ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1986/19 от 29.07.2019 Кировского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-1986/2019

Поступило в суд 29.04.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июля 2019 года

Кировский районный суд города Новосибирска в составе :

Председательствующего судьи Гайворонской О.В.,

При секретаре Гинда О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ТСЖ «НоВА», Терещенко Д. Н. к Прокуратуре Кировского района города Новосибирска, заместителю прокурора Кировского района города Новосибирска, Прокуратуре Новосибирской области об оспаривании представления,

У С Т А Н О В И Л :

ТСЖ «НоВА», Терещенко Д.Н. обратились в суд с административным иском к Прокуратуре Кировского района г. Новосибирска, Прокуратуре НСО, заместителю прокурора Кировского района ФИО 1, о признании незаконным представления прокуратуры Кировского района г. Новосибирска об устранении нарушений федерального законодательства. В обоснование иска указав, что ТСЖ «НоВа» осуществляет управление многоквартирными домами и по <адрес>, а Терещенко Д.Н. является собственником <адрес> и членом ТСЖ «НоВа». Так ДД.ММ.ГГГГ на имя председателя правления ТСЖ «НоВа» поступило Представление прокуратуры Кировского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ (за подписью заместителя прокурора ФИО 1) об устранении нарушений федерального законодательства с требованием не чинить препятствия и предоставить ФИО 2 возможность ознакомится с полным реестром членов ТСЖ «НоВа», в том числе путем произведения выписок, снятия фотокопий за счет собственных технических средств ФИО 2 Между тем истцы считают вышеуказанное требование прокуратуры Кировского района г. Новосибирска незаконным, противоречащим нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», нормам Жилищного кодекса РФ и Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 года № 731 и как следствие нарушающим права и законные интересы членов ТСЖ «НоВа». ДД.ММ.ГГГГФИО 2 в присутствии свидетелей воспользовался своим правом и ознакомился с реестром членов ТСЖ «НоВа», содержащим все сведения, предусмотренные частью 4 статьи 143 Жилищного кодекса РФ. Между тем, заместитель прокурора Кировского района г. Новосибирска ФИО 1 указал на обязанность председателя правления ТСЖ предоставить ФИО 2 возможность ознакомиться с полным реестром членов ТСЖ «НоВа», в том числе «путем произведения выписок и снятия фотокопий». По мнению заявителей, данное требование заместителя прокурора является незаконным, поскольку предписывает председателю правления ТСЖ ФИО 3, которая лично давала подписку о неразглашении персональных данных, нарушить нормы Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», а также нарушает права Терещенко Д.Н. и других членов ТСЖ, которые не согласны, чтобы их персональные данные, предоставленные ТСЖ для связи с ними, передавались третьим лицам. Ни одного согласия субъектов персональных данных, а именно членов ТСЖ «НоВа», на копирование, фотографирование, переписывание, то есть на возможность распространения их персональных сведений, ФИО 2 (несмотря на соответствующую просьбу) председателю правления ТСЖ не представил. Между тем в распоряжении ТСЖ «НоВа» имеются заявления членов ТСЖ о запрете на распространение их персональных данных третьим лицам (копии данных заявлений были предоставлены в прокуратуру Кировского района г. Новосибирска). Кроме того председатель правления ТСЖ «НоВа» давала подписку Роскомнадзору по Новосибирской области о неразглашении персональных данных, полученных ею при исполнении должностных обязанностей. В случае нарушения председателем правления ФИО 3 установленного законом порядка сбора, хранения, использование или распространение информации о гражданах (персональных данных), в соответствии с предписанием заместителя прокурора, будет допущено нарушение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе право на неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную тайну. Вывод заместителя прокурора о том, что ТСЖ, осуществляя управление многоквартирными домами, вправе в процессе своей деятельности раскрывать персональные данные членов ТСЖ неопределенному кругу лиц, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм жилищного законодательства, противоречащим сложившейся судебной практике.

На основании вышеизложенного, просили признать незаконным представление прокуратуры Кировского района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ТСЖ «НоВА», Терещенко Д.Н. требования административного иска поддержала по доводам, изложенным в иске. Председатель ТСЖ «НоВА» поддержала позицию, изложенную в иске.

Представитель административных ответчиков Прокуратуры Кировского района города Новосибирска, заместителя прокурора Кировского района города Новосибирска, Прокуратуры Новосибирской области в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила в иске отказать.

Суд, выслушав представителей административных истцов, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, обозрев надзорное производство , приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении /п. 61/. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом /п. 62/.

Основанием к удовлетворению административного иска может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Кировского района г. Новосибирска было вынесено Представление об устранении нарушений федерального законодательства в адрес председателя ТСЖ «Нова» ФИО 3 Согласно данного представления, Прокуратурой Кировского района г. Новосибирска проведена проверка доводов обращения ФИО 2 о ненадлежащем ознакомлении ТСЖ «Нова» с реестром членов товарищества жилого дома <адрес>. Прокуратурой Кировского района г. Новосибирска было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в правление ТСЖ «Нова» поступило обращение собственника помещения в жилом <адрес> г. Новосибирска - ФИО 2 о предоставлении для ознакомления реестра членов ТСЖ «Нова». Однако, в нарушение требований закона, ТСЖ «Нова» надлежащим образом не ознакомило ФИО 2 с реестром членов товарищества жилого <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Нова» в ознакомлении с реестром членов ТСЖ «Нова», содержащим сведения, позволяющие осуществить связь с членами товарищества (контактные телефоны), путем выписок, снятия фотокопий за счет собственных технических средств ФИО 2 было отказано. Вышеуказанное нарушение законодательства повлекло нарушение права ФИО 2 на ознакомление с реестром членов товарищества, что является недопустимым. В связи с чем, руководствуясь требованиями ст. ст. 6, 24 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации», заместитель прокурора района ФИО 1, потребовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, их причин и условий им способствующих, недопущению впредь, в том числе не чинить препятствия и предоставить возможность ФИО 2 для ознакомления с полным реестром членов ТСЖ «Нова», в том числе путем выписок, снятия фотокопий за счет собственных технических средств ФИО 2 и в установленном законом порядке рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в выявленных нарушениях. В случае привлечения лиц к ответственности копию приказа направить в прокуратуру района. О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру района. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить прокурору района в письменной форме в течение месяца.

Деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации регулируется Законом "О прокуратуре", согласно которому прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 21).

Осуществляя надзор за исполнение законов, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению (пункт 3 статьи 22, пункт 1 статьи 24 Закона "О прокуратуре").

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 143.1 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и уставом товарищества, обжаловать в судебном порядке решения органов управления товарищества.

Члены товарищества собственников жилья и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в многоквартирном доме имеют право ознакомиться со следующими документами:

1) устав товарищества, внесенные в устав изменения, свидетельство о государственной регистрации товарищества;

2) реестр членов товарищества;

3) бухгалтерская (финансовая) отчетность товарищества, сметы доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, аудиторские заключения (в случае проведения аудиторских проверок);

4) заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

5) документы, подтверждающие права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;

6) протоколы общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;

7) документы, подтверждающие итоги голосования на общем собрании членов товарищества, в том числе бюллетени для голосования, доверенности на голосование или копии таких доверенностей, а также в письменной форме решения собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования;

8) техническая документация на многоквартирный дом и иные связанные с управлением данным домом документы;

9) иные предусмотренные настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренние документы товарищества.

Как установлено судом и подтверждается материалами надзорного производства, ФИО 2 является собственником жилого и нежилого помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Указанным многоквартирным домом управляет ТСЖ «НоВа», председателем является ФИО 3, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и уставом организации.

Также судом установлено, что ФИО 2 неоднократно обращался в адрес председателя ТСЖ «НоВа» с требованием об ознакомлении с реестром членов ТСЖ «Нова», в том числе ДД.ММ.ГГГГ в правление ТСЖ «Нова» поступило его обращение о предоставлении для ознакомления реестра членов ТСЖ «Нова», однако, как следует из объяснений ФИО 2, данных им в прокуратуре Кировского района г. Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ он пришел в офис ТСЖ «НоВа» для ознакомления с реестром членов ТСЖ «НоВа» по его заявлению. Председатель правления ТСЖ «НоВа» ФИО 3, дала в руки реестр членов, однако, когда заявитель начал выписывать сведения из указанного реестра членов ТСЖ «НоВа», Председатель правления ТСЖ «НоВа» ФИО 3 вырвала указанный реестр, не дав сделать выписки из него, не дала возможность сфотографировать, откопировать его. В связи с чем, он с ним не ознакомился.

Суд, оценивая действия председателя правления ТСЖ «НоВа» ФИО 3, исходит из того, что ФИО 2 в силу закона имеет право на ознакомления с документами, перечисленными ст. 143.1 ЖК РФ.

В силу п. 7 ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья, наряду с прочими, входит ведение реестра членов товарищества, делопроизводства.

Согласно Стандарту раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации N 731 от 23.09.2010 г. управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, товариществом и кооперативом, в том числе путем предоставления на основании запросов, поданных в письменном виде (п. 5 (1) Стандарта), предусмотрен п. 3 Стандарта.

В силу ст. 5 (1). Стандарта товариществами и кооперативами информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива:

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность;

б) размещения информации на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в доме (далее - информационные стенды);

в) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном виде, а при наличии технической возможности - также в электронном виде. Отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке (пункт 4).

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию любым законным способом.

Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Перечень информации, подлежащей раскрытию управляющей организацией, товариществом в том числе по запросу заинтересованных лиц, установлен пунктами 3, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 Стандарта и является исчерпывающим, и касается общей информации об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности; сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядка и условий оказания услуг; сведений о стоимости работ (услуг); сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

При этом, в силу п. 8, п. 8 (1) Стандарта общая информации об управляющей организации, товариществе и кооперативе, подлежащая раскрытию, не включает в себя сведения о членах ТСЖ (реестр, решения (бюллетени) членов).

Таким образом, закон, регулирующий правоотношения сторон, не устанавливает обязанность ТСЖ, правления, председателя правления ТСЖ (ТСН) по предоставлению (выдаче) членам товарищества, на основании их обращений копий реестра членов ТСЖ (ТСН), закрепляя при этом право указанных лиц на ознакомление с данными документами.

В соответствии со ст. ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

Согласно ст. 6 Федерального закона N 152-ФЗ обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в случаях прямо предусмотренных законом или с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

При таких обстоятельствах, заместитель прокурора установив, что были нарушены права собственника на ознакомление с реестром членов ТСЖ, законно обязал председателя ТСЖ «НоВа» ФИО 3 принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений действующего законодательства, их причин и условий им способствующих, недопущению впредь, в том числе не чинить препятствия и предоставить возможность ФИО 2 для ознакомления с полным реестром членов ТСЖ «Нова», в том числе путем выписок, снятия фотокопий за счет собственных технических средств ФИО 2

При этом, доводы административных истцов о том, что законом не предусмотрено ознакомление с документами путем фотографирования и снятия копий за счет ознакомляемого, суд считает необоснованными, поскольку заявитель при ознакомлении с интересующей его информацией вправе самостоятельно делать выписки и копии из документов, а также производить фотографирование документов, не содержащих подлежащие защите персональные данные. К такому выводу суд пришел исходя из того, что в представлении прокурора содержится лишь законное требование об ознакомлении ФИО 2 с полным реестром членов ТСЖ «НоВа», но не указано на то, что ТСЖ «НоВа» обязано предоставить ФИО 2 для снятия фотокопий и производства выписок персональных данных членов ТСЖ «НоВа», в том числе их контактных номеров телефонов. Таким образом, ТСЖ «НоВа» обязано в силу закона предоставить ФИО 2 для ознакомления полный реестр членов ТСЖ, а тот в свою очередь вправе за счет собственных технических средств делать выписки из него, снимать фотокопии с документов, не содержащих какие-либо персональные данные других лиц.

Таким образом, указанное в обжалуемом представлении прокурора нарушение требований жилищного законодательства, имело место. Следовательно, у заместителя прокурора Кировского района г. Новосибирска были основания, предусмотренные пунктом 3 статьи 22 Закона "О прокуратуре", для внесения оспариваемого представления.

Таким образом, поскольку оспариваемое представление соответствовало вышеприведенным нормам Закона "О прокуратуре", то в силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

Пунктом 2 статьи 26 Закона "О прокуратуре" установлено, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

В данном случае, внося оспариваемое представление, заместителем прокурора не нарушены названные требования закона, поскольку им лишь в обязательном порядке предписано принять меры к устранению нарушений закона. В то же время, каких-либо обязательных предписаний, касающихся оперативно-хозяйственной деятельности ТСЖ «НоВа», в представлении не содержится.

Именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При этом ни председатель ТСЖ «НоВа», ни Терещенко Д.Н. не представили суду доказательств, что при вынесении оспариваемого представления заместителем Прокурора Кировского района г. Новосибирска допущены какие-либо нарушения, которые привели к принятию необоснованного решения, а равно не учтены те или иные обстоятельства.

Также суд принимает, что оспариваемые действия предприняты в соответствии с установленным законом порядком.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований административных истцов ТСЖ «НоВА», Терещенко Д.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ТСЖ «НоВА», Терещенко Д. Н. оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 02 августа 2019 года.

Копия верна:

На «___» ______ 2019 года решение в законную силу не вступило.

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2а-1986/2019 (уникальный идентификатор дела 54RS0005-01-2019-001940-84) Кировского районного суда города Новосибирска.

Судья