ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1987/19 от 24.07.2019 Волжского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-1987/2019

64RS0043-01-2019-002430-36

Решение

именем Российской Федерации

24.07.2019 г. г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Тереховой –Сидоркиной О.В.

при секретаре Максимовой А.В.

с участием административного истца Маслова В.В., представителя заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере Леонтьевой Н.В., администрации муниципального образования «Город Саратов» Абушаевой Г.А., заинтересованного лица Галактионова П.П., представителя заинтересованного лица Управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Маслова В.В. к заместителю главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере Леонтьевой Н.В., администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица: Галактионов П.П. , Управление по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитет по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании бездействия должностного лица, обязании выдать решение, о взыскании судебных расходов

установил:

Маслов В.В. обратился в суд с иском к заместителю главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере Леонтьевой Н.В., администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании бездействия должностного лица, обязании выдать решение, о взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ, на основании заявки поданной истцом в ДД.ММ.ГГГГ, он участвовал в конкурсе по отбору объектов нематериального культурного наследия находящегося на территории муниципального образования «Город Саратов» и проводимого в соответствии с Постановлением администрации МО «Город Саратов» от 09.10.2017 г. № 2853 «О списке элементов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов». Согласно п.2.5 Приложения 2 к Постановлению администрации МО «Город Саратов» от 09.10.2017 г. № 2853 «О списке элементов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» по результатам рассмотрения комиссия принимает решение в виде заключения, которое оформляется в виде протокола о вынесении (отказе в вынесении) объектов на интернет- голосование, принятое большинством голосов членов комиссии и содержит мотивированное обоснование вынесения (отказа в вынесении) объектов на интернет- голосование. 13.05.2019 г. в письме за № 46 истец обратился к заместителю главы администрации муниципального образования «Город Саратов» Леонтьевой Н.В., которая в соответствии с занимаемой должностью является председателем комиссии по отбору объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов», с просьбой предоставить истцу решение комиссии по отбору объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» в виде заключения оформленного в виде протокола о вынесении (отказе в вынесении) объектов на интернет-голосование, принятого большинством голосов членов комиссии и содержащего мотивированное обоснование вынесения (отказа в вынесении) объектов на интернет-голосование. ДД.ММ.ГГГГ в письме за Леонтьева Н.В. сообщила, что предоставление Протокола рассмотрения заявок на участие в отборе объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» не предусмотрено нормативно- правовыми актами, регламентирующими проведение конкурса на отбор объектов нематериального культурного наследия. С указанными действиями Леонтьевой Н.В. истец не согласен, поскольку они нарушают право истца на предоставление информации о деятельности органа местного самоуправления, определённое п. 6 ст. 6 закона РФ от 09.02.2009г. №8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Статья 5 закона РФ от 09.02.2009г. №8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» содержит исчерпывающий перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, доступ к которым ограничен. Протокол рассмотрения заявок на участие в отборе объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» под требования данного перечня не подпадает. Истец, как участник конкурса, является заинтересованным лицом. Данный протокол необходим истцу для принятия решения об обоснованности решения комиссии по отбору объектов нематериального культурного наследия имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» и возможного обращения в суд для оспаривания данного решения. Просить суд признать незаконным бездействие заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» Леонтьевой Н.В по невыдаче истцу решения комиссии по отбору объектов нематериального культурного наследия, находящегося на территории муниципального образования «Город Саратов», в виде заключения, оформленного в виде протокола о вынесении (отказе в вынесении) объектов на интернет-голосование, принятого большинством голосов членов комиссии и содержащего мотивированное обоснование вынесения (отказа в вынесении) объектов на интернет-голосование; Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» выдать истцу на руки решение комиссии по отбору объектов нематериального культурного наследия, находящегося на территории муниципального образования «Город Саратов» в виде заключения, оформленного в виде протокола о вынесении (отказе в вынесении) объектов на интернет-голосование, принятого большинством голосов членов комисии и содержащего мотивированное обоснование вынесения (отказа в вынесении) объектов на интернет-голосование; взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу истца сумму уплаченной государственной пошлины.

В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере Леонтьевой Н.В., администрации муниципального образования «Город Саратов» Абушаева Г.А. просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Заинтересованное лицо Галактионов П.П. полагал, что имеются все основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель заинтересованного лица Управления по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов» Ефименко С.А. полагала, что основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют ввиду отсутствия нарушения права истца действиями ответчиков.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд в соответствии с положениями ч. 2 ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, в суд приходит к следующим выводам.

В развитие ст. 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По смыслу приведенных выше положений закона решение об удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается в случае, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и указанными решением, действием (бездействием) были нарушены права, свободы и законные интересы заявителя. При этом обязанность доказать факт нарушения прав, свобод и законных интересов в результате совершения оспариваемых действий (бездействия) и принятия оспариваемых решений возлагается на административного истца.

В судебном заседании установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ДД.ММ.ГГГГ. истец в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.10.2017 г. № 2853 «О списке элементов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» обратился в Управление по культуре администрации муниципального образования «Город Саратов» (л.д.14-15) с Заявкой на участие в отборе элементов нематериального культурного наследия, имеющихся на территории муниципального образования «Город Саратов» для интернет-голосованя с объектом: «День зимнего солнцестояния, славянский праздник «Колядо»».

В соответствие с "Положением о порядке проведения отбора объектов нематериального культурного наследия, подлежащих включению в список объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденного Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 17.08.2018г. N 1866 "О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 09.10.2017 г. N 2853 "О списке элементов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования "Город Саратов" (далее Положение), Положение устанавливает порядок проведения отбора объектов нематериального культурного наследия (далее - объекты), имеющегося на территории муниципального образования "Город Саратов", в целях их сохранения. Отбор является открытым и проводится ежегодно в соответствии с настоящим Положением (п.1.2.). Организаторами отбора являются управление по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов" и комитет по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования "Город Саратов" (п.1.3.). Выявленные в ходе отбора объекты нематериального культурного наследия подлежат включению в список объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования "Город Саратов", в порядке, предусмотренном п. 2.7 настоящего Положения (п.1.4.).

Согласно п. 2.1 Положения отбор проводится ежегодно с 1 марта по 1 апреля путем проведения интернет-голосования. Отбор объектов проводится по письменным заявкам физических и юридических лиц (п. 2.2). Заявки принимаются в течение календарного года (до 31 декабря) предшествующего проведению отбора. Место подачи заявок на участие в отборе: <адрес> управление по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов". Контактные данные: телефон , адрес электронной почты: иные данные.Заявки подаются по каждому жанровому направлению отдельно (п. 2.2.1.). Заявка подается в письменной форме в соответствии с приложением к настоящему Положению. Заявка на участие в отборе объектов оформляется на русском языке в двух экземплярах (оригинал и копия), каждый из которых удостоверяется подписью заявителя, и представляется в управление по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов". К заявке прилагается удостоверенная подписью заявителя копия описи представленных документов и материалов, оригинал которой остается в управлении по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов". Заявка регистрируется в журнале регистрации заявок (п. 2.2.2).

Заявки рассматриваются ежегодно с ДД.ММ.ГГГГ комиссией по отбору объектов нематериального культурного наследия, подлежащих включению в список объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - комиссия). Комиссия правомочна, если в заседании комиссии приняли участие более половины от числа ее членов (п.2.3.). Согласно п. 2.4 Положения, критериями отбора объектов для интернет-голосования являются: историческая и культурная значимость объектов для населения города; уникальность объектов (единственный в своем роде, имеющий высокую художественную ценность); самобытность и преемственность (передача от поколения к поколению).

По результатам рассмотрения заявок комиссия принимает решение в виде заключения, которое оформляется в виде протокола о вынесении (отказе в вынесении) объектов на интернет-голосование, принятое большинством голосов членов комиссии, и содержит мотивированное обоснование вынесения (отказа в вынесении) объектов на интернет-голосование (п. 2.5.).

Сведения об объектах, в отношении которых имеется заключение о вынесении объектов на интернет-голосование, размещаются комитетом по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования "Город Саратов" на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" до 1 марта с целью проведения интернет-голосования (п. 2.6.).

Комитет по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение семи рабочих дней со дня окончания интернет-голосования включает в список объекты, набравшие наибольшее количество голосов по итогам интернет-голосования, и размещает обновленный список объектов на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" в течение трех рабочих дней со дня включения объектов в список (п.2.7.).

Судом установлено, что по результатам рассмотрения заявок комиссия, должностной состав которой определен в Приложении N 3 к постановлению администрации муниципального образования "Город Саратов" от 17.08.2018 г. N1866, приняла решение о допуске к интернет - голосованию 3 объектов: «Саратовская глиняная игрушка», «Саратовская гармошка» и «Саратовский калач».

Установлено, что в соответствие с п. 2.6. Положения сведения об объектах, в отношении которых имеется заключение о вынесении объектов на интернет-голосование, были размещены комитетом по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования "Город Саратов" на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" до ДД.ММ.ГГГГ с целью проведения интернет-голосования. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя ответчиков и распечаткой с официального сайта администрации муниципального образования "Город Саратов" в разделе «Культура».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в письме за административный истец обратился к заместителю главы администрации муниципального образования «Город Саратов» Леонтьевой Н.В. с просьбой предоставить решение комиссии по отбору объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» в виде заключения оформленного в виде протокола о вынесении (отказе в вынесении) объектов на интернет-голосование, принятого большинством голосов членов комиссии и содержащего мотивированное обоснование вынесения (отказа в вынесении) объектов на интернет-голосование (л.д.7). Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами.

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в письме за Леонтьева Н.В. сообщила, что предоставление Протокола рассмотрения заявок на участие в отборе объектов нематериального культурного наследия, имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» не предусмотрено нормативно- правовыми актами, регламентирующими проведение конкурса на отбор объектов нематериального культурного наследия (л.д.8). Указанные обстоятельства, также, подтверждаются материалами настоящего административного дела и не оспаривались сторонами.

В силу положений ст. 12 Федеральный закон от 02.05.2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ст. 6 закона РФ от 09.02.2009г. №8 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе, размещением государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет", предоставления пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Анализируя установленные по делу обстоятельства в соответствии с указанными выше нормами права, суд приходит к выводу о том, что обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ. заместителем главы администрации муниципального образования «Город Саратов» Леонтьевой Н.В. было рассмотрено своевременно (на заявление истца был дан ответ ДД.ММ.ГГГГ в письме за

Также суд приходит к выводу о том, что сведения об объектах, в отношении которых имеется заключение о вынесении объектов на интернет-голосование, были размещены комитетом по общественным отношениям, анализу и информации администрации муниципального образования "Город Саратов" на официальном сайте администрации муниципального образования "Город Саратов" в установленные законом сроки (до ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 09.10.2017г. №2853 «О списке элементов нематериального культурного наследия имеющегося на территории муниципального образования «Город Саратов» либо иным правовым актом, не установлена обязанность по направлению решения в виде заключения, которое оформляется в виде протокола о вынесении (отказе в вынесении) объектов на интернет-голосование, принятое большинством голосов членов комиссии, гражданам, юридическим лицам или организациям.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов истца со стороны административных ответчиков, а также о том, что оспариваемое истцом бездействие главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере Леонтьевой Н.В. не противоречит закону, в связи с чем в удовлетворении исковых требований Маслова В.В. к заместителю главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере Леонтьевой Н.В., администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия заместителя главы администрации муниципального образования «Город Саратов» Леонтьевой Н.В по невыдаче истцу решения комиссии по отбору объектов нематериального культурного наследия, находящегося на территории муниципального образования «Город Саратов», в виде заключения, оформленного в виде протокола о вынесении (отказе в вынесении) объектов на интернет-голосование, принятого большинством голосов членов комиссии и содержащего мотивированное обоснование вынесения (отказа в вынесении) объектов на интернет-голосование незаконным, об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» выдать истцу на руки решение комиссии следует отказать.

В силу ст. 200 КАС РФ при выявлении случаев нарушения законности суд выносит частное определение и не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения частного определения направляет его копии в соответствующие органы, организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению выявленных нарушений в течение одного месяца со дня вынесения частного определения, если иной срок не установлен в частном определении.

Вместе с тем, оснований для вынесения судом частного определения в адрес административных ответчиков, либо в адрес заинтересованных или иных лиц суд не усматривает.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Установлено, что истцом при обращении в суд была оплачена государственная пошлина в размере 300 руб.

Вместе с тем, поскольку в удовлетворении исковых требований истцу отказано, оснований для взыскания в его пользу судебных расходов суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Маслова В.В. к заместителю главы администрации муниципального образования «Город Саратов» по социальной сфере Леонтьевой Н.В., администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании бездействия должностного лица, обязании выдать решение, о взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г.Саратова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.В. Терехова-Сидоркина