ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-198/2022 от 16.08.2022 Зубцовского районного суда (Тверская область)

Дело № 2а-198/2022

УИД 69RS0009-01-2022-000351-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Зубцовский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Карбанович Д.В.,

при секретаре Зуккель И.Н.,

с участием представителя административного истца Григорьева И.В.

представителя административного ответчика Меладзе Д.А.,

в открытом судебном заседании 16 августа 2022 г. в г. Зубцове Тверской области, рассмотрев административное дело по иску и.о. прокурора Зубцовского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

установил:

И.о. прокурора Зубцовского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия выразившегося в не проведении категорирования, оценки уязвимости специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, мероприятий по разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства и возложении обязанности в отношении объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства провести категорирование, оценку уязвимости и разработать план обеспечения транспортной безопасности.

В обоснование требований ссылается на то, что прокуратурой Зубцовского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищённости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, выявлены нарушения в деятельности администрации Зубцовского района.

Городскому поселению город Зубцов на праве муниципальной собственности принадлежат объекты транспортной инфраструктуры:

- мост через реку Шешма, протяжённостью 51 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Косачева);

- мост через реку Вазуза, протяжённостью 127 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Октябрьская).

Соглашением от 27 апреля 2021 г. полномочия городского поселения – город Зубцов в части, касающиеся участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения перешли к Администрации Зубцовского района.

В ходе проверки, прокуратурой выявлены следующие нарушения:

- не организовано проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учётом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора;

- объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не категорирован в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством РФ;

- отсутствуют планы обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, принадлежащие городскому поселению города Зубцова Тверской области

В настоящее время Администрацией Зубцовского района Тверской области направлен запрос коммерческих предложений в специализированные организации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, требования по обеспечению транспортной безопасности не выполнены.

Непринятие мер по антитеррористической защищённости объекта транспортной инфраструктуры не отвечает основным принципам и требованиям законодательства о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, способствует возможности совершения террористических актов и террористических угроз, что влечёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

На основании изложенного выше, и.о. прокурора Зубцовского района Тверской области просит суд признать незаконным бездействие администрации Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не проведении категорирования, оценки уязвимости специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, мероприятий по разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, а именно: мост через реку Шешма, протяжённостью 51 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Косачева); мост через реку Вазуза, протяжённостью 127 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Октябрьская) и обязать Администрацию в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в отношении объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, а именно: мост через реку Шешма, протяжённостью 51 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Косачева); мост через реку Вазуза, протяжённостью 127 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Октябрьская):

- категорирования в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством РФ;

- оценки уязвимости с учётом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора;

- разработать план обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры, подлежащей категорированию.

Представитель административного истца заместитель прокурора Григорьев И.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Зубцовского района Тверской области Меладзе Д.А. возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях, полагая, что в действиях администрации отсутствует бездействие в обеспечении транспортной безопасности объектов инфраструктуры.

Заинтересованные лица администрация городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, Министерство транспорта Тверской области и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) своевременно и надлежащим образом извещенные о дате, месте и времени слушания дела, явку своих представителей в суд не обеспечили, об отложении слушания дела суд не просили.

Суд, выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ, случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" по транспортной безопасностью следует понимать состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства

Объектами транспортной инфраструктуры являются технологический комплекс, включающий в себя тоннели, эстакады, мосты.

Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры - отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, от угроз совершения актов незаконного вмешательства;

Соблюдение транспортной безопасности это выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии со ст. 2 Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, категорирование объектов транспортной инфраструктуры, разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности, подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности, осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности, информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности, сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Согласно ч. 2,3 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учётом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Результаты проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры утверждаются компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 6 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.

Из содержания ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" следует, что на основании результатов проведённой оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры разрабатываются на основании утверждённых результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) судом отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры (или) ссудна. (п. 2 Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, утверждённых Приказ Минтранса России от 02.07.2021 N 225).

Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентные органы).

Задачей категорирования объектов транспортной инфраструктуры является отнесение компетентным органом каждого объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего категорированию, к одной из категорий.

По результатам категорирования объекту транспортной инфраструктуры присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, предусмотренных порядком установления критериев категорирования. (Правил категорирования и установления количества категорий объектов транспортной инфраструктуры, утверждённых Постановление Правительства РФ от 03.10.2020 N 1595).

В соответствии с п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 N 2201 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3 месяцев (для субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в течение 5 месяцев) со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде. На основании утверждённых результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно, не позднее 2 лет со дня присвоения категории объекту транспортной инфраструктуры.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, городскому поселению город Зубцов Зубцовского района Тверской области на праве муниципальной собственности принадлежат объекты транспортной инфраструктуры:

- мост через реку Шешма, протяжённостью 51 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Косачева);

- мост через реку Вазуза, протяжённостью 127 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Октябрьская).

В соответствии со ст. 8 Устава Городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области к вопросам местного значения поселения относятся участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения.

Указанные полномочия Городского поселения – город Зубцов Зубцовского района Тверской области на основании соглашения о передаче полномочий от 27 апреля 2021 г. переданы Администрации Зубцовского района Тверской области. В ходе проведённой прокурором проверки установлено, что в отношении объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, подлежащего категорированию:

- не организовано проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учётом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора;

- объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства не категорирован в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством РФ;

- отсутствуют планы обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, принадлежащие городскому поселению города Зубцов Тверской области, подлежащие категорированию.

Указанные факты не отрицаются и самим ответчиком.

Непринятие мер по антитеррористической защищённости объекта транспортной инфраструктуры не отвечает основным принципам и требованиям законодательства о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, способствует возможности совершения террористических актов и террористических угроз, что влечёт угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.

Из сообщения Администрации Зубцовского района Тверской области от 28 июля 2022 г. следует, что в настоящее время назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, направлен запрос коммерческий предложений в специализированные организации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, решается вопрос о выделении финансовых средств для заключения договора с специализированными организациями, до 01 сентября 2022 г. будет проведено обучение и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.

Доводы представителя ответчика о том, что в действиях администрации отсутствует бездействие в обеспечении транспортной безопасности объектов инфраструктуры, признаются судом несостоятельными, поскольку соглашение о передаче администрации района полномочий по решению вопросов местного значения от Городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области было заключено 21 апреля 2021 г. и до настоящего момента требования по обеспечению транспортной безопасности не выполнены.

При таких обстоятельствах, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь стст.175-180, а также ст. 227 КАС РФ, Зубцовский районный суд Тверской области

решил:

Исковые требования и.о. прокурора Зубцовского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о транспортной безопасности и возложении обязанности по устранению допущенных нарушений удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не проведении категорирования, оценки уязвимости специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, мероприятий по разработке плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, а именно: мост через реку Шешма, протяжённостью 51 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Косачева); мост через реку Вазуза, протяжённостью 127 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Октябрьская).

Обязать Администрацию Зубцовского района Тверской области в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в отношении объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, а именно: мост через реку Шешма, протяжённостью 51 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Косачева); мост через реку Вазуза, протяжённостью 127 м (Тверская область, г. Зубцов, ул. Октябрьская):

- категорирования в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством РФ;

- оценки уязвимости с учётом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора;

- разработать план обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры, подлежащей категорированию.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Председательствующий Д.В. Карбанович

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 года.

Председательствующий Д.В. Карбанович

Дело № 2а-198/2022

УИД 69RS0009-01-2022-000351-44