ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1990/2022 от 12.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-1990/2022

56RS0018-01-2022-001216-13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 мая 2022 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга

в составе председательствующего судьи – Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием представителей административного ответчика помощника прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Оренбургской области Поповой Е.А., помощника прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Оренбургской области Мурзакова В.Е., представителя заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области - Яковлевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Титкова Юрия Вячеславовича к прокуратуре Оренбургской области об оспаривании представления прокуратуры Оренбургской области,

У С Т А Н О В И Л :

Титков Ю.В. обратился в суд с административным иском в обоснование которого указывает, что он состоит на государственной гражданской службе, в должности начальника управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, в министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

29.10.2021 года за № ... в адрес министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений, за подписью прокурора Оренбургской области, было внесено представление «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».

В представлении указано, что Титков Ю.В. не представил сведения о доходах за 2019 год, т.е. исполнитель при внесении представления, не учёл, что госслужащий отчитывается только за минувший год, т.е. он обязан был отчитаться лишь за 2020 год, а за год, предшествующий подаче заявления отчитывается лишь претендент или кандидат на должность государственной гражданской службы.

Кроме того, прокурор не учёл, что в вышеуказанном Положении, в пункте 5, Президентом РФ чётко определён период, за который обязан отчитываться действующий государственный служащий, а это период (с 1 января по 31 декабря), иной, более сокращённый период или, например, отработанный период Положение не предусматривает. Административный ответчик не учёл, что Титков Ю.В. состоит на службе в министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с 01.02.2020 года, а до указанной даты - 31 января 2020 года он являлся безработным, поскольку ранее по 30.01.2020 года он состоял на службе в министерстве лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, которое Указом Губернатора Оренбургской области было ликвидировано и контракты с госслужащими министерства были расторгнуты и госслужащие, названного министерства были уволены с госслужбы 30.01.2020 года.

Таким образом, 31 января 2020 года, он не состоял на госслужбе, являлся безработным, не исполнял каких-либо функций госслужбы, не был наделён распорядительными полномочиями, ему была выдана трудовая книжка, контракт с ним был расторгнут, произведён окончательный расчёт с ним и, следовательно, из периода, указанного в Положении выпадает один день, между днём увольнения и днём восстановления его на службе, а как явствует из текста Положения, каких-либо изъятий из отчётного периода Положение не предусматривает. При проведении проверки исполнитель был обязан проверить и стаж госслужащего, и период, за который он обязан отчитываться и иные нормы действующего законодательства и применить указанные нормы.

Вместе с тем весь 2020 год он являлся безработным, состоял на учёте в службе занятости и получал пособие, как безработный.

Просил суд признать незаконным представление прокуратуры Оренбургской области в части Титкова Ю.В. № ... от 29.10.2021 года.

В судебное заседание административный истец Титков Ю.В. не явился, был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, руководствуясь п.6 ст.226 КАС РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца.

Представитель административного ответчика помощник прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Оренбургской области Попова Е.А, помощник прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Оренбургской области Мурзаков В.Е, возражали против удовлетворения требований, полагая их незаконными и не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области – Яковлева О.С. возражала против удовлетворения требований, при этом указала, что по результатам проверки на основании оспариваемого представления, какого либо решения в отношении Титкова Ю.В. не принималось, поскольку данный сотрудник на момент рассмотрения дела судом уволен по собственному желанию.

Заслушав доводы участников производства, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным необходимо наличие совокупности двух обстоятельств в виде незаконного характера действий и прямого нарушения либо угрозы возникновения нарушения прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с ч.3 ст.22 ФЗ «О прокуратуре» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона: опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежат безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).

При этом, поскольку осуществление прокурором надзорной функции непосредственно затрагивает права и свободы проверяемых лиц, о начале проведения прокурорской проверки и о расширении в связи с выявленными признаками иных нарушений законов оснований ее проведения - в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации - должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки. Иной подход подрывал бы лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти и приводил бы к необоснованному ущемлению гарантированной Конституцией Российской Федерации государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения о проведении проверки № ... от 07.10.2021 года в министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - Министерство) в период с 07.10.2021 года по 29.10.2021 года проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЭ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Министерством решением о проведении проверки получено 07.10.2021г. По итогам проверки 29.10.2021 года в адрес министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области прокуратурой Оренбургской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Основанием для внесения представления послужили выявленные факты представления отдельными государственными гражданскими служащими Министерства представителю нанимателя неполных и недостоверных сведений о доходах и имуществе.

Так, установлено, что начальником управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства Титковым Ю.В. в справке о доходах за 2020 год не указан полученный им доход в размере ... рублей от ... В справке за 2020 год указан доход в виде пенсии по старости в размере ... Однако, доход в виде пенсии по инвалидности в размере .... не отражен. За 2019 год не указан доход в виде пенсии по инвалидности в размере ...

Министерством в отношении Титкова Ю.В. назначено проведение проверки в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Данным Указом утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Оценивая довод административного истца о том, что он не был обязан представлять сведения о доходах представителю нанимателя, поскольку 1 рабочий день, а именно 31.01.2020г. он являлся безработным, суд полагает таковой не состоятельным в силу следующего.

Приказом и.о. министра лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от 30.01.2020 года № ... служебный контракт с Титковым Ю.В. как с начальником управления правового обеспечения и кадровой политики расторгнут 31.01.2020 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 04.02.2021 года вышеуказанный приказ от 30.01.2020 года признан незаконным, Титков Ю.В. восстановлен в должности начальника управления правового обеспечения и кадровой политики Министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области в Министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области с 01.02.2020 года.

Министерство лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области было реорганизовано в форме присоединения к министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области. С учетом положений ч. 5 ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при реорганизации сохраняет силу и служебный контракт с обусловленным замещением должности гражданской службы и исполнением должностных обязанностей и соблюдением служебного распорядка государственного органа. Согласно выводам суда апелляционной инстанции, действие прежнего служебного контракта, заключенного с министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, не прекращается и новый служебный контракт не заключается, а все условия, установленные прежним служебным контрактом, должны применяться и соблюдаться.

Исчисление сроков регулируется положениями ст. 14 ТК РФ. Так, течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Согласно ч. 3 ст. 84.1 ТК РФ днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).

Таким образом, день увольнения Титкова Ю.В. 31.01.2020 года являлся его последним рабочим днем, а впоследствии истец восстановлен в должности с 01.02.2021 года, в связи с чем, вопреки доводам административного истца 31.01.2020 года Титков Ю.В. являлся государственным служащим. Следовательно, обязанности, установленные антикоррупционным законодательством, распространяются на Титкова Ю.В., как на государственного служащего в полном объеме, в том числе и обязанность представить полные и достоверные сведения о доходах за отчетные 2019 и 2020 годы.

Вышеуказанные обстоятельства периодов замещения Титковым Ю.В. должности государственной службы были установлены апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 04.02.2021г. по делу по иску Титкова Ю.В. и в силу положений ч.2 ст.64 КАС РФ не подлежат повторному доказыванию.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое представление прокурора Оренбургской области вынесено в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку не возлагает на него каких либо обязанностей кроме как установленных законом. Одновременно с этим, суд соглашается с доводами административного ответчика, что целью вынесения представления являлось устранение нарушений по соблюдению законодательства о противодействии коррупции. Представление является составляющей комплекса мер прокурорского реагирования, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшем.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного искового заявления Титкова Юрия Вячеславовича к прокуратуре Оренбургской области о признании незаконным представления прокурора Оренбургской области от 29.10.2021 года №... об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в части проведения проверки достоверности и полноты сведений представленных государственным служащим Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Титковым Юрием Вячеславовичем – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись О.К.Месяц

Решение в окончательной форме принято 26 мая 2022 года

Судья подпись О.К.Месяц