, пунктов 7, 42, 51, 52 Положения решение вопроса по выдаче заключения о признании дома аварийным отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии, в связи с чем суд не вправе предрешать существо решения межведомственной комиссии, которое должно быть принято, в соответствии с чем, требование административного истца в части признания жилого <адрес> Становского сельского поселения Орловского района Орловской области аварийным, не может быть удовлетворено.

В свою очередь, из заключения ООО Внедренческий научно-технический центр «Исток» следует, что физический износ основных несущих и ограждающих конструкций здания, систем инженерного оборудования составляет 74%, что обусловлено процессами естественного старения в течение длительного периода времени. До настоящего времени Заключение по вопросу признания жилого дома непригодным (пригодным) для проживания межведомственной комиссией не выдано, что, по мнению суда, нарушает права истца и граждан, проживающих в этом доме.

Согласно п. 10 "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительством РФ от Дата N 47, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Основания и несущие конструкции жилого дома, а также основания и несущие конструкции, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не должны иметь разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом.

Оценивая установленные обстоятельства, руководствуясь Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от Дата N 47, суд считает необходимым возложить на межведомственную комиссию выдать заключение по вопросу признания спорного жилого дома непригодным (пригодным) для постоянного проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное Щербаковой В. В. удовлетворить частично.

Обязать межведомственную комиссию, назначенную Постановлением Администрации Орловского района Орловской области от Дата, выдать заключение по вопросу признания жилого <адрес> Орловского района Орловской области непригодным (пригодным) для постоянного проживания в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от Дата.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 15.01.2019.

Судья П.В. Постникова