копия
Дело № 2а-1987/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белорецкий межрайонный суд в составе председательствующего судьи Харькиной Л.В.,
при секретаре Заворуевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к административному ответчику Администрации муниципального района Белорецкий район о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, без проведения торгов,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к административному ответчику Администрации муниципального района Белорецкий район о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, без проведения торгов. В обоснование заявленных требований указал о том, что .... он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, без проведения торгов. К заявлению им были приложены все необходимые документы.
.... главным специалистом сектора муниципального контроля отдела жилищной политики и муниципального контроля Администрации муниципального района ...ФИО 2 был составлен акт обследования земельного участка с выездом на место.
.... им был получен ответ, которым в предоставлении земельного участка в собственность было отказано. Отказ был мотивирован тем, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, имеющие признаки некапитального строения.
С решением ответчика он не согласен по следующим основаниям.
На спорном земельном участке расположены следующие капитальные строения:
- пилорама, на которую зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ...
- столярное помещение, на которое зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ...
- здание административно-бытового корпуса, на возведение которого было выдано разрешение на строительство от ...., разрешение на ввод в эксплуатацию, а также зарегистрировано право собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от .... Строительство указанного здания производилось в соответствии с проектной документацией.
С технической точки зрения вышеперечисленные объекты обладают всеми признаками недвижимости: Строение АБС имеет углубленный фундамент, капитальный характер строения, присутствуют стационарные коммуникации (проведено электричество). На столярное помещение проведен технический учет и инвентаризация, имеется технический паспорт.
Просит признать незаконным и отменить отказ Администрации муниципального района ... в предоставлении ему в собственность за плату земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования, кадастровый №....
Обязать Администрацию муниципального района ... предоставить ему в собственность за плату без проведения торгов земельный участок площадью ....м., кадастровый №....
Административный истец ФИО1 в судебном заседании свои исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, показания дал аналогично изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Администрации муниципального района ...ФИО2, действующая на основании доверенности в судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 не признала и показала, что при обследовании земельного участка, расположенного по адресу: РБ, ... установлено, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, имеющие признаки некапитального строения. Соответственно, предоставление земельного участка ФИО1 на заявленном виде прав не допускается.
Определением Белорецкого межрайонного суда от .... к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Комитета Управления собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по ... и ....
Представитель заинтересованного лица Комитета Управления собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по ... и ...ФИО2, действующая на основании доверенности в судебном заседании просила ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В судебном заседании установлено, что между Администрацией ... и ... в лице председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству ... и ... (арендатор) и ООО «Лина» (ФИО 1) – (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №... от ...., в соответствии с которым Арендодатель передает Арендатору в аренду земельный участок, площадью ... га, по адресу: ..., цель аренды: эксплуатация пилорамы, срок аренды на ....
Из договора купли-продажи от ...., заключенного между ФИО 1 (продавец) и ФИО 3 (покупатель) следует, что продавец продал, а покупатель купил в собственность пилораму по адресу: РБ, ..., общей площадью ... кв.м. Указанная пилорама находится на земельном участке, общей площадью ... кв.м., расположенного на землях населенных пунктов, предоставленном для эксплуатации пилорамы, кадастровый №....
Из договора купли-продажи от ...., заключенного между ФИО 1 (продавец) и ФИО 3 (покупатель) следует, что продавец продал, а покупатель купил в праве собственности столярное помещение по адресу: РБ, ..., общей площадью ... кв.м. Указанное столярное помещение находится на земельном участке, общей площадью ... кв.м., расположенного на землях населенных пунктов, предоставленном для эксплуатации пилорамы, кадастровый №....
Из договора уступки права требования (цессии) по договору аренды от ...., заключенного между ООО «Лина» в лице директора ФИО 1 (Цедент) и ФИО 3 (Цессионарий) следует, что Цедент уступает, а Цессионарий принимает в полном объеме право требования по договору аренды земельного участка №... от ...., заключенному между Цедентом (прежний Арендодатель) и администрацией ... и ... (Арендатор). Земельный участок, общей площадью ... кв.м. расположен по адресу: РБ, ....
В соответствии с договором купли-продажи от .... следует, что ФИО 4 (продавец) и ФИО 5 (покупатель) заключили настоящий договор, по условиям которого Продавец продал, а Покупатель купил в собственность нежилые здания: здание пилорамы (Литер А); столярное помещение (Литер Б), находящиеся по адресу: РБ, ..., расположенные на земельном участке площадью ... кв.м., кадастровый №....
В соответствии с договором уступки права требования (Цессии) по договору аренды от .... следует, что ФИО 4 (Цедент) и ФИО1 (Цессионарий) заключили настоящий договор, по условиям которого ФИО 4 передает, а ФИО1 принимает на себя права и обязанности арендатора на земельном участке, общей площадью ... кв.м., расположенный на землях населенных пунктов, предоставленный для эксплуатации пилорамы, находящийся по адресу: РБ, ... (п.1). Цедент уступает, а Цессионарий принимает в полном объеме право требования по договору аренды земельного участка №... от .... в полном объеме на срок до .... – безвозмездно (п.2).
В судебном заседании установлено, что в настоящее время на спорном земельном участке расположены следующие строения:
- столярное помещение, общей площадью ... кв.м., кадастровый №..., лит. Б, на которое административным истцом ... зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ....
- пилорама, общей площадью ... кв.м., кадастровый №..., на которую административным истцом ... зарегистрировано право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ....,
- административно-бытовой корпус, общей площадью ... кв.м., кадастровый №..., на возведение которого истцу было выдано разрешение на строительство от ...., разрешение на ввод в эксплуатацию от .... истцом зарегистрировано на постройку право собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ....
Из ответа административного ответчика за подписью Главы администрации муниципального района ..., выраженного в письме за исх. №... от ...., направленного в адрес ФИО1 на его заявление от .... по вопросу оформления земельного участка в собственность за плату следует, что при обследовании земельного участка, расположенного по адресу: РБ, ... установлено, что на земельном участке расположены объекты недвижимости, имеющие признаки некапитального строения. Соответственно, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 25 ЗК РФ).
Так, статьей 37 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
По смыслу закона, договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Земельный кодекс РФ в п.5 ст. 1 установил принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 и ч.1 ст. 37 ЗК РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из содержания указанного положения статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявленное в ней право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приобретение земельного участка, занятого соответствующим объектом недвижимости.
По смыслу приведенных норм, возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.
Согласно п.5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, в пределах особо охраняемых природных территорий.
Указанная норма права содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ здания, строения и сооружения являются объектами капитального строительства.
В соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ право использования объекта капитального строительства возникает после ввода объекта в эксплуатацию.
Особенностью хозяйственных построек является то, что они не могут быть использованы в качестве здания, сооружения, поскольку для их возведения не требуется получение разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию. Данные объекты носят временный характер.
Хозяйственное строение - это вспомогательный (не самостоятельный) отдельно стоящий, или пристроенный объект недвижимости хозяйственно-бытового назначения: сарай для содержания скота и птицы; сарай (бытовка) для хранения хозяйственного инвентаря; хозяйственный навес, навес для автомобилей; гараж; баня, летний душ, уборная; летняя кухня; теплица; погреб и т.п. капитальные и некапитальные постройки.
В ходе рассмотрения дела административным истцом были представлены допустимые достоверные и достаточные доказательства, подтверждающие тот факт, что объекты недвижимости, возведенные на спорном земельном участке, в частности столярное помещение и здание административно-бытового корпуса, являются самостоятельными объектами недвижимости. С технической точки зрения вышеназванные объекты недвижимости обладают всеми признаками недвижимости: здание административно-бытового корпуса имеет углубленный фундамент, капитальный характер строения, присутствуют стационарные коммуникации (проведено электричество), для его возведения истцом получено разрешение на строительство от ...., и получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ....На столярное помещение проведен технический учет и инвентаризация – имеется технический паспорт. На данные объекты недвижимости за ФИО1 зарегистрировано право собственности.
Установив, что спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов, предоставлен для эксплуатации пилорамы, суд полает, что данный земельный участок не ограничен в обороте и может быть предоставлен в собственность ФИО1 за плату.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 как собственник нежилых помещений, имеет исключительное право на приобретение в собственность спорного земельного участка, на котором расположены вышеназванные нежилые помещения, по цене, определяемой в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, в связи с чем, заявленные им исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального района ... РБ о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату, удовлетворить.
Признать отказ в предоставлении ФИО1 земельного участка в собственность за плату, выраженный в письме Администрации муниципального района ... РБ от ..., незаконным.
Обязать Администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан заключить с ФИО1 договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №..., общей ... кв.м., расположенного по адресу: РБ, ... по выкупной цене, определенной в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца через Белорецкий межрайонный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено ....
Судья: подпись Харькина Л.В.