Дело № №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 сентября 2019 года г. Железногорск
Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Марткачаковой Т.В.,
при секретаре Нурзьяновой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ОСП по г. Железногорску, начальнику ОСП по г. Железногорску ФИО2 о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ОСП по г. Железногорску, начальнику отдела – старшему судебному приставу ФИО2 о признании незаконным действий судебного пристава – исполнителя, обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ он узнал на портале Государственных услуг о том, что у него имеется судебная задолженность по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ по штрафу (УИН 32№). Однако указанное исполнительное производство окончено в 2015 году, в связи с оплатой им штрафа, чек об оплате штрафа направлен судебному приставу – исполнителю. По данным обстоятельствам ФИО1 направлено обращение в интернет приемной сайте ФССП России с просьбой разобраться в сложившейся ситуации и ДД.ММ.ГГГГ получен электронный ответ за подписью начальника ОСП по г. Железногорску по исполнительному производству в отношении другого должника, в указанном ответе отсутствует информация по существу обращения ФИО1 В связи с чем истец обратился с иском в суд и просил: признать незаконным действие пристава-исполнителя по направлению ненадлежащего ответа на обращение; признать незаконным действие пристава-исполнителя по не устранению недостоверной информации из информационной системы государственных и муниципальных платежей; обязании пристава-исполнителя устранить недостоверную информацию из информационной системы государственных и муниципальных платежей об исполнительном производстве №-ИП.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.
Судебный пристав – исполнитель ОСП по <адрес>, в производстве которой находилось исполнительное производство, ФИО3 возражала против заявленных требований. При этом пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по <адрес> на основании постановления ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД России «Красноярское» от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 штрафа в размере 500 рублей возбуждено исполнительное производство №-ИП. ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 9 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство окончено в связи с истечением срока давности. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП по <адрес> поступило обращение ФИО1 по факту указания на портале Государственных услуг сведений о наличии у него задолженности в размере 472,9 рублей, ДД.ММ.ГГГГ ему подготовлен ответ на обращение, однако в связи с технической ошибкой в отправляемый файл вложен ответ на иное обращение. На сегодняшний день ему направлен ответ по существу на его обращение по электронной почте. ДД.ММ.ГГГГ постановлением начальника ОСП по <адрес> постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП отменено, исполнительные действия возобновлены, в тот же день вынесено постановление об окончании исполнительного производства по п.п. 1 ч. 1 ст. 47 «Об исполнительном производств» в связи с фактическим исполнением.
Административный ответчик начальник ОСП по г. Железногорску ФИО2, представитель административного ответчика –ОСП по г. Железногорску, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, представитель заинтересованного лица ГИБДД МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.
Суд считает возможным рассмотреть дело в силу ч.6 ст.226 КАС РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Рассматривая вопрос о соблюдении сроков обращения в суд с административным иском, суд исходит из следующего:
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно исковому заявлению о нарушении своих прав истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ после получения ответа на его обращение посредством заполнения электронной формы.
ДД.ММ.ГГГГ (почтовый штемпель на конверте) истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о соблюдении истцом срока на обращение в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, а потому иск подлежит рассмотрению по существу.
Изучив административное исковое заявление, заслушав мнение участника процесса, исследовав и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 360 КАС РФ постановления старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту - Закон № 229-ФЗ), в соответствии с которой постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии с п.п. 6 ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьей 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Согласно п.п. 9 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.
Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи (в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ).
Согласно ч. 1,2,3 ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перечень которых устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами. Создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах осуществляет Федеральное казначейство. Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах устанавливает Федеральное казначейство по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Указанным порядком определяются: перечень информации об уплате государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, порядок ее получения и предоставления.
В силу ч. 4 ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, обязаны незамедлительно при достаточности денежных средств для исполнения распоряжения о переводе денежных средств не позднее дня приема к исполнению соответствующего распоряжения, а при приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем приема к исполнению соответствующего распоряжения, направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
В силу ч. 5 ст. 21.3 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные учреждения незамедлительно не позднее дня осуществления начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предоставляемые услуги, указанные в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, а при ее начислении после 21 часа по местному времени - не позднее дня, следующего за днем начисления, обязаны направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
Согласно п. 7,8,11 Положения о федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 25.07.2019) "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре осуществляют федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации, органы государственных внебюджетных фондов, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, предоставляющие соответствующие услуги (исполняющие соответствующие функции), на основании утвержденных административных регламентов предоставления услуг (исполнения функций) и стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг. Для обеспечения создания и функционирования федерального реестра организуется информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, Центрального банка Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных организаций (далее - участники информационного взаимодействия). Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федерального реестра.
Согласно п.1,2,3 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861 (ред. от 25.07.2019) "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) обеспечивает: а) доступ физических лиц и организаций (далее - заявители) к сведениям о государственных и муниципальных услугах, функциях по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - функции), содержащимся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр); д) доступ заявителей с использованием подсистемы единого личного кабинета к сведениям о ходе рассмотрения заявления, истории обращений за получением государственных и муниципальных услуг, иных услуг в соответствии с перечнем иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), а также возможности хранения полученных заявителем в электронной форме результатов предоставления таких услуг и иных связанных с предоставлением таких услуг документов в электронной форме. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации является оператором единого портала. Министерство экономического развития Российской Федерации является уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федерального реестра.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем ОСП по г. Железногорску на основании постановления ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД России «Красноярское» № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с ФИО1 штрафа в размере 500 рублей возбуждено исполнительное производство №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом – исполнителем в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 47 ФЗ «Об исполнительном производстве» в связи с истечением срока давности исполнительного документа, исполнительное производство окончено.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ОСП по г. Железногорску поступило обращение ФИО1 (вх. ДД.ММ.ГГГГ№) по факту указания на портале Государственных услуг сведений о наличии у ФИО1 судебной задолженности в размере 472,9 рублей, возбуждения исполнительного производства №-ИП, принятии мер по устранению нарушений прав ФИО1 в связи с оплатой штрафа ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением информации об оплате штрафа (копия квитанции об оплате), постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава ОСП по г. Железногорску постановление об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП отменено, исполнительные действия возобновлены. В тот же день, судебным приставом – исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства по п.п. 1 ч. 1 ст. 47 «Об исполнительном производств» в связи с фактическим исполнением. Таким образом основания для прекращения исполнительного производства изменены в связи с наличием информации об оплате штрафа.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 дан ответ на указанное обращение, между тем, как пояснил в ходе судебного заседания судебный пристав – исполнитель в связи с технической ошибкой в отправляемый файл вложен ответ на иное обращение, указанное обстоятельство установлено в связи с поступлением административного искового заявления ФИО1 в суд. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ОСП по г. Железногорску ранее подготовленный ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, направлен в адрес ФИО1 по его электронному адресу в соответствии с ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Таким образом, ОСП по г. Железногорску ответ на обращение ФИО1 дан в соответствии с требованиями ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», о том, что в связи с поступившей информацией об оплате штрафа, исполнительное производство окончено в соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 47 «Об исполнительном производстве».
Кроме того, в представленном административным истцом к административному исковому заявлению скриншоте страницы портала госуслуг, сведения о задолженности в размере 472,9 рублей числятся по постановлению ГИБДД УИН №, однако в представленных административным ответчиком материалах исполнительного производства, основанием для его возбуждения явилось постановление ГИБДД УИН №.
Кроме того, согласно информации, имеющейся на официальном сайте ФССП России, являющемся общедоступным ресурсом, сведения о наличии задолженности у административного истца ФИО1, отсутствуют.
Согласно представленного чека –ордера Восточно-Сибирского банка Сбербанк России структурного подразделения № оплата штрафа по УИН № произведена ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в сумме 500 рублей. Таким образом, в силу требований ч. 4 ст. 21.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на банк возложена обязанность по направлению информации об уплате данного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
Согласно ответу начальника ОСП по г. Железногорску ввиду прекращения исполнительного производства фактическим исполнением ДД.ММ.ГГГГ и после обновления АИС ФССП по Красноярскому краю сведения о должнике ФИО1 по данному исполнительному производству будут удалены.
При указанных обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска, поскольку ответ ФИО1 подготовлен в установленные сроки - ДД.ММ.ГГГГ, после выявления сведений о технической ошибке направлен по электронному адресу заявителя, по его обращению судебным приставом были предприняты меры, а именно в связи с получением сведений об оплате задолженности по штрафу с УИН 18№ исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, поскольку штраф оплачен заявителем через банк именно на банке лежала обязанность по внесению этих сведений в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, и согласно ответу начальника ОСП по г. Железногорску ввиду прекращения исполнительного производства и обновления АИС ФССП по Красноярскому краю сведения о должнике по производству 49498/1624089-ИП будут удалены. Таким образом, действиями судебного пристава-исполнителя по ошибочному направлению ответа на иное обращение заявителю ФИО1 реального нарушения его прав не допущено, данная неточность устранена после выявления ошибки ДД.ММ.ГГГГ путем направления ранее подготовленного надлежащего ответа от 1.408.2019 на электронную почту заявителя.
Также суд приходит к выводу о том, что у ОСП по г. Железногорску не имеется технической возможности и полномочий устранять информацию из информационной системы государственный и муниципальных платежей на сайте федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", поскольку уполномоченным органом по ведению информационного ресурса федерального реестра является Министерство экономического развития Российской Федерации, а служба судебных приставов осуществляет формирование сведений об услугах (функциях) и представление их для размещения в федеральном реестре.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на сегодняшний день ОСП по г. Железногорску права заявителя восстановлены, ответ на обращение фактически подготовлен и направлен заявителю, исполнительное производство после получения сведений об оплате штрафа, прекращено, о чем внесены сведения в АИС ФССП по Красноярскому краю, что следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду отсутствия у судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Железногорску полномочий изменять какие-либо сведения непосредственно на сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", не имеется оснований для признания незаконным действий судебного пристава по не устранению недостоверной информации из данной информационной системы, обязании устранить из указанного ресурса сведения.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 15 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к ОСП по г. Железногорску, начальнику ОСП по г. Железногорску ФИО2 о признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя, обязании устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд, путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через суд, принявший решение.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Марткачакова Т.В.