ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1992/19 от 15.10.2019 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2а-1992/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 15 октября 2019 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи: Самохиной Е.А.,

при секретаре: Бжицких А.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Первомайского района Алтайского края Конышевой Е.Г.,

представителя административного ответчика – Комаровой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Первомайского района Алтайского края, главе администрации Первомайского района Алтайского края Иванову А.Е. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Первомайского района Алтайского края обратился в суд с указанным иском, в котором с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие администрации Первомайского района Алтайского края по организации управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, а именно в связи с непроведением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления отрытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» открытого конкурса по отбору управляющей организации в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не реализовано, а также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не реализовано, в отношении многоквартирных домов: с. Берёзовка, ул. 40 лет Победы, 17а, с. Берёзовка, ул. 40 лет Победы, 39, с. Берёзовка, ул. 40 лет Победы, 39б, с. Берёзовка, ул. 40 лет Победы, 40, с. Берёзовка, ул. 40 лет Победы, 42, с. Березовка, пер. Строительный, 14, с. Березовка, пер. Строительный, 16, с. Березовка, ул. 40 лет Победы, 60, с. Березовка, ул. 40 лет Победы, 69, с. Боровиха, ул. Кооперативная, 5, с. Бажево, ул. Полевая, 13, п. Правда, Микрорайон, 1, п. Правда, Микрорайон, 3, п. Правда, Микрорайон, 4, п. Правда, Микрорайон, 5, п. Правда, ул. Школьная, 8, п. Лесной, ул. Молодежная, 15, с. Повалиха, ул. Строительная, 1, с. Санниково, ул. Советская, 19, с. Первомайское, ул. Молодёжная, 41, п. Северный, ул. Юбилейная, 1, с. Журавлиха, ул. Строительная, 17, с. Журавлиха, ул. Строительная, 18, п. Сибирский, ул. Гагарина, 9А, п. Сибирский, ул. Гагарина, 11, п. Сибирский, ул. Молодежная, 1А, п. Сибирский, ул. Молодёжная, 1, п. Сибирский, ул. Молодёжная, 2, п. Сибирский, ул. Молодёжная, 4, п. Сибирский, ул.Первомайская, 1, п. Сибирский, ул. Солнечная, 6, п. Сибирский, ул. Строительная, 12, п. Сибирский, ул. Строительная, 14, п. Сибирский, ул.Новая, 3, п. Сибирский, ул. Новая, 5, п. Сибирский, ул.Новая, 1, п. Лесная Поляна, ул. Центральная, 13, с. Октябрьское, ул. Нагорная, 2; Октябрьское, ул. Нагорная, 1 и обязать административного ответчика совершить указанные действия; незаконным бездействие по организации осуществления муниципального жилищного контроля, а именно: по включению плановых проверок управляющих организаций, действующих на территории Первомайского района Алтайского края, и обязать административного ответчика совершить указанные действия; возложить на администрацию Первомайского района Алтайского края назначить управляющую компанию для многоквартирных жилых домов, у которых не выбран (не реализован) способ управления по указанным выше многоквартирным домам. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установить срок совершения указанных действий.

В обоснование иска указано, что администрацией Первомайского района Алтайского края не исполняются требования федерального законодательства, в частности, пункт 6 части 1, часть 3 и часть 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), чч 1.1, 2.1, 2.2, 3, 4, 4.1 статьи 20, чч 1, 4, 4.1, 6, 8, 17 статьи 161, часть 5 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), так как полномочия по содержанию муниципального жилищного фонда осуществляются ненадлежащим образом, не планируются и не проводятся мероприятия в сфере муниципального жилищного контроля, не определен либо не реализован в установленном порядке способ управления многоквартирными жилыми домами на территории муниципального образования - Первомайский район Алтайского края по указанным выше адресам.

В результате незаконного бездействия администрации Первомайского района Алтайского края нарушаются права неопределенного круга лиц, помимо проживающих в многоквартирных домах граждан, также и иных лиц, так как это ведет к бесхозяйственности, срыву мероприятий по подготовке к отопительному сезону, нарушению правил благоустройства, создает угрозу утраты муниципального жилищного фонда и невозможности в связи с этим реализации прав граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДАТА производство по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Первомайского района Алтайского края, главе администрации Первомайского района Алтайского края Иванову А.Е. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, в части признания незаконным бездействия администрации Первомайского района Алтайского края по организации управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений не выбран способ управления или выбранный способ управления не реализован, а именно в связи с непроведением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления отрытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» открытого конкурса по отбору управляющей организации в случае, когда собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не реализовано, а также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления домом или если принятое решение о выборе способа управления домом не реализовано; возложения обязанности совершить указанные действия; возложения на администрацию Первомайского района Алтайского края обязанности назначить управляющую компанию для многоквартирных жилых домов, у которых не выбран (не реализован) способ управления многоквартирным домам, прекращено.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен глава администрации Первомайского района Алтайского края Иванов А.Е., в качестве заинтересованных лиц: ООО «УК МКД «Березовка», ТСЖ «Удача», ООО «Санниковское ЖКХ», ООО УК «Фотон», администрация Баюновоключевского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Березовского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Боровихинского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Жилинского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Журавлихинского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Зудиловского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Логовского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Первомайского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Повалихинского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Санниковского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Северного Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Сибирского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Бобровского Сельсовета Первомайского района Алтайского края, администрация Акуловского Сельсовета Первомайского района Алтайского края.

Прокурор Первомайского района Алтайского края Бондарев Е.А. в судебное заседание не явился, извещен, об отложении не ходатайствовал, заявлено ходатайство о вынесении в адрес администрации Первомайского района Алтайского края частного определения в порядке статьи 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Помощник прокурора Конышева Е.Г. в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержала в полном объеме, просила его удовлетворить, ходатайство прокурора поддержала, указав, что плановые проверки административными ответчиками в отношении управляющих организаций не проводятся длительное время, на 2020 год проведение плановых проверок также не запланировано. В прокуратуру поступают обращения граждан на действия управляющих организаций. Указанное свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц. Включение плановых проверок управляющих организаций, действующих на территории Первомайского района Алтайского края, в ежегодный план проведения плановых проверок осуществляется в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

В судебное заседание административный ответчик Иванов А.Е. и законный представить административного ответчика – администрации Первомайского района Алтайского края не явился, извещен надлежаще, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика – администрации Первомайского района Алтайского края Комарова Д.С. в судебном заседании просила в удовлетворении требований административного иска отказать, пояснила, что ни плановые, ни внеплановые проверки в отношении управляющих организаций, действующих на территории Первомайского района Алтайского края, не проводились, однако, нарушение прав неопределенного круга лиц не имеется.

Представитель инспекции строительного и жилищного надзора Алтайского края в судебное заседание не явился, извещен, представлен письменный отзыв, в котором просит административный иск удовлетворить.

Законные представители ООО «УК МКД «Березовка», ТСЖ «Удача», ООО «Санниковское ЖКХ», ООО УК «Фотон», администрация Баюновоключевского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Березовского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Боровихинского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Жилинского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Журавлихинского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Зудиловского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Логовского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Первомайского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Повалихинского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Санниковского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Северного Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Сибирского Сельсовета Первомайского района Алтайского края; администрация Бобровского Сельсовета Первомайского района Алтайского края, администрация Акуловского Сельсовета Первомайского района Алтайского края в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, об отложении не ходатайствовали.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотрение административного дела при данной явке.

Изучив материалы административного дела, выслушав позиции лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из содержания административного иска следует, что истцом оспаривается бездействие администрации Первомайского района Алтайского края по организации осуществления муниципального жилищного контроля. То есть административным истцом оспаривается длящееся бездействие администрации Первомайского района Алтайского края, в связи с чем административным истцом, срок обращения с административным иском соблюден.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строй Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (статья 12, часть 2 статьи 3, часть 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации).

Согласно положениям части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), муниципальный контроль организуется и осуществляется органами местного самоуправления, его предметом является соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а также соблюдение требований установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

Как следует из ч. 1.1 ст. 20 ЖК РФ, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора (равно как и с осуществлением соответствующего муниципального жилищного контроля), организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 ЖК РФ.

Согласно пункту 4.1 указанной статьи основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

1) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности;

1.1) постановки на учет в муниципальном реестре наемных домов социального использования первого наемного дома социального использования, наймодателем жилых помещений в котором является лицо, деятельность которого подлежит проверке;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) установления или изменения нормативов потребления коммунальных ресурсов (коммунальных услуг).

Аналогичные положения содержатся и в Законе Алтайского края от 04.09.2013 № 47 – ЗС «О муниципальном жилищном контроле на территории Алтайского края».

Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора и муниципального контроля)» проверкой признается совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

Предметом плановой проверки, согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Сроки и порядок включения плановой проверки в отношении управляющих организаций в план мероприятий на следующий год установлены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Согласно части 5 ст. 9 указанного закона утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом. Сроки формирования и процедура согласования ежегодного плана регламентированы частями 6 - 6.4 статьи 9 названного Федерального закона.

В соответствии с ч. 7 указанной статьи Федерального закона Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также Правила), которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил от 15.05.2013 N 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

Порядок подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ежегодные планы), их согласования и представления в органы прокуратуры, исключения проверок из ежегодного плана, а также типовую форму ежегодного плана, установлен Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 49 Устава муниципального образования Первомайский район Алтайского края от 30.04.2019 № 34, администрация района осуществляет полномочия в области муниципального контроля в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края, уставом. К полномочиям администрации района в области муниципального контроля относится, в том числе организация и осуществление муниципального контроля на территории района.

Решением Первомайского районного собрания депутатов Алтайского края от 28.04.2015 № 27 принято Положение о муниципальном жилищном контроле на территории Первомайского района, согласно подпунктам 1, 9 пункта 2 статьи 2 которого к полномочиям администрации Первомайского района Алтайского края относятся: организация и осуществление муниципального жилищного контроля на территории Первомайского района; осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением администрации Первомайского района от 28.09.2018 № 1175 утвержден административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля в Первомайском районе Алтайского края. Согласно пункту 2.1 указанного административного регламента орган контроля проводит плановые и внеплановые проверки. Плановая и внеплановая проверка проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора и муниципального контроля)». Основанием для проведения проверки является приказ (распоряжение) администрации Первомайского района (пункт 2.2). Плановые проверки осуществляются в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, утвержденным администрацией Первомайского района (пункт 2.3).

Судом установлено и следует из представленных материалов, что на территории Первомайского района осуществляют деятельность ООО «УК МКД «Березовка» (с 2013 года л.д. 56-65 т. 2), ТСЖ «Удача» (с 2009 года л.д. 66-81 т. 2), ООО «Санниковское ЖКХ» (с 2013 года л.д.58 т. 1), ООО УК «Фотон» (с 2010 года л.д. 44 т. 2).

Вопреки требованиям вышеприведенного закона, начиная с 2015 года (то есть более трех лет), как плановые, так и внеплановые проверки в отношении данных управляющих организаций административными ответчиками не проводились; в ежегодный план мероприятий плановые проверки не включены и на 2020 год. Указанные обстоятельства в суде административными ответчиками не отрицались, сведения о проведении плановых проверок суду не представлены.

Кроме того, допрошенный в качестве свидетеля Апевалова А.В. - начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и газоснабжения Администрации Первомайского района, в суде показал, что плановые проверки деятельности управляющих организаций на территории Первомайского района Алтайского края не осуществлялись, для проведения муниципального жилищного контроля нет специалистов. Указанные обстоятельства не отрицались административными ответчиками и представителями заинтересованных лиц ООО «УК МКД Березовка», Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края. Данные обстоятельства также подтверждаются письменными доказательствами, а именно ответом главы администрации Первомайского района Алтайского края на запрос суда от 04.10.2019 № 131.

ДАТА прокурором Первомайского района Алтайского края в адрес главы администрации Первомайского района Алтайского края по результатам проведения проверки соблюдения федерального законодательства в жилищной сфере внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в том числе относительно осуществления плановых и внеплановых проверок управляющих организаций органом муниципального контроля (л.д. 24-26 т. 1). Согласно ответу главы администрации Первомайского района Алтайского края прокурору № 0264 от 11.05.2018, проверки управляющих организаций не проводятся в связи с отсутствием сотрудников в отделе администрации Первомайского района Алтайского края (л.д. 27 т. 1).

Таким образом, жилищным законодательством на орган местного самоуправление возложена обязанность включение плановых проверок управляющих организаций, действующих на территории муниципального района Алтайского края, которая в соответствии с вышеприведенным Уставом от 30.04.2019 № 34, Решением Первомайского районного собрания депутатов Алтайского края от 28.04.2015 № 27, возложена на администрацию Первомайского района Алтайского края. Поскольку обязанность органом местного самоуправления (администрацией) не исполнена, имеет место бездействие.

Исходя из положений статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг, а также представленных прокурором обращений жителей Первомайского района относительно деятельности управляющих организаций, объяснений законного представителя ООО УК МКД «Березовка», представителя администрации Березовского сельсовета Первомайского района о поступлении таких жалоб и принятых по ним мерах, суд полагает непроведение проверок деятельности управляющих организаций со стороны административных ответчиков свидетельствует о безусловном нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о незаконности бездействия административных ответчиков.

При этом отсутствие специалистов в администрации Первомайского района Алтайского края не освобождает административных ответчиков от выполнения возложенных на нее федеральным законодательством обязанности.

Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 227 КАС РФ, суд приходит к выводу о возложении на административных ответчиков обязанности устранить допущенные нарушения путем включению плановых проверок управляющих организаций, действующих на территории Первомайского района Алтайского края, в ежегодный план проведения плановых проверок в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489.

Определяя срок для устранения допущенных нарушений, суд исходит из положений действующего законодательства, а именно указанного выше Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, полагая, что нарушения необходимо устранить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора Первомайского района Алтайского края подлежат удовлетворению в полном объеме.

Предусмотренных статьей 200 КАС РФ оснований для вынесения частного определения, как о том заявлено административным истцом при рассмотрении административного дела, не имеется, поскольку предметом административного иска являлось установление бездействия административных ответчиков, выразившегося в не включении плановых проверок управляющих организаций, действующих на территории Первомайского района Алтайского края, в ежегодный план проведения плановых проверок. Обстоятельства подготовки к отопительному сезону не устанавливались.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора Первомайского района Алтайского края в защиту неопределенного круга лиц к администрации Первомайского района Алтайского края, главе администрации Первомайского района Алтайского края Иванову А.Е. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать бездействие администрации Первомайского района Алтайского края, главы администрации Первомайского района Алтайского края Иванова А.Е. по организации осуществления муниципального жилищного контроля, а именно: по включению плановых проверок управляющих организаций, действующих на территории Первомайского района Алтайского края, незаконным.

Возложить на административных ответчиков обязанность по организации осуществления муниципального жилищного контроля, а именно по включению плановых проверок управляющих организаций, действующих на территории Первомайского района Алтайского края, в ежегодный план проведения плановых проверок в соответствии с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А.Самохина

Мотивированное решение изготовлено 22.10.2019