ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-198/19 от 15.04.2019 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-198/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2019 года Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Лыткиной А.Н.,

с участием помощника Костромского межрайонного природоохранного прокурора Савинцевой С.О.,

при секретаре Сухаревой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области о возложении обязанности установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов,

установил:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределённого круга лиц к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее Департамент) о возложении обязанности установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

В обоснование указал, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки соблюдения законодательства об охране вод в деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области выявлен факт непринятия мер по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в Галичском районе Костромской области: рек Вёкса, Едомша, Ихтема, Кистега, Костомка, Ламза, Небаровка, Нея, Ноля, Норнога, Олешанка, Осма, Пойма, Порнега, Россоловка, Саха, Святичка, Средняя, Суздаль, Тёбза, Челсма, Шача, Шача, Шача, Шача, Шокша, Юрманка.

В силу ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.1 ст.55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (п.2 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ).

В силу п.17 ст.1 Водного кодекса РФ охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ограничения и запреты, действующие в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, установлены в частях 15 и 17 статьи 65 ВК РФ.

Таким образом, как он (прокурор) считает, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы являются зонами с особыми условиями использования.

В нарушение требований ч.5 ст.10, п.9 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п.п.4,31,32 (1) Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3 - 13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 года № 1532, п.6 Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 года № 145, п.п.2,3,4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 года № 17, границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос указанных выше водных объектов не установлены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, на Публичной кадастровой карте отсутствуют.

В соответствии с пунктом 20 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, утверждённого постановлением Губернатора Костромской области от <дата>....., к полномочиям Департамента в сфере водных отношений, в том числе отдельным переданным Российской Федерацией полномочиям в области водных отношений, относятся, помимо прочих, осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Костромской области, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Костромской области и другие полномочия.

При этом, как он (прокурор) полагает, исполнение Департаментом возложенных законом обязанностей не может быть поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) соответствующего финансирования.

Считает, что интересы неопределённого круга лиц - граждан, которые могут находиться в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также пользоваться ими способами, не противоречащими федеральному и региональному законодательству (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения Департаментом перечисленных требований законодательства нарушены тем, что отсутствие установленных на местности указанных границ создает угрозу осуществления на названных территориях деятельности, противоречащей целям её функционирования, что свидетельствует о нарушении права каждого на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о её состоянии, гарантированного ст. 42 Конституции РФ.

При изложенных обстоятельствах он (прокурор), действуя в интересах неопределённого круга лиц, просит суд возложить на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области обязанность в срок до <дата> установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – рек Вёкса, Едомша, Ихтема, Кистега, Костомка, Ламза, Небаровка, Нея, Ноля, Норнога, Олешанка, Осма, Пойма, Порнега, Россоловка, Саха, Святичка, Средняя, Суздаль, Тёбза, Челсма, Шача, Шача, Шача, Шача, Шокша, Юрманка (местоположение: Галичский район Костромской области).

В судебном заседании помощник Костромского межрайонного природоохранного прокурора Савинцева С.О., поддержав заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, уточнила требования в части срока исполнения административным ответчиком обязанности установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, просила определить срок её исполнения до <дата>. Данные требования мотивировала значительным объёмом работ, длительностью административных процедур, необходимых для выполнения указанной обязанности.

Также Савинцева С.О. сообщила, что в административном исковом заявлении допущена техническая ошибка: река Шача указана четыре раза, вместо правильного одного раза, поэтому она просит учесть это при рассмотрении дела и вынесении решения.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился. Директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области Беляев А.В. заявил ходатайство рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В отзыве на административное исковое заявление Беляев А.В., ссылаясь на п.20 Положения о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, утверждённого постановлением губернатора Костромской области от <данные изъяты> ст.26 Водного кодекса РФ, Правила расходования и учёта средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, сообщил, что обязательным условием осуществления мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение его в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счёт средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определённый год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия.

По его мнению, Департамент не допускает бездействия при реализации переданных полномочий в области водных отношений. Полномочия реализуются в той мере, в какой позволяет финансирование. В настояще время Департамент исполняет обязательства по Государственному контракту от <дата> № Ф.2017.472886 «Расчистка и дноуглубление русел рек Воржа и Бородок в районе населённого пункта Шунга и Саметь Костромского района Костромской области», оплата по которому производится в несколько этапов, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Костромской области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.

При изложенных обстоятельствах просит суд установить срок исполнения обязательств по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов не ранее <дата>.

Представитель Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Костромской области, привлечённого к участию в процессе в качестве заинтересованного лица, на рассмотрение дела не явился. Директор филиала Семенова Л.В. просила провести судебное заседание в отсутствие их представителя, решение вопроса по существу заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора Савинцеву С.О., суд приходит к следующему:

Согласно ст.2 Водного кодекса РФ водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (часть 1).

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения (часть 6).

Как следует из ч.1 ст.8 ВК РФ, водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.26 ВК РФ Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

Исходя из п.17 ст.1 ВК РФ, охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В силу ч.1 ст.55 ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24-27 настоящего Кодекса.

Ч.1 и ч.2 ст.65 ВК РФ определено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озё&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;????????????????????&#0;??????????Й?&#0;&#0;?Й??????????&#0;&#0;??????&#0;????J?J?J&#0;???????J?J?J&#0;???????J?J?J&#0;??????&#0;?????????????????????)?????????????????????????????????????????&#0;????????&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;/&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;&#0;&#0;

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В силу ч.5 ст.10 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором отображаются сведения о береговых линиях (границах водных объектов): тип (в соответствии с частью 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации) и наименование (при наличии) поверхностного водного объекта; описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).

Как гласит п.9 ч.1 ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3 - 13,15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Из пункта 4 указанных Правил следует, что в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий, а также прекращения существования зоны с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий или о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий, направляют в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, в том числе их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, или сведения, содержащиеся в решении о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.

Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 4,6,7 и 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон (пункт 31 Правил).

Текстовое описание местоположения границ лесничеств и лесопарков, границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями использования территории приводится в виде связного текста как описание прохождения отдельных частей границ указанных территорий и зон, расположенных между двумя характерными точками, если такие части границ совпадают с местоположением внешних границ природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, в том числе линейных объектов (п. 32(1) Правил).

Согласно п.п.6 п. Состава сведений, содержащихся в кадастровых картах, утверждённого приказом Минэкономразвития России от 17.03.2016 года № 145, на публичных кадастровых картах воспроизводятся общедоступные сведения Единого государственного реестра недвижимости, к которым, в том числе, относятся границы зон с особыми условиями использования территорий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с п.2 указанных Правил установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

П.3 названных Правил определено, что установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоёмов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоёмов, установленным Правительством Российской Федерации.

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают:

а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьёй 65 Водного кодекса Российской Федерации;

б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек;

в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах;

г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков (п.4 рассматриваемых Правил).

Постановлением <адрес> от <дата>..... утверждено Положение о департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.

Как следует из пункта 20 указанного Положения, к полномочиям Департамента в сфере водных отношений, в том числе отдельным переданным Российской Федерацией полномочиям в области водных отношений, относятся, помимо прочих, осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности Костромской области; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Костромской области; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Костромской области.

Таким образом, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функции по охране водных объектов, находящихся в собственности Костромской области, а также водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и распложенных на территории Костромской области.

Как следует из материалов дела, в феврале 2017 года Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проводилась проверка исполнения законодательства об охране вод в деятельности департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, в ходе которой установили, что Департаментом должным образом не выполняются полномочия в сфере водных отношений, в том числе отдельные переданные Российской Федерацией полномочия в области водных отношений, а именно: из общей протяжённости водоохранных зон и прибрежных защитных зон водных объектов (5 080 км) на кадастровый учёт поставлено всего 668 км (14%), закреплено границ на местности – 3 736 км (77 %).

<дата> в адрес директора Департамента Костромская межрайонная природоохранная прокуратура внесла представление о принятии мер к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих.

<дата> Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой вновь проводилась проверка соблюдения законодательства об охране вод в деятельности департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, в ходе которой был выявлен факт того, что границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в Галичском районе Костромской области - рек Вёкса, Едомша, Ихтема, Кистега, Костомка, Ламза, Небаровка, Нея, Ноля, Норнога, Олешанка, Осма, Пойма, Порнега, Россоловка, Саха, Святичка, Средняя, Суздаль, Тёбза, Челсма, Шача, Шокша, Юрманка не установлены, сведения о них в государственный кадастр недвижимости не внесены, на Публичной кадастровой карте отсутствуют.

Факт того, что границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос названных водных объектов не установлены, административный ответчик не оспаривает.

Приведённые выше правовые нормы обязывают департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области устанавливать границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос указанных водных объектов, находящихся на территории Костромской области. Данные нормы обязательны для исполнения и их исполнение, как считает суд, не может быть поставлено в зависимость от наличия (отсутствия) соответствующего финансирования.

По мнению суда, отсутствие установленных на местности указанных границ нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об её состоянии, экологическую безопасность, а также создаёт угрозу осуществления на рассматриваемых территориях деятельности, противоречащей целям их функционирования.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора, заявленные в интересах неопределённого круга лиц, являются законными и обоснованными. Настоящим решением на административного ответчика следует возложить обязанность установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов – рек Вёкса, Едомша, Ихтема, Кистега, Костомка, Ламза, Небаровка, Нея, Ноля, Норнога, Олешанка, Осма, Пойма, Порнега, Россоловка, Саха, Святичка, Средняя, Суздаль, Тёбза, Челсма, Шача, Шокша, Юрманка (местоположение: Галичский район Костромской области).

При определении срока устранения выявленных нарушений суд учитывает мнение как Костромского межрайонного природоохранного прокурора, так и мнение директора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, считавших, что он должен быть предоставлен до <дата>.

Также суд исходит из того, что для устранения рассматриваемых нарушений потребуется значительный объём работ и длительное время.

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что названный срок является разумным и достаточным для выполнения Департаментом возложенной на него настоящим решением обязанности.

Руководствуясь ст.ст.14,175-177,227,228 КАС РФ,

решил:

Административный иск Костромского межрайонного природоохранного прокурора, заявленный в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Возложить на Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области обязанность в срок до 31 декабря 2021 года установить границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов - рек Вёкса, Едомша, Ихтема, Кистега, Костомка, Ламза, Небаровка, Нея, Ноля, Норнога, Олешанка, Осма, Пойма, Порнега, Россоловка, Саха, Святичка, Средняя, Суздаль, Тёбза, Челсма, Шача, Шокша, Юрманка (местоположение: Галичский район Костромской области).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Н.Лыткина

Мотивированное решение

изготовлено 19.04.2019 года

Судья А.Н.Лыткина