Дело № 2а-377/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в соответствии с которым с учетом изменений иска на основании ст.46 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя Выксунского МОСП УФССП России по Нижегородской области, выразившееся в не совершении всех предусмотренных законом мер принудительного характера по исполнению требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства №…..по выявлению имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, не производстве осмотра нежилого помещения, занимаемого должником, не принятии мер по розыску имущества должника, а также о возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя Выксунского МОСП УФССП России по Нижегородской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов взыскателя посредством производства полного комплекса мер принудительного характера, предусмотренного законодательством об исполнительном производстве и осуществить розыск имущества должника.
Требования мотивированы тем, что на исполнении в Выксунском МОСП УФССП России по Нижегородской области находится исполнительное производство №…., возбужденное ……. в отношении должника ООО "Партнер АРМ", взыскателем по которому является административный истец с предметом исполнения – взыскание денежных средств в сумме ….. руб., взысканные решением мирового судьи судебного участка №…. Выксунского судебного района Нижегородской области от.. по делу №……. За время с даты возбуждения исполнительного производства по дату подачи административного иска истек установленный законом для исполнения 2-хмесячный срок, однако меры принудительного характера, направленные на исполнение требований исполнительного документа, судебным приставом-исполнителем длительное время не предпринимаются, требования исполнительного документа не исполняются, денежные средства взыскателю не выплачены. Полагает, что совершенные судебным приставом-исполнителем действия были недостаточными для правильного и своевременного исполнения требований исполнительного документа, поскольку наличие на здании по адресу, указанному в исполнительном документе, и по которому был совершен выход судебного пристава-исполнителя, объявления о прекращении деятельности кафе "….." не может служить основанием для вывода об отсутствии у данного действующего юридического лица имущества, выход по месту нахождения органов управления должника не совершался, единоличный исполнительный орган должника - генеральный директор Т…….. была опрошена, но меры к ней, направленные на исполнение требований исполнительного документа, предусмотренные ст.113 ФЗ "Об исполнительном производстве", не были приняты. Из открытых источников известно, что здание по адресу осуществления деятельности кафе "…." было приобретено АО "В……", должник мог получить плату за отчуждение здания и находящегося в нем имущества, однако ограничений судебным приставом-исполнителем на отчуждение имущества наложено не было. Также судебным приставом-исполнителем не было реализовано предоставленное ему право входить в нежилые помещения, принадлежащие должнику, не произвел осмотр нежилого помещения в целях проверки наличия имущества должника в данном помещении. В связи с чем считает, что судебным приставом-исполнителем допущено бездействие, нарушающее права административного истца на правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный срок.
В судебном заседании административный истец и его представитель заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в административном иске, дополнительно указав, что в сети интернет размещена информация о том, что кафе "….." продолжает свою деятельность, в подтверждение чему предоставлены скриншоты страниц с объявлениями в одной из соцсетей. Также считают, что в обращениях в прокуратуру и начальнику МОСП содержится заявление о розыске имущества должника.
Административный ответчик ведущий судебный пристав-исполнитель Выксунского МОСП УФССП России по Нижегородской области ФИО3 с административным иском не согласилась, пояснив, что все необходимые действия в рамках данного исполнительного производства были совершены, с заявлением о розыске имущества должника взыскатель не обращался, оснований для объявления розыска по собственной инициативе не имелось. Возможности для входа в нежилое помещение и его осмотра не имелось, поскольку данное помещение должнику не принадлежало, были получены объяснения от руководителя должника о том, что деятельность не ведется, движений денежных средств по счету не было, счет закрыт. Административное приостановление деятельности производилось другим судебным приставом-исполнителем, проверка наличия имущества в этом случае не производится, исполнительное производство было окончено в день возбуждения данного исполнительного производства. Также из объяснений руководителя должника следовало, что инвентарь и оборудование в кафе не принадлежали ООО "Партнер АРМ", были удержаны арендатором в счет задолженности по арендной плате.
Представители заинтересованного лица и второго административного ответчика УФССП по Нижегородской области в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 ст.226 КАС РФ, а именно: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст.226 КАС РФ, а именно: 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.61, 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" Исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее также Федеральный закон N 229-ФЗ, Федеральный закон "Об исполнительном производстве") задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В соответствии со статьей 4 указанного закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона (ред. от 27.12.2019) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному и правильному исполнению исполнительных документов.
Как установлено судом, решением мирового судьи судебного участка №…. Выксунского судебного района Нижегородской области от …. по делу №….. с ООО "Партнер АРМ" в пользу ФИО1 взысканы денежные средства в сумме ….. руб., решение вступило в законную силу …, после чего ….. взыскателю был выдан исполнительный лист серия …. который с заявлением от ….. был предъявлен взыскателем к принудительному исполнению в Выксунский МОСП УФССП по Нижегородской области (вх….. от ….), после чего в установленный ч.8 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок ведущим судебным приставом-исполнителем Выксунского МОСП УФССП по Нижегородской области Г….. …. было возбуждено исполнительное производство №…… которое в настоящее время находится в производстве ведущего судебного пристава-исполнителя Выксунского МОСП ФИО3 В соответствии с ч.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику был установлен срок для добровольного исполнения продолжительностью пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В добровольном порядке требования исполнительного документа должником исполнены не были.
Бездействие при исполнении судебным приставом-исполнителем своих должностных обязанностей предполагает полное отсутствие или не совершение каких-либо действий, прямо предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Перечень исполнительных действий определен в статье 64 ФЗ "Об исполнительном производстве" в соответствии с частью первой которой исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ч.1 ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
В силу ч.3 ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
Порядок и условия обращения взыскания на имущество должника установлены в ст.69 ФЗ «Об исполнительном производстве», при этом обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю. Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона. При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.
Согласно ч.ч.7-10 ст.69 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник по требованию судебного пристава-исполнителя обязан представить сведения о принадлежащих ему правах на имущество, в том числе исключительных и иных правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, правах требования по договорам об отчуждении или использовании указанных прав, в размере задолженности, определяемом в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом должник предоставляет документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога. Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений. У налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: 1) о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; 2) о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; 3) об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях. Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.
Исполняя возложенную на него в силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" обязанность по принятию мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов и в связи с непредоставлением должником сведений об имуществе, на которое предлагается обратить взыскание судебным приставом исполнителем …… были направлены все необходимые запросы в банки, в налоговый орган и регистрирующие органы (Росреестр, ГИБДД, ГИМС), сведения о направлении запросов в электронном виде и поступлении ответов на них отражены в представленном реестре по исполнительному производству. Повторно запросы направлялись неоднократно в …….. г..
Согласно поступивших сведений зарегистрированных за должником транспортных средств, недвижимого имущества не имеется.
На основании поступивших сведений о наличии счета должника, постановлением от …… обращено взыскание на денежные средства должника, находящиеся в ПАО "С….". Однако, согласно поступавшим ответам на запросы судебного пристава-исполнителя, а также выписке по счету за период с …… г. поступлений денежных средств на счет не имелось, ….. банковский счет ООО "Партнер АРМ" был закрыт.
Проверка имущественного положения должника по месту осуществления им деятельности, совпадающим с адресом нахождения юридического лица, указанным в ЕГРЮЛ (выписка от …. №……), а именно: г.Выкса, ……. была проведена ……, т.е. в пределах срока, установленного ч.1 ст.36 ФЗ "Об исполнительном производстве", при этом было установлено, что здание закрыто, на входной двери размещена информация, что кафе "…." прекращает деятельность с …..
Помещение в здании по адресу: г.Выкса, …, площадью …. кв.м. занималось ООО "Партнер АРМ" на основании договора аренды от ….., заключенного с собственником здания К……., отчуждение которой данного имущества АО "В……" возникновение дохода у ООО "Партнер АРМ" не влечет, а задекларированная покупателем цель сноса данного здания явилась основанием для прекращения аренды, что отражено в полученных у генерального директора ООО "Партнер АРМ" Т…... объяснениях.
Поскольку нежилое помещение по адресу: г.Выкса, ……, не принадлежало должнику, оснований для реализации судебным приставом-исполнителем полномочий, предоставленных ему ч.2 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации", а также п.5 ч.1 ст.64 ФЗ "Об исполнительном производстве" входить без согласия должника в нежилое помещение, занимаемое должником не имелось и доводы административного истца в этой части отклоняются.
Из объяснений генерального директора ООО "Партнер АРМ" Т…... также следовало, что имущества, принадлежавшего Обществу, в помещении кафе не имелось, использовавшийся в деятельности инвентарь принадлежавшей ей …..был удержан арендатором в счет погашения задолженности по арендной плате.
В соответствии со ст.65 ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, установленных настоящей статьей, судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника, его имущества или исполнительный розыск ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка (ч.1). Под исполнительным розыском должника, его имущества или исполнительным розыском ребенка (далее - розыск) понимаются проводимые судебным приставом-исполнителем, на которого возложены функции по розыску (далее - судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск), предусмотренные настоящей статьей исполнительно-разыскные действия, направленные на установление местонахождения должника, имущества должника или местонахождения ребенка (ч.1.1). По своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о защите интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей, а также требования о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью или в связи со смертью кормильца, возмещении ущерба, причиненного преступлением, об отбывании обязательных работ, о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления (ч.3). По исполнительным документам, содержащим другие требования, судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе объявить розыск: 1) должника по исполнительному документу неимущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника; 2) должника по исполнительным документам имущественного характера, если исполнение требований исполнительного документа невозможно в отсутствие должника и сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей; 3) имущества должника по исполнительным документам имущественного характера, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей. (ч.5) Постановление о розыске должника или его имущества либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска (ч.6). Постановление судебного пристава-исполнителя о розыске или об отказе в объявлении розыска утверждается старшим судебным приставом или его заместителем. Постановление о розыске подлежит немедленному исполнению (ч.8).
Оснований для объявления розыска имущества должника по собственной инициативе у судебного пристава-исполнителя не имелось, поскольку предмет исполнения не относится к числу указанных в ч.3 ст.65 ФЗ "Об исполнительном производстве", заявления об исполнительном розыске имущества должника от взыскателя не поступало, в обращении от ……в Выксунский МОСП взыскателем указывается просьба проинформировать о ходе исполнительного производства, указывается на продолжение ведения деятельности должником, указывается на необходимость принятия мер к установлению принадлежащего должнику имущества и наложении на него ареста в целях его реализации и отсутствуют данные о том, что подачей этого обращения взыскатель инициирует исполнительный розыск в соответствии со ст.65 ФЗ "Об исполнительном производстве" (сведения об имуществе не приведены, согласие на авансирование расходов по совершению исполнительного розыска отсутствует). На данное обращение взыскателю …. был дан ответ (исх…….) с отражением хода исполнительного производства и принятых мерах. В адресованной в Выксунскую городскую прокуратуру жалобе взыскателем указываются аналогичные сведения и также отсутствуют данные о том, что подачей этого обращения взыскатель инициирует исполнительный розыск в соответствии со ст.65 ФЗ "Об исполнительном производстве".
В рамках исполнительного производства №…. от ….. было исполнено постановление судьи о назначении ООО "Партнер АРМ" административного наказания в виде административного приостановления деятельности по делу №…. на срок с …… по ……Проверка наличия имущества должника при исполнении административного наказания в соответствии со ст.32.12 КоАП РФ не предусмотрена.
Представленными скриншотами страниц соцсети "Вконтакте" также доводы административного истца о допущенном судебным приставом-исполнителем бездействии не подтверждаются, поскольку в объявлениях от …. и от …… указывается на возможность в будущем времени осуществления деятельности кафе "……..", а именно осуществление доставки блюд по городу с ….. и открытием кафе на новом месте ……
В соответствии с п.3 ч.1 ст.47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе, в случаях возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Согласно п.4 ч.1 ст.46 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Исходя из содержания вышеприведенных норм Федерального закона "Об исполнительном производстве" и разъяснений по их применению, содержащихся в п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, влечет за собой окончание исполнительного производства только при условии, что судебный пристав-исполнитель принял все допустимые законом меры по отысканию такого имущества и они оказались безрезультатными, т.е. обязательным условием окончания исполнительного производство ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, является принятие всех необходимых и эффективных мер к установлению такого имущества.
Поскольку имеются возможности для исполнения требований исполнительного документа исполнительное производство не было окончено и находится в производстве.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" указано, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Из положений статьи 46 Конституции РФ, статей 218, 217 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных правах, свободах и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права. Заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными подлежат удовлетворению, если суд признает оспариваемые решения, действия их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы заявителя, и об обязанности ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя или препятствия к их осуществлению.
Вопреки позиции административного истца, в системном толковании процессуального закона решение о признании бездействия незаконным - своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ). Таким образом, административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, оснований для удовлетворения отсутствуют.
Доводы административного иска в части непринятия судебным приставом-исполнителем определенных мер не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований, так как в силу вышеприведенных норм судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем, принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя. Не достижение судебным приставом-исполнителем желаемого взыскателем результата не свидетельствует о его бездействии.
В рассматриваемом случае все возможные меры по установлению имущества должника, на которое могло бы быть обращено взыскание, судебным приставом-исполнителем были предприняты, с заявлением о розыске должника или его имущества взыскатель как того требует ст.65 ФЗ «Об исполнительном производстве» не обращался и оснований для вынесения постановления о розыске у судебного пристава-исполнителя не имелось. Исполнительное производство не окончено, возможность исполнения требований исполнительного документа не утрачена. Совокупности условий для удовлетворения административного иска в рассматриваемом случае не имеется, оспариваемые действия осуществлены уполномоченным органом в пределах представленных полномочий в установленном законом порядке, нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
ФИО1 в удовлетворении исковых требований к судебному приставу-исполнителю Выксунского МОСП Управления ФССП по Нижегородской области ФИО3 и Управлению ФССП по Нижегородской области о признании незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в непринятии мер по исполнительному производству №……. по выявлению имущества должника, обращению на него взыскания и обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ, в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья - Корокозов Д.Н.