Дело № 2а-1989/2022
34RS0008-01-2022-002432-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Полубояровой Е.Г.,
при секретаре Сеткиной А.А.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 апреля 2022 года в городе Волгограде административное дело по иску ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Центрального районного отдела судебных приставов г. Волгограда УФССП по Волгоградской области ФИО1, заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава Центрального РО СП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления о прекращении исполнительного производства, возобновлении исполнительного производства,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями, которые мотивировала тем, что на основании решения мирового судьи судебного участка №120 Центрального района г. Волгограда по делу №2-120-118/2016 от 28.01.2016, исполнительный лист ВС 069586525 от 28.01.2016 возбуждено исполнительное производство №45103/17/34043-ИП от 14.07.2017 в отношении ФИО4 о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Алименты длительное время не выплачивались, административный истец ФИО2 неоднократно обращалась в службу судебных приставов Центрального района Волгограда, и только в 2021 году начали поступать алименты с периодичностью 1 раз в 2,5 месяца в сумме 3 000 руб. – 5 000 рублей. Задолженность по алиментам на 14.02.2022 составила 655 527,90 рублей. 20.02.2022 истец через сайт государственных услуг обратилась в службу судебных приставов Центрального района г. Волгограда о привлечении к уголовной ответственности ФИО4 за неуплату алиментов на содержание детей (задолженности). 01.03.2022 через сайт государственных услуг истец получила постановление по результатам рассмотрения жалобы, подписанное ФИО3 о том, что исполнительное производство прекращено, в связи с достижением младшим сыном совершеннолетия. Считает данное постановление о прекращении исполнительного производства незаконным, поскольку за плательщиком алиментов долг в сумме 655 527,90 руб.
Просит суд возобновить исполнительное производство о взыскании алиментной задолженности в пользу ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ г. рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, с ФИО4 в полном объеме.
Административный истец ФИО2 в судебном заседании административный иск уточнила, просит суд отменить постановление о прекращении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ и возобновить исполнительное производство №...-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 о взыскании алиментов.
Административный ответчик судебный пристав – исполнитель Центрального РО СП г. Волгограда ФИО1 в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что после достижения ребенком совершеннолетия исполнительное производство о взыскании алиментов было прекращено, возбуждено новое исполнительное производство о взыскании задолженности.
В судебное заседание представитель административного ответчика УФССП России по Волгоградской области, административный ответчик заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава ФИО3, заинтересованные лица ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомлен.
Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд, что прямо предусмотрено ч. ч. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ.
В порядке ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что с 14.07.2017 в производстве судебного пристава – исполнителя Центрального РО СП г. Волгограда находилось исполнительное производство №...-ИП о взыскании алиментов с ФИО4 в пользу ФИО2 в размере 1/3 доли дохода.
Постановлением от 21.02.2022 исполнительное производство №...-ИП прекращено, в связи с достижением ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совершеннолетия.
По правилам ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями суд учитывает положения ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ч. 3 ст. 219 КАС РФ, по смыслу которых административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку с рассматриваемым административным иском об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 21.02.2022, которое было получено 26.02.2022, обратилась в суд 11.03.2022, установленный законом срок им не пропущен.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определяются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Таким образом, после 21 февраля 2022 года исполнительное производство подлежало прекращению в связи с достижением ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения, совершеннолетия.
Исходя из положений статьи 44 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава-исполнителя являются исполнительными документами.
Согласно части 6 статьи 30 этого же Закона основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из представленного расчета следует, что задолженность по алиментам за период с 28.12.2015 по 21.02.2022г.г. составляет 204 686,66 рублей.
В связи с наличием задолженности возбуждено исполнительное производство №40262/22/34043-ИП о взыскании с ФИО4 в пользу ФИО2 задолженности по алиментам в сумме 204 686,66 рублей.
Согласно обстоятельствам административного дела, исполнительное производство прекращено в связи с наступлением событий предусмотренных законом, произведен расчет задолженности по алиментам, после чего возбуждено исполнительное производство по взысканию задолженности по алиментам.
Доводы заявителя о нарушении прав взыскателя на первоочередное удовлетворение требований, являются необоснованными, поскольку в силу положений пункта 1 части 1 статьи 111 Закона "Об исполнительном производстве", задолженность по алиментам также относится к первой очереди взыскания. Ни достижение ребенком совершеннолетия, ни прекращение исполнительного производства о взыскании алиментов не изменяют природу ранее возникшего и неисполненного обязательства уплатить алименты на содержание несовершеннолетних детей, пока кредитором по этому обязательству является родитель, в пользу которого такие алименты взысканы. С учетом этого взыскание в рамках исполнительного производства задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетних детей в пользу одного из родителей, образовавшийся на день совершеннолетия ребенка, как и взыскание задолженности по алиментам, образовавшейся до совершеннолетия ребенка, осуществляется в очередности, установленной законом для удовлетворения требования по взысканию алиментов.
По правилам ст. 227 КАС РФ, удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: признании судом оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу положений ст. 11 ГК РФ и ст. 226 КАС РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер. Способы защиты прав должны быть разумными и соразмерными.
Поскольку действия судебного пристава – исполнителя являются законными, прав административного истца не нарушают, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 181, 218 - 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении требований ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Центрального районного отдела судебных приставов г. Волгограда УФССП по Волгоградской области ФИО1, заместителю начальника отдела - заместителю старшего судебного пристава Центрального РО СП г. Волгограда УФССП России по Волгоградской области ФИО3, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области о признании незаконным и отмене постановления о прекращении исполнительного производства, возобновлении исполнительного производства – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Полубоярова Е.Г.